Энциклопедия судебной практики
Федеральные налоги и сборы
(Ст. 13 НК)
1. Общие вопросы применения ст. 13 НК РФ
1.1. Наличие недоимки по федеральному налогу не влечет отрицательных правовых последствий для применения льгот по региональному налогу
Следует признать правильным вывод суда первой инстанции и том, что установленная в рамках камеральной проверки недоимка по НДПИ, который в силу статьи 13 НК РФ является федеральным налогом согласно буквальному толкованию статьи [регионального] закона, не влечет в спорном случае отрицательных правовых последствий для применения льготы по налогу на льготируемые имущественные объекты.
1.2. Налог на прибыль и НДС являются федеральными налогами, что позволяет произвести зачет излишне уплаченного налога на прибыль в счет НДС
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.10.2011 по делу N А17-384/2011
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Согласно статье 13 НК РФ налог на прибыль и налог на добавленную стоимость являются федеральными налогами, следовательно, с учетом пункта 1 статьи 78 НК РФ возможно проведение зачета излишне уплаченного налога на прибыль в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость.
1.3. НДС является федеральным налогом и платится в федеральный бюджет, в силу чего суммы процентов за его несвоевременное возмещение взыскиваются из федерального бюджета, а не с лицевого счета налогового органа
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете" от 23.12.2004 N 173-ФЗ возмещение суммы начисленных процентов при нарушении срока возврата (возмещения) излишне уплаченного (взысканного) налога и сбора, установленного Налоговым кодексом, подлежит отражению по соответствующему коду налога или сбора классификации доходов бюджета Российской Федерации.
Как следует из статьи 13 Налогового кодекса РФ, налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам. Приложением N 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" установлено, что налог на добавленную стоимость зачисляется в федеральный бюджет. Из анализа статьи 176 Налогового кодекса РФ следует, что суммы налога и процентов возмещаются из соответствующего бюджета. Следовательно, взыскание сумм процентов за несвоевременное возмещение налога на добавленную стоимость должно происходить за счет средств федерального бюджета, а не с лицевого счета налогового органа.
2. Государственная пошлина как вид федерального сбора (налога)
2.1. Государственная пошлина относится к федеральным сборам
Государственная пошлина относится к федеральным сборам.
В силу положений п. 10 ст. 13, п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина, уплачиваемая при подаче иска, относится к федеральным сборам.
В силу п. 10 ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится к сборам.
Государственная пошлина относится к федеральным сборам (пункт 10 статьи 13, пункт 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).
Государственная пошлина относится к федеральным сборам (пункт 10 статьи 13, пункт 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации).
Государственная пошлина является федеральным сбором (пункт 10 статьи 13, пункт 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации).
Государственная пошлина в силу п. 10 ст. 13, ст. 333.16 НК РФ является сбором, а не налогом.
Апелляционное определение Московского городского суда от 8 июля 2016 г. N 33а-16060/16
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод (статья 46, часть 1), одновременно предусматривает, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством (статья 71, пункт "о"; статья 76, часть 1). Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд - обязательны для заявителя. Это относится и к правилам, регламентирующим порядок уплаты государственной пошлины, поскольку государственная пошлина является федеральным сбором (пункт 10 статьи 13, пункт 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации), а в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Государственная пошлина в силу пункта 10 статьи 13, статьи 333.16 НК РФ является сбором, а не налогом.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу. В приведенных позициях (п.п. 2.1 и 2.1.1) суды разошлись во мнении по вопросу, является государственная пошлина налогом или сбором.
2.1.1. Государственная пошлина относится к федеральным налогам
Государственная пошлина относится к федеральным сборам (п. 10 ст. 13, п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса РФ), которые подлежат уплате в силу требования ст. 57 Конституции РФ об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 13 Налогового кодекса РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам.
Государственная пошлина относится к налогам со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера.
2.2. Допустимо округление суммы государственной пошлины до полного рубля по правилам п. 6 ст. 52 НК РФ
В силу ст. 13 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам.
Согласно п. 6 ст. 52 Налогового Кодекса РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
При таких обстоятельствах взыскание судом с ответчика в пользу истца государственной пошлины в размере 9535 руб. 66 коп. является неправомерным, произведено без учета норм действующего законодательства. В связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 9535 руб.
