Энциклопедия судебной практики
Условия оплаты труда руководителей организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций
(Ст. 145 ТК)
1. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из государственного или муниципального бюджета
1.1. В отношении организаций, финансируемых из бюджета, государство выступает и как законодатель, и как собственник и работодатель
По отношению к организациям бюджетной сферы государство выступает в двух качествах: с одной стороны - законодателя, а с другой - собственника и работодателя (в экономическом смысле этого слова).
1.2. Несмотря на то что органы государственной власти и местного самоуправления определяют порядок и размеры оплаты труда руководителей организаций, выплаты производятся из средств самих организаций
Правительство РФ, органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления определяют лишь порядок и размеры оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров.
Выплаты же производятся из средств самих организаций как сторон трудового договора.
1.3. Порядок и размер оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из бюджета, не могут быть изменены соглашением сторон
Федеральный законодатель, действуя в целях строгого соблюдения бюджетного законодательства, вправе ограничить права сторон трудового договора, заключаемого между организацией, финансируемой из федерального бюджета, и работником, лишив их возможности установить в процессе переговоров справедливую с их точки зрения заработную плату, а также гарантии и компенсации, взамен предоставив таким организациям средства из бюджета для соответствующих выплат, в том числе компенсации, предусмотренной в статье 325 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.4. Государство может наделять работников бюджетных организаций дополнительными льготами
Будучи собственником организаций бюджетной сферы, государство вправе наделять работников своих предприятий и иных организаций дополнительными льготами, в том числе правом на получение компенсации расходов, особенно если эти льготы финансируются из бюджета. Но государство не должно навязывать другим собственникам (работодателям) обязанность выплачивать данную компенсацию в том же объеме, не предоставляя им соответствующих бюджетных гарантий.
1.5. Самостоятельность органов местного самоуправления при определении порядка и размера оплаты труда руководителей организаций не означает возможности данных органов действовать произвольно
Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда руководителей организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. Вместе с тем самостоятельность в решении данных вопросов не означает возможности органов местного самоуправления действовать произвольно. Устанавливая правила оплаты труда руководителей муниципальных организаций, органы местного самоуправления связаны положением Конституции Российской Федерации, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3), а также требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющего как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (статьи 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (статья 144).
1.6. Отдельные вопросы правового регулирования труда руководителя муниципальной организации могут быть урегулированы сторонами в трудовом договоре
Отдельные вопросы правового регулирования труда руководителя [муниципального] учреждения могут быть урегулированы в трудовом договоре, то есть путём согласования воли сторон трудовых отношений (руководителя и собственника имущества). Осуществление выплат компенсационного и стимулирующего характера, в том числе оказание материальной помощи, производится в соответствии с положениями о материальном стимулировании, коллективным договором. По общему правилу оплата труда руководителей муниципальных унитарных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия из прибыли. Что касается материальной помощи, то она выплачивается с целью обеспечения социальных гарантий и, как правило, является компенсационной выплатой. Особенности правового положения руководителей муниципальных унитарных предприятий предопределяет необходимость согласования всех видов выплат в порядке, определяемом собственником имущества.
2. Оплата труда руководителей внебюджетных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров
2.1. В организациях, не финансируемых из бюджета, решение вопроса об оплате труда руководителя принимает работодатель
В силу положений ст. 2, 21, 22, 57, 129, 135, 145, 136 ТК РФ любые денежные выплаты, к которым относится и денежная премия председателя ППО, производятся исключительно с согласия и на основании выраженного волеизъявления работодателя.
Учитывая, что трудовой договор иного содержания истцом как работодателем лица, в материалы дела не представлен, принимая во внимание, что установление заработной платы работнику относится к полномочиям работодателя, а материалы дела не содержат бесспорных и достоверных доказательств того, что ответчиком была получена излишняя заработная плата в результате неправомерных действий последнего, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании с ответчика излишне выплаченной заработной платы.
