Энциклопедия судебной практики
Тарифные системы оплаты труда
(Ст. 143 ТК)
1. Общие вопросы применения ст. 143 ТК РФ
1.1. Тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы устанавливается на основе единой тарифной сетки
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 марта 2003 г. N КАС03-25
В соответствии же со ст. 143 Трудового кодекса РФ Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы; тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единой тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.
Решение ВК Верховного Суда РФ от 30 мая 2003 г. N ВКПИ 03-28
В настоящее время оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется централизованно на основе единой тарифной сетки или специальных законодательных актов.
1.2. Присвоение тарифного разряда является необходимым условием для определения конкретного тарифного коэффициента
Каждому квалификационному разряду (каждой категории) соответствует определенный диапазон разрядов по оплате труда и диапазон тарифных коэффициентов ЕТС.
Таким образом, присвоение разряда по оплате труда (тарифного разряда) является необходимым условием для определения конкретного тарифного коэффициента. Иное ведет к произвольному определению тарифного коэффициента.
1.3. ТК РФ не содержит определения понятия "квалификация работника"
Трудовое законодательство не дает понятий производительности труда и квалификации работников, однако под данным понятием понимается показатель, характеризующий выполнение норм выработки, плана и конкретных заданий, измеряемое количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенным одним работником за определенное, фиксированное время.
1.4. Работникам, занимающим одинаковые должности, но имеющим разные квалификационные категории, могут быть установлены разные оклады
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 апреля 2011 г. N 3-Г11-7
Суд правильно указал в решении, что трудовое законодательство предполагает установление одинакового должностного оклада работникам, занимающим одну и ту же должность и имеющим одинаковую квалификацию, тогда как работникам, занимающим одинаковые должности, но имеющим разные квалификационные категории, могут быть установлены разные оклады.
1.5. Повышение МРОТ не является обязательным основанием для повышения тарифных ставок (окладов)
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2005 г. N 58-Г05-21
Суд обоснованно исходил из того, что понятия "минимальный размер оплаты труда" и "тарифная ставка" различны и повышение минимального размера оплаты труда федеральным законом не является обязательным основанием для одновременного повышения тарифных ставок (окладов) работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральный закон в данном случае носит рекомендательный характер, а размер и сроки повышения тарифных ставок должны определяться при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год, исходя из имеющихся финансовых возможностей.
1.6. При повышении тарифной ставки повышается и размер всех причитающихся работнику выплат
Постановление Президиума Оренбургского областного суда от 16 января 2017 г. по делу N 4Г-2380/2016
Так как основой для исчисления заработной платы по рабочим специальностям является тарифная ставка, то при ее изменении изменяется оплата иных показателей, соответственно, повышается размер иных составляющих заработка, в частности районный коэффициент, размер премии.
Основой для исчисления заработной платы по профессии водитель является тарифная ставка, то при ее изменении изменяется и оплата за работу в ночное время и в вечернее время, в праздничнее дни, соответственно, повышается и размер премии и районного коэффициента, которые в соответствии со статьями 143-144 ТК РФ устанавливаются в процентном отношении к основному заработку (окладу, тарифам). Размер тарифной ставки, как и должностного оклада работника, в соответствии с ч. 2 ст. 306 ТК РФ являются существенными условиями труда. В этой связи повышение тарифной ставки следует признать устойчивым изменением, улучшающим имущественное положение застрахованного.
1.7. Муниципальные учреждения не имеют права устанавливать размеры тарифных ставок
Поскольку действующим законодательством муниципальным учреждениям не предоставлено право устанавливать размеры тарифных ставок, оснований для возложения на ответчика обязанности производить доплаты к тарифной ставке до размера минимального размера оплаты труда не имеется.
2. ЕТКС и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих как основные документы в тарифной системе оплаты труда
2.1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих носит рекомендательный характер
Решение Верховного Суда РФ от 25 мая 2015 г. N АКПИ15-388
На основе содержащихся в Справочнике квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов.
Таким образом, Справочник носит для работодателя не обязательный, а рекомендательный характер.
Согласно части восьмой статьи 143 ТК РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Справочник был издан до введения в действие ТК РФ, содержит общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющие рекомендательный характер, в связи с чем в государственной регистрации не нуждался и на регистрацию в Минюст России не представлялся.