По правилам пункта 6 статьи 52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Из материалов дела следует, что ГУП при подаче искового заявления уплатил государственную пошлину, исчисленную по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом правила, установленного пунктом 6 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что оставление искового заявления без движения по мотиву недоплаты государственной пошлины в размере 36 копеек не способствует достижению основной конституционной цели правосудия - обеспечения прав и свобод человека и гражданина, не отвечает задачам гражданского судопроизводства, которыми являются, в частности, восстановление нарушенных прав в разумные сроки, своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
В соответствии со ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам, что позволяет применить положения ч. 6 ст. 52 НК РФ к правоотношениям по уплате государственной пошлины при обращении в суд общей юрисдикция и к мировым судьям.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 НК РФ сумма налогов исчисляется в полных рублях. Сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Поскольку в силу п.п. 10 п. 1 ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам, то указанный порядок округления до полного рубля должен применяться судами при исчислении размера государственной пошлины.
Согласно части 6 статьи 52 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
При цене иска в 62133 руб. 92 коп. государственная пошлина составляет 2063 руб. 42 коп., однако с учетом части 6 статьи 52 Налогового кодекса РФ уплата пошлины в размере 2063 руб. без 42 копеек не может быть признана не соответствующей положениям налогового законодательства.
При таком положении оснований для оставления вышеназванного искового заявления без движения по мотиву несоответствия размера государственной пошлины требуемому законом у судьи не имелось, поэтому определение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу. В приведенных позициях (п.п. 2.2 и 2.2.1) суды разошлись во мнении по вопросу, допускается ли округлять государственную пошлину до полного рубля или нет.
2.2.1. Недопустимо округление суммы государственной пошлины до полного рубля по правилам п. 6 ст. 52 НК РФ
Оставляя исковое заявление ПАО без движения, судья руководствовался положениями пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и исходил из того, что истцом государственная пошлина уплачена не полном объеме, истцу следует доплатить "данные изъяты" коп.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.
Статьей 52 НК РФ урегулирован порядок исчисления налога. Порядок исчисления сбора данная норма не регулирует.
Государственная пошлина в силу п. 10 ст. 13, ст. 333.16 НК РФ является сбором, а не налогом.
Пунктом 1 ст. 333.19 НК РФ установлен порядок исчисления размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления имущественного характера. Данной нормой закона не предусмотрена возможность округления суммы государственной пошлины до полного рубля.
Довод частной жалобы заявителя о том, что государственная пошлина им была уплачена в полном объёме, поскольку в силу пункта 10 статьи 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам, а пунктом 6 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что сумма налога исчисляется в полных рублях и сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, коллегия находит основанным на ошибочном толковании истцом норм материального права.
Статьёй 52 НК РФ урегулирован порядок исчисления налога. Порядок исчисления сбора данная норма не регулирует.
Порядок исчисления размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления имущественного характера, предусмотрен пунктом 1 статьи 333.19 НК РФ. Данной нормой закона не предусмотрена возможность округления суммы государственной пошлины до полного рубля.
3. Платежи, не являющиеся федеральным налогом или сбором
3.1. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не являются федеральным налогом или сбором
Уплата ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме является безусловной обязанностью собственников помещений в жилых домах, независимо от технического состояния спорного многоквартирного дома и фактического выполнения работ. Данная обязанность установлена нормами Жилищного кодекса РФ, а потому ссылка на п. 6 ст. 12 и ст. 13 Налогового кодекса РФ не заслуживает внимания.
3.2. Платежи за загрязнение окружающей среды и иное вредное на нее воздействие не являются федеральным налогом или сбором
Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О (пункт 4)
Налоговый кодекс Российской Федерации относит к федеральным налогам и сборам ряд налогов и сборов в сфере природопользования, в том числе налог на пользование природными недрами, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, а также экологический налог (статья 13). Однако признаки платежей за загрязнение окружающей среды и иное вредное на нее воздействие в Налоговом кодексе Российской Федерации не определены; не определены им и плательщики экологического налога и его элементы, а следовательно, статья 13 в этой части еще не введена в действие.
3.3. Единовременный платеж за заключение охотхозяйственного соглашения не является федеральным налогом или сбором
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N ВАС-5244/12
Суд не может согласиться с доводом заявителей, что единовременный платеж за заключение охотхозяйственного соглашения по своей правовой природе является сбором налогового характера, подлежащим уплате в федеральный бюджет, поэтому установление такого платежа в размере 10 руб. за один гектар охотничьих угодий на территории Приморского края противоречит перечисленным ими нормам Налогового кодекса.
В силу статьи 12 Налогового кодекса налоги и сборы обязательны для уплаты на всей территории Российской Федерации (федеральные налоги и сборы), на территории субъекта Российской Федерации (региональные), соответствующих муниципальных образований (местные).
В перечне налогов и сборов, установленных статьями 13-15 Налогового кодекса, платеж за заключение охотхозяйственного соглашения отсутствует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 апреля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.