Энциклопедия судебной практики
Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов
(Ст. 34 НК)
1. Таможенные органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товара через таможенную границу
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.07.2004 N А09-450/03-22-3
Таможенным органам предоставлено право проводить камеральные и выездные налоговые проверки в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товара через таможенную границу в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 87 - 89 Налогового кодекса РФ.
Для установления задолженности по уплате налогов и сборов, подлежащей уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, таможенный орган должен провести соответствующую проверку и оформить результаты проверки в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.
Главой 48 ТК РФ установлены правомочия таможенных органов по рассмотрению дел о нарушении таможенных правил.
Следовательно, при установлении нарушений таможенных правил предусмотрены процедура проведения проверки и оформление ее результатов.
Решение таможенного органа о взыскании налогов и сборов является незаконным, поскольку не был представлен акт проверки, свидетельствующий о нарушении таможенного и налогового законодательства, и, кроме того, в указанном решении и в требовании об уплате налогов отсутствуют подробные данные об основаниях взимания налогов и ссылки на нормативные акты, устанавливающие налоговую обязанность.
2. Таможенный орган должен принимать отдельное обоснованное решение об окончательной величине таможенной стоимости товара
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.03.2008 N КА-А41/918-08
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации НДС при перемещении через таможенную границу товаров осуществляют таможенные органы.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Таким образом, таможенным органом должно быть принято отдельное решение об окончательной величине таможенной стоимости товаров, которое должно быть обоснованным, мотивированным и содержать указания на обстоятельства, послужившие основанием для самостоятельного определения таможенной стоимости декларируемого товара.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.11.2004 N А54-720/04-С2
Исходя из положений п. 1 ст. 34 НК РФ, п. 7 ст. 32 НК при неисполнении или ненадлежащем исполнении декларантом обязанности по уплате таможенных платежей таможенный орган должен принять отдельное мотивированное решение об окончательной величине таможенной стоимости, которое является основанием для принудительного взыскания таможенных платежей.
3. Таможенные органы вправе давать разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства о налогах и сборах
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.1999 N А56-20204/99
Таможенные органы наравне с налоговыми органами в рамках установленных НК РФ полномочий вправе давать разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
4. Направление таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога при наличии у него недоимки является условием для обращения в суд за взысканием недоимки
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.11.2003 N А21-1934/03-С1
Поскольку таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ, ненаправление таможней налогоплательщику требования об уплате налога при наличии у последнего недоимки является несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.10.2003 N А21-1933/03-С1
Согласно НК РФ направление налогоплательщику требования об уплате налога при наличии у него недоимки является обязательным и необходимым условием для подачи в суд заявления о взыскании недоимки. Таким образом, предварительное направление налогоплательщику требования об уплате налога при наличии у него недоимки независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является обязательным и необходимым условием для подачи таможенным органом в суд заявления о взыскании недоимки.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.10.2003 N А21-1931/03-С1
Поскольку по вопросам взимания налогов и сборов при перемещении товаров через границу РФ таможенные органы приравнены к налоговым, до обращения в суд за взысканием с организации таможенных платежей и пеней за просрочку их уплаты таможня обязана соблюсти досудебный порядок урегулирования споров, а именно направить организации требование об уплате указанных платежей.
Федеральным законом установлена обязательная досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по взысканию налогов и сборов, а, следовательно, по аналогии и таможенным органом должна была быть соблюдена досудебная процедура взыскания таможенных платежей.
5. Таможенные органы вправе обращаться в суд за взысканием таможенных платежей в течение шести месяцев со дня истечения срока, установленного в требовании для добровольной уплаты
В таможенном законодательстве отсутствует срок для обращения таможенного органа в суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя таможенных платежей в случае неисполнения требования об уплате таможенных платежей. Такой срок (шесть месяцев после истечения срока исполнения требования) установлен п. 3 ст. 46 НК РФ (для организаций и индивидуальных предпринимателей) и п. 2 ст. 48 НК РФ (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).
6. Срок для обращения налоговых (таможенных) органов в суд после истечения срока исполнения требования об уплате налога распространяется и на взыскание таможенных пошлин, налогов в судебном порядке
В Таможенном кодексе РФ отсутствуют нормы, определяющие срок для обращения таможенного органа в суд с иском (заявлением) о взыскании с плательщика таможенных платежей. Однако это не означает, что взыскание таких платежей в судебном порядке не ограничено во времени. Иное противоречило бы принципу правовой определенности (стабильности экономического оборота).
Согласно принципу всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), исходя из универсальности воли законодателя и основываясь на положениях статей 45-48 НК РФ (в соответствующей редакции), следует признать, что срок для обращения налоговых (таможенных) органов в суд, установленный статьей 48 НК РФ в отношении физических лиц и составляющий шесть месяцев (после истечения срока исполнения требования об уплате налога), распространяется и на взыскание таможенных пошлин, налогов в судебном порядке. Вместе с тем при обращении в суд с иском (заявлением) о взыскании таможенных пошлин, налогов с юридических лиц этот шестимесячный срок следует исчислять с момента истечения установленного законом срока для бесспорного взыскания соответствующих сумм (пункт 2 статьи 351 ТК РФ).
7. Вопросы взимания таможенных платежей при ввозе товаров на территорию РФ, в частности в связи с корректировкой таможенной стоимости, относятся к компетенции таможенного органа
Согласно пункту 1 статьи 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Таким образом, вопросы взимания таможенных платежей, включая НДС, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, в частности в связи с корректировкой таможенной стоимости, относятся к компетенции таможенного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.