Энциклопедия судебной практики
Налог на прибыль организаций. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
(Cт. 267 НК)
1. Законом не запрещено формирование резерва, расходование которого может наступить в последующих налоговых периодах
Общество вправе сформировать резерв на предстоящие расходы по гарантийному обслуживанию и ремонту в случае, если факт расходования указанного резерва может наступить в последующих налоговых периодах, и налоговое законодательство предусматривает, что суммы неиспользованного резерва могут быть перенесены в резерв будущего периода.
2. При формировании резерва по гарантийному ремонту учитывается специфика производства и товара, на который распространяются гарантийные обязательства
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.05.2010 по делу N А53-15984/2009
Для общества требования к гарантийным обязательствам и обязательствам по осуществлению авторского надзора определяются Правительством Российской Федерации при заключении контракта по государственному оборонному заказу с иностранными заказчиками или Минобороны России. Каждый контракт является уникальным как по поставляемому изделию, так и по гарантийным обязательствам перед заказчиком, в том числе по сроку гарантии, объему гарантийных обязательств. Производственный цикл выполнения одного заказа составляет от 1 года до 5-6 лет. Специфика продукции определяет перечень обязательных работ в период гарантийного обслуживания, методику определения значений показателей гарантийных обязательств, в том числе экономических, и устанавливается соответствующими отраслевыми документами.
Таким образом, выполняя каждый новый договор, общество запускает производственный цикл с нуля и определяет размер резерва по гарантийному ремонту как налогоплательщик, ранее не осуществлявший реализацию товаров (работ) с соответствующими условиями гарантийного ремонта и обслуживания.
3. Формирование резерва отдельно по каждому виду товаров неправомерно
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.11.2005 N А43-3494/2005-36-145
Резерв на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию формируется общий для всех видов изделий, по которым имеются гарантийные обязательства.
4. Налогоплательщик должен списывать расходы на гарантийный ремонт за счет суммы созданного резерва, если им принято решение о его создании
Постановление ФАС Поволжского округа от 19.09.2007 по делу N А72-952/07-7/31
Если налогоплательщик принял решение о создании резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ), списание расходов на гарантийный ремонт осуществляется за счет суммы созданного резерва. Следовательно, сумма внереализационных расходов не может быть отражена обществом ни как убытки прошлых лет, ни как текущие расходы.
5. Перечень расходов, учитываемых при создании резерва, а также лиц, имеющих право на его формирование, законодательно не ограничен
Постановление ФАС Поволжского округа от 29.08.2013 по делу N А06-7786/2012
Из смысла [статьи 267 Налогового кодекса Российской Федерации] следует, что никаких ограничений на создание резерва, связанных с тем, кто непосредственно выполнял гарантийный ремонт (сам продавец или иное лицо), не установлено, как и не указан перечень таких расходов.
6. Положение о включении в состав доходов налогоплательщика сумм ранее созданного и неиспользованного резерва при прекращении продажи товаров (осуществления работ) расширенному толкованию не подлежит
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.06.2013 по делу N А53-25840/2012
Довод общества о том, что право включить сумму ранее созданного и неиспользованного резерва в состав доходов по окончании сроков действия договоров на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание возникло у общества при сдаче и ввода в эксплуатацию жилого дома, отклоняется, поскольку налоговым законодательством не предусмотрена подмена решения о прекращении продажи товаров таким способом.
7. Статья 267 НК РФ не запрещает создать резерв налогоплательщику, ранее реализовавшему работы с условием выполнения гарантийного ремонта, но не имеющему расходов по гарантийному ремонту этих работ
Статья 267 НК РФ не содержит запрета на создание резерва налогоплательщиком, ранее реализовавшем работы с условием осуществления гарантийного ремонта и обслуживания и не имеющим фактических расходов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в отношении этих работ.
8. Если налогоплательщик в отсутствие данные о расходах на ремонт за предыдущие три года не может предоставить информацию для определения предельного размера резерва по предстоящим расходам на гарантийный ремонт, то в таком случае он может руководствоваться п. 4 ст. 267 НК РФ
В случае, если организация не располагает необходимой информацией для определения предельного размера резерва по предстоящим расходам на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, так как отсутствуют данные о расходах на ремонт за предыдущие три года, нормы главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации не запрещают организации руководствоваться пунктом 4 статьи 267 НК РФ, регламентирующим порядок определения предельного размера резерва организацией, ранее не осуществляющей реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания.
9. Создание резерва на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию является правом, а не обязанностью налогоплательщика
Судами было обоснованно указано на то, что положениями ст. 267 НК РФ предусматривается право, а не обязанность налогоплательщика создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, и производить отчисления на формирование таких резервов. Устранение недостатков, выявленных Заказчиком после приемки выполненных работ, является обязательным для подрядчиков, однако предъявить эти работы заказчику для их оплаты не представляется возможным, так как правоотношения между подрядчиком и заказчиком регулируются договором и сметой, являющейся неотъемлемой частью договора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.