Энциклопедия судебной практики
Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов
(Ст. 12 НК)
1. Полномочия законодательных органов государственной власти РФ по установлению налогов и сборов
1.1. Федеральный законодатель самостоятельно определяет не только перечень федеральных налогов и сборов, но и все элементы налоговых обязательств
Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2005 г. N 289-О (пункт 2)
Федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств.
Решение Верховного Суда РФ от 2 сентября 1998 г. N ГКПИ98-412
Федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств.
1.2. Вне зависимости от вида налога или сбора (федеральный, региональный или местный) его налоговая ставка определяется только федеральным законом
Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2005 г. N 272-О (пункт 2)
Несмотря на то, каким по уровню в налоговой системе является налог - федеральным, региональным или местным - налоговая ставка определяется в федеральном законе об этом налоге (в соответствующей главе Налогового кодекса Российской Федерации).
1.3. Круг налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговая база и предельная ставка регионального налога устанавливаются федеральным законом
Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г. N 600-О-О (пункт 2)
Согласно статье 1 и пункту 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении региональных налогов законодательными органами власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, предусмотренных данным Кодексом, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов; иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом Российской Федерации. Следовательно, федеральным законом должны быть установлены круг налогоплательщиков, а также такие существенные элементы каждого регионального налога, как объект налогообложения, налоговая база и предельная ставка налога.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2009 г. N 11519/08
Согласно статье 1 и пункту 3 статьи 12 Кодекса при установлении региональных налогов законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, предусмотренных Кодексом, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов; иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.
Следовательно, федеральным законом должны быть установлены круг налогоплательщиков, а также такие существенные элементы каждого регионального налога, как объект налогообложения, налоговая база и предельная ставка налога.
1.4. Правительство РФ не вправе устанавливать налоги и сборы
Решение Верховного Суда РФ от 10 октября 2002 г. N ГКПИ02-1008
Согласно ст.ст. 57 и 75 Конституции РФ, ст. 12 Налогового кодекса РФ установление налогов и сборов осуществляется только посредством принятия законов и Правительство РФ не вправе было решать эти вопросы, что им фактически сделано при принятии оспариваемого постановления [о размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда].
2. Полномочия законодательных органов государственной власти субъектов РФ по установлению налогов и сборов
2.1. Принятие федерального закона о региональном налоге не обязывает субъект РФ вводить его в действие
Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. N 2-П (пункт 2)
Принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта Российской Федерации своим законом установить и ввести в действие данный налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты Российской Федерации.
2.2. Субъект РФ вправе осуществлять правовое регулирование регионального налога, если такое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков
Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. N 2-П (пункт 2)
Законодатель субъекта Российской Федерации может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что такое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.
2.3. Региональный законодатель не вправе устанавливать порядок определения налогооблагаемой базы
Определение Верховного Суда РФ от 04.10.2006 N 51-Г06-22
Анализ ст. ст. 12, 17, 274, 284 Налогового кодекса РФ свидетельствует о том, что налогооблагаемая база, ставка налога на прибыль организаций устанавливаются по правилам, определяемым Налоговым кодексом РФ. Субъект РФ согласно ст. 284 Налогового кодекса РФ вправе лишь понизить ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Все остальные элементы налогообложения: объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога, а также налогоплательщики определены федеральным законодателем.
Определение Верховного Суда РФ от 18.10.2002 N 59-Г02-15
В ст. 12 Налогового кодекса РФ при установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных названным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. Таким образом, региональный законодатель не вправе ограничивать круг плательщиков налога на вмененный доход, а также устанавливать порядок определения налогооблагаемой базы.
2.4. При установлении новых налогов и сборов региональный законодатель ограничен общими принципами налогообложения, определенными федеральным законодательством
Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2005 г. N 289-О (пункт 2)
Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие "установление налогов и сборов" имеет иной юридический смысл, заключающийся в том, что региональные налоги должны устанавливаться в соответствии с имеющей прямое действие Конституцией Российской Федерации и с общими принципами налогообложения и сборов, содержащимися в федеральном законе. При этом право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Российской Федерации связаны этими общими принципами.