В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, оснований, порядка выплаты стимулирующих начислений и надбавок, а также принятие решений об их выплате, конкретный размер и периодичность выплаты относится к компетенции работодателя. Установление стимулирующих выплат является правом работодателя, но не его обязанностью.
2.2. Условия оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются отдельно от системы оплаты труда, установленной для других работников
Условия оплаты руководителей организаций определяются отдельно от системы оплаты труда, установленной для других работников.
2.3. Руководитель организации не наделен полномочиями устанавливать по отношению к самому себе размер оплаты труда
Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 8 августа 2012 г.
Для этих категорий работников [руководителей организаций, не финансируемых из федерального бюджета, их заместителей и главных бухгалтеров] устанавливаются особые, индивидуальные условия оплаты труда.
Руководитель организации является ее высшим должностным лицом, поэтому не наделен полномочиями по установлению по отношению к самому себе размера оплаты труда и иных выплат, распространению действующих локальных актов об оплате труда, так как по отношению к нему представителем работодателя является лицо, которое должно было подписать трудовой договор.
Для этих категорий работников [руководителей организаций, не финансируемых из федерального бюджета, их заместителей и главных бухгалтеров] устанавливаются особые, индивидуальные условия оплаты труда.
Из анализа статьи 273 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что руководитель организации является ее высшим должностным лицом, поэтому исходя из положений части 4 статьи 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", части 2 статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации не наделен полномочиями по установлению по отношению к самому себе размера оплаты труда и иных выплат, распространению действующих локальных актов об оплате труда, так как по отношению к нему представителем работодателя является лицо, которое должно было подписать трудовой договор.
2.4. Порядок выплаты заработной платы руководителям внебюджетных организаций должен определяться на основании локальных нормативных актов организации
Порядок выплаты заработной платы, в том числе премии и ее размера, должен быть определен в трудовом договоре, заключенном с директором общества, на основании учредительных документов организации, локальных нормативных актов.
2.5. В коллективном договоре могут устанавливаться ограничения по оплате труда руководителей для приведения размера и условий оплаты их труда в соответствие с оплатой труда иных работников организации
В коллективном договоре или соглашении могут быть установлены ограничения по оплате труда руководителей и их заместителей, а также главных бухгалтеров с целью приведения размера и условий оплаты труда руководителя в соответствие с оплатой труда иных работников организации.
2.6. Премирование генерального директора общества может производиться только с одобрения Совета директоров, выступающего в качестве работодателя
Апелляционное определение Московского городского суда от 6 июня 2013 N 11-13444/13
Вывод суда о том, что выплата генеральному директору общества ежемесячного денежного вознаграждения, размер которого не лимитируется, не основан на положениях ст.ст. 135, 145, 191 Трудового кодекса РФ, и при отсутствии приказов о премировании, решений работодателя о выплате генеральному директору ежемесячного денежного вознаграждения, а также сведений об источниках указанных выплат, учитывая, что оно выплачивается за счет средств возглавляемого общества, свидетельствует о нарушении сторонами положений ст. 10 ГК РФ, устанавливающей общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом.
2.7. Для руководителей как для особой категории работников устанавливаются особые, индивидуальные условия оплаты труда
В соответствии с п. 2 ст. 145 ТК РФ размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.
Таким образом, для категорий работников как руководитель устанавливаются особые, индивидуальные условия оплаты труда.
2.8. Изменение размера оплаты труда руководителей должно подчиняться общим требованиям, закрепленным в ст. 72 ТК РФ, т.е. производиться по письменному соглашению работника и работодателя
С учетом положений ч. 2 ст. 145 ТК РФ, в силу которых размеры оплаты труда руководителей определяются исключительно по соглашению сторон трудового договора, изменение этих условий должно подчиняться общим требованиям, закрепленным в статье 72 ТК РФ, то есть по письменному соглашению работника и работодателя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович