Энциклопедия судебной практики
Налог на прибыль организаций. Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств
(Ст. 324 НК)
1. Предельная величина резерва на особо сложный и дорогостоящий ремонт законодательно не установлена
Определение ВАС РФ от 16.02.2012 N ВАС-16387/11 по делу N А65-26487/2010
Суды пришли к выводу о том, что Налоговый кодекс Российской Федерации допускает различные способы формирования резервов в зависимости от вида выполняемого ремонта и не ограничивает возможности уменьшения налоговой базы на сумму превышения фактических затрат над суммой резерва. По мнению судов, различные способы формирования резервов, создание которых предусмотрено пунктом 3 статьи 260 Кодекса, предполагают, что отчисления в резерв по долгосрочным и дорогостоящим видам ремонта имеют целевой характер, определяются налогоплательщиком самостоятельно в отношении конкретных объектов основных средств.
По мнению судов, статья 324 Кодекса устанавливает лишь предельный размер резерва предстоящих расходов на обычный ремонт основных средств, ограничивая его средней величиной фактических расходов на ремонт сложившихся за последние три года. Иных ограничений формирования резерва на предстоящий ремонт и расходов на его проведение, по мнению судов, не установлено.
2. Формирование резерва на особо сложный и дорогостоящий ремонт возможно и до истечения трех лет с момента создания организации
Постановление ФАС Уральского округа от 29.11.2012 N Ф09-11789/12 по делу N А71-5173/2012
Судами сделан правильный вывод о том, что положения ст. 324 Кодекса, устанавливая правила формирования резерва на особо сложный и дорогостоящий ремонт, не определяют предельную сумму отчислений в данный резерв, в связи с чем величина резерва не зависит от суммы расходов на ремонт, произведенных за последние три года, при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись. Из изложенного судами также сделан верный вывод, что формировать резерв на проведение сложного и дорогого ремонта можно и до истечения трех лет с даты создания организации.
3. Вывод о проведении особо сложного и дорогостоящего ремонта можно сделать в каждом конкретном случае, учитывая обстоятельства дела
Постановление ФАС Центрального округа от 28.06.2006 по делу N А68-АП-356/Я-05
Суд правильно отметил, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит понятия особо сложного и дорогостоящего ремонта, а потому вывод о наличии именно такого ремонта можно сделать в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела.
4. Резерв на ремонт основных средств отличается от накоплений средств для проведения особо сложных и дорогих видов ремонта
Определение ВАС РФ от 30.08.2013 N ВАС-7593/13 по делу N А07-22797/2011
Суды отличают резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, неиспользованный остаток которых включается в доходы налогоплательщика на последнюю дату текущего налогового периода, от накоплений средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств, осуществляемых в течение более одного налогового периода.
5. Одновременное использование резервирования средств на ремонт и отнесение фактических затрат в расходы для целей налогообложения не допускается
Постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2005 N 14184/04 по делу N А19-2703/04-24
Кодексом не предусмотрено создание резервов в зависимости от видов ремонта основных средств, поэтому при создании налогоплательщиком резерва на ремонт основных средств он должен руководствоваться правилами статьи 324 Кодекса, не предусматривающей возможности включения в расходы для целей налогообложения фактических затрат по итогам отчетных периодов.
6. Размер расходов на ремонт суммой созданного резерва не ограничивается
Постановление ФАС Поволжского округа от 07.02.2012 по делу N А65-6806/2011
Налоговый кодекс РФ позволяет принять налогоплательщику в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, любые обоснованные и документально подтвержденные затраты на ремонт основных средств. При этом закон не ограничивает такие расходы для целей налогообложения суммой созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств.
7. Организация, существующая менее трех лет, не вправе определить среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года, в т.ч. создать и использовать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, а также особо сложный и дорогой вид капитального ремонта
Если организация существует менее трех лет, она не сможет определить среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года, и, соответственно, создать и использовать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, в том числе особо сложный и дорогой вид капитального ремонта.
8. Налогоплательщик вправе принять в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, любые обоснованные и документально подтвержденные затраты на ремонт основных средств, в т.ч. в первые годы деятельности в отсутствие созданного резерва предстоящих расходов на ремонт
Суды, отказав в удовлетворении заявленного требования [о признании недействительными решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения] в полном объеме, не учли, что Кодекс [НК РФ] позволяет налогоплательщику принять в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, любые обоснованные и документально подтвержденные затраты на ремонт основных средств, в том числе в первые годы деятельности в отсутствие созданного резерва предстоящих расходов на ремонт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.