Согласно решению Верховного суда Российской Федерации от 25.05.2015 N АКПИ15-388 квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Министерством труда Российской Федерации от 21.08.1998 N 37, носит для работодателя не обязательный, а рекомендательный характер.
Апелляционное определение Московского городского суда от 24 марта 2017 г. N 33-11166/17
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, правомерно пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, кроме того, законом не ограничено право работодателя самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), истец не относится к категории лиц, заключение с которыми трудового договора является обязательным для ответчика; ТК РФ не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения; требования, содержащиеся в "Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих" от 21.08.1998 г. N 37 носят рекомендательный характер, при этом только работодателю предоставлено право, руководствуясь спецификой деятельности организации и ее потребностям, наряду с требованиями, содержащимися в указанном справочнике, устанавливать дополнительные требования к образованию и квалификации, а также стажу работы претендента на вакантную должность.
Довод жалобы о том, что применительно к ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации и ЕКС, утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации от 21.08.1998 N 37, требования к квалификации ... соответствовали имеющемуся у истца образованию, также был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен. Доводы жалобы в указанной части сделаны без учета положений ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Судебная коллегия считает необходимым отметить, что в абз. 1 "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 21.08.1998 N 37, указано, что справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров. Таким образом, указанный акт носит рекомендательный характер.
Ссылаясь на положения Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 г. N 37, предусматривающие, что "данные изъяты" является первым заместителем директора предприятия и несет ответственность за результаты и эффективность производственной деятельности, суд не учел рекомендательный характер Справочника.
2.2. Перечень обязанностей, закрепленных в ЕТКС, не является исчерпывающим
По своей правовой природе данный нормативно-правовой акт [Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих] является документом рекомендательного характера, в тарифно-квалификационных характеристиках приводится перечень работ, наиболее типичных для данного разряда профессии рабочего.
Этот перечень не исчерпывает всех работ, которые может и должен выполнять рабочий. Администрация может разрабатывать и утверждать по согласованию с профсоюзным комитетом или иным уполномоченным работниками представительным органом дополнительный перечень работ, соответствующих по сложности их выполнения тем, которые содержатся в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих соответствующих разрядов.
2.3. Работодатель вправе устанавливать в должностной инструкции дополнительные требования к образованию и квалификации работника наряду с содержащимися в Квалификационном справочнике
Работодатель вправе, руководствуясь спецификой деятельности организации и ее потребностями, наряду с требованиями, содержащимися в утвержденном Квалификационном справочнике, устанавливать в должностной инструкции дополнительные требования к образованию, квалификации, стажу работника, учитывая, что с данной должностью не связано наличие предусмотренных законодательством компенсаций, льгот и ограничений. Оснований полагать, что работодателем были установлены явно чрезмерные требования к должностям, не имеется.
2.4. При отсутствии должности работника в ЕТКС и Квалификационном справочнике может быть применена тарифная ставка, установленная Отраслевым соглашением
В соответствии со статьей 143 ТК РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) работ и профессий рабочих и указанный ответчиком ЕТКС должности консьерж не содержит. Однако эта должность отсутствует и в разделах Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, который содержит квалификационные характеристики профессий рабочих, не вошедших в выпуски Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).
С учетом того, что тарифная ставка первого разряда представляет собой размер вознаграждения за простой труд, то есть труд низшего уровня квалификации, произведенный за единицу времени (день, час, месяц), а принятое в Обществе наименование должности работницы не соответствует ни ЕТКС, ни вышеупомянутому Квалификационному справочнику, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда о том, что в отношении неё может быть применена тарифная ставка рабочего первого разряда, установленная Отраслевым соглашением.
2.5. В небюджетных организациях оплата труда работников не ограничивается нормами Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 марта 2003 г. N КАС 03-90
Квалификационные характеристики должностей служащих, содержащиеся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, не могут служить основанием для ограничения прав по оплате труда работников тех организаций, которые не финансируются из бюджета. Тарифная система оплаты труда работников таких организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда (ст. 143 Трудового кодекса РФ), что не исключает возможность установления иных норм оплаты труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович