Энциклопедия судебной практики
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Порядок и сроки уплаты сборов. Порядок зачисления сборов
(Ст. 333.5 НК)
1. Перерасчет сборов за пользование биоресурсами в случае изменения разрешения в виде увеличения (уменьшения) объема разрешенных к добыче биоресурсов должен быть произведен только в пределах нового срока
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.09.2012 N Ф03-3535/2012 по делу N А51-1036/2012
В выданные разрешения на добычу (вылов) объектов ВБР предусмотрено внесение изменений, а также их аннулирование (ст.ст. 36, 37 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").
Таким образом, при внесении изменений в выданные разрешения в виде увеличения или уменьшения объема разрешенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов соответствующим образом увеличивается или уменьшается объект обложения сбором, разрешенный к добыче (вылову) на основании соответствующего разрешения. Следовательно, перерасчет должен осуществляться в пределах нового (измененного) срока действия разрешения и с учетом измененного объема ВБР в порядке, установленном ст.ст. 333.3, 333.5 НК РФ.
При разрешении спора суд сделал вывод о том, что изменение величины выделенной квоты не является основанием для исчисления причитающейся к уплате суммы сбора пропорционально дням использования разрешения, так как законодатель предусмотрел помесячное распределение регулярных взносов.
2. Изменение ставок сбора в период действия разрешения и внесение в него изменений в связи с увеличением квот не является основанием для перерасчета сбора по новым ставкам
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2009 по делу N А42-5313/2008
Перерасчет суммы сбора в период действия разрешения в связи с изменением ставки сбора, произошедшим после получения уже предоставленного права, НК РФ не предусмотрен.
Таким образом, обоснован вывод судов о том, что в случае изменения в период действия разрешения ставок сбора плательщик обязан уплачивать сбор по прежним ставкам, действовавшим на момент начала действия разрешения (предоставления права). Внесение изменений в разрешение, связанное с увеличением объема разрешенных к вылову биоресурсов, не влечет применение другой ставки.
3. Внесение изменений в действующее разрешение на добычу водных биоресурсов не влечет повторной уплаты суммы сбора
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.07.2011 N Ф03-2672/2011 по делу N А24-3883/2010
Статьей 333.4 НК РФ установлен порядок исчисления сбора за пользование ВБР, а статьей 333.5 НК РФ - порядок и сроки его уплаты.
В силу пункта 2 статьи 36 Федерального закона N 166-ФЗ допускается внесение изменений в выданные разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в случаях изменения или уточнения районов промысла, квот добычи (вылова) водных биоресурсов, орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, сроков действия указанных разрешений, изменения сведений о пользователе водными биоресурсами, замены капитанов рыбопромысловых судов, исправления ошибок в выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и в иных требующих безотлагательного решения случаях. Изменения в выданное разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов вносятся органом, выдавшим такое разрешение, непосредственно в подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов или посредством телеграфного отправления о внесении изменений в такое разрешение и являются неотъемлемой частью разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (пункт 3 Федерального закона N 166-ФЗ).
Таким образом, внесение изменений в действующее разрешение на добычу (вылов) ВБР не признается выдачей нового разрешения и не может рассматриваться как основание для повторного начисления сбора за пользование объектами ВБР, уплаченного ранее.
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.10.2007 N Ф03-А24/07-2/262 по делу N А24-2923/06-20
Внесение изменений в выданные разрешения на добычу водных биоресурсов не может рассматриваться как выдача новой лицензии (разрешения) и не влечет повторного исчисления и уплаты сумм сбора в отношении одного и того же объема разрешенных к добыче (вылову) биологических ресурсов.
4. При изменении величины квот сбор не пересчитывается пропорционально дням использования разрешения
Согласно пункту 2 ст. 333.5 НК РФ сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов. При этом уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.
При разрешении спора суд обеих инстанций сделал правильный вывод о том, что изменение величины выделенной квоты не является основанием для исчисления причитающейся к уплате суммы сбора пропорционально дням использования разрешения, так как законодатель предусмотрел помесячное распределение регулярных взносов.
5. Перерасчет сборов за пользование биоресурсами в случае аннулирования разрешения НК РФ не предусмотрен
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.5 Налогового кодекса РФ, устанавливающей порядок и сроки уплаты, а также порядок зачисления сбора, плательщики сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 процентам. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается ежемесячно не позднее 20-го числа равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов.
Возможность корректировки, зачета или возврата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в случае аннулирования лицензии по заявлению плательщика сбора главой 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
6. Налоговый орган не вправе самостоятельно изменять размер сбора в зависимости от района промысловых работ
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.08.2007 по делу N А05-8658/2006-8
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.5 НК РФ плательщики уплачивают сумму сбора за пользование объектами ВБР в виде разового и регулярных взносов.
Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 процентам. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами ВБР. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами ВБР ежемесячно не позднее 20-го числа.
При этом основанием для исчисления сбора за пользование объектами ВБР являются виды и объемы промысла соответствующих объектов ВБР, указанных в лицензии (разрешении).
Пунктом 2 статьи 36 Закона N 166-ФЗ предусмотрено внесение изменений в выданные разрешения на добычу (вылов) ВБР.
Изменения в разрешение на добычу (вылов) ВБР вносятся органом, выдавшим такое разрешение, непосредственно в подлинник разрешения или посредством телеграфного отправления о внесении изменений в разрешение. Эти изменения являются неотъемлемой частью разрешения (пункт 3 статьи 36 Закона N 166-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что ни налоговый орган, ни плательщик сбора не вправе самостоятельно изменять определенный в лицензии (разрешении) размер сбора в зависимости от районов промысловых работ, в которых фактически осуществлялась добыча ВБР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.