2.5. Субъекты РФ не вправе вводить какие-либо ограничения, касающиеся круга плательщиков ЕНВД
Определение Верховного Суда РФ от 18.10.2002 N 59-Г02-15
В ст. 12 Налогового кодекса РФ при установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных названным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. Таким образом, региональный законодатель не вправе ограничивать круг плательщиков налога на вмененный доход, а также устанавливать порядок определения налогооблагаемой базы.
2.6. Субъект РФ не вправе устанавливать различные ставки транспортного налога на один и тот же вид транспортного средства для юридических и физических лиц
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2009 г. N 11519/08
У законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации отсутствовали полномочия устанавливать разные ставки транспортного налога для юридических и физических лиц на один и тот же вид транспортного средства, той же категории и мощности.
2.7. Установление курортного сбора в Положении о курорте, утвержденном постановлением администрации области, неправомерно
Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2011 N 35-Г11-1
Данный подпункт в части общей государственной экологической экспертизы генерального плана и проекта районной планировки курорта противоречит положениям статей 11 и 12 Закона "Об экологической экспертизе", устанавливающим перечни объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровня.
Подпунктом 7.2 оспариваемого Положения о курорте местного значения, утвержденного постановлением администрации области, предусмотрено взимание курортного сбора.
Данный подпункт противоречит действующему налоговому законодательству РФ, так как в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Налогового кодекса РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ, в том числе такой вид сборов, как курортный сбор.
2.8. Нельзя изменять размер госпошлины региональным законом
Определение Верховного Суда РФ от 25.08.2010 N 92-Г10-8
Часть 2 статьи 14 Закона Республики Тыва противоречит федеральному законодательству, поскольку частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что за государственную регистрацию прав в соответствии с налоговым законодательством взимается государственная пошлина. Одновременно статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам, соответственно, в силу пункта 2 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации размеры государственной пошлины установлены в самом Кодексе.
2.9. Перечень региональных и местных налогов и сборов не может быть расширен по своему усмотрению органами власти субъектов РФ
Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2000 г. N 120-О
Налоговая система в Российской Федерации включает федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечень которых устанавливается федеральным законом и не может быть расширен по усмотрению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
2.10. Местные налоги не подлежат регулированию законами субъектов РФ
Определение Верховного Суда РФ от 02.03.2005 N 76-Г05-1
В соответствии со ст. ст. 1, 12 Налогового кодекса РФ налоговое законодательство находится в ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, при этом местными являются налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными актами органов местного самоуправления.
Таким образом, местные налоги не подлежат регулированию законами субъектов РФ.
3. Полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов
3.1. Перечень региональных и местных налогов и сборов не может быть расширен по своему усмотрению органами местного самоуправления
Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2000 г. N 120-О (пункт 2)
Налоговая система в Российской Федерации включает федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечень которых устанавливается федеральным законом и не может быть расширен по усмотрению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
3.2. Внутригородские муниципальные образования городов федерального значения не вправе устанавливать, вводить в действие и прекращать действие местных налогов на своих территориях
Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2007 N 78-Г07-40
В этой связи судом правильно обращено внимание на то, что местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, Налоговым кодексом Российской Федерации не предоставлено право внутригородским муниципальным образованиям городов Москвы и Санкт-Петербурга устанавливать, вводить в действие и прекращать действие местных налогов на территориях данных муниципальных образований, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
4. Платежи, не являющиеся налогом или сбором
4.1. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не являются видом налога или сбора
Уплата ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме является безусловной обязанностью собственников помещений в жилых домах, независимо от технического состояния спорного многоквартирного дома и фактического выполнения работ. Данная обязанность установлена нормами Жилищного кодекса РФ, а потому ссылка на п. 6 ст. 12 и ст. 13 Налогового кодекса РФ не заслуживает внимания.
4.2. Платежи за аренду лесных участков не являются видом налога или сбора
Довод Общества о том, что арендные платежи за аренду лесных участков являются налоговыми платежами, не принимается кассационной инстанцией.
Виды налогов и сборов определяются Налоговым кодексом Российской Федерации, а поскольку в статье 12 НК РФ, предусматривающей такой перечень, спорный вид платежа не поименован, то, следовательно, указанный платеж ни по каким приведенным заявителем доводам не может быть отнесен к налогу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 апреля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.