Энциклопедия судебной практики
Разделение общества
(Ст. 18 Федерального закона "Об акционерных обществах")
1. Сущность и порядок разделения общества
1.1. Целью разделения общества является образование нескольких новых акционерных обществ
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"
Слияние или присоединение двух или нескольких акционерных обществ может осуществляться в целях создания более крупного общества, а разделение (выделение) - в целях образования одного или нескольких новых акционерных обществ.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2008 г. N 16324/06
Положения Закона об акционерных обществах не предусматривают возможность разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Слияние или присоединение двух или нескольких акционерных обществ может осуществляться в целях создания более крупного общества, а разделение (выделение) - в целях образования одного или нескольких новых акционерных обществ.
Слияние или присоединение двух или нескольких акционерных обществ может осуществляться в целях создания более крупного общества, а разделение (выделение) - в целях образования одного или нескольких новых акционерных обществ.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 марта 2008 г. N КГ-А41/1335-08
Слияние или присоединение двух или нескольких акционерных обществ может осуществляться в целях создания более крупного общества, а разделение (выделение) - в целях образования одного или нескольких новых акционерных обществ.
Слияние или присоединение двух или нескольких акционерных обществ может осуществляться в целях создания более крупного общества, а разделение (выделение) - в целях образования одного или нескольких новых акционерных обществ.
1.2. Разделение общества с образованием организаций другой ОПФ невозможно
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ пункт 1 статьи 57 ГК изложен в новой редакции, согласно которой допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.
Положения Закона об акционерных обществах, определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения (статьи 16 - 19), не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью) либо разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2008 г. N 16324/06
Положения Закона об акционерных обществах, определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения (статьи 16 - 19), не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью) либо разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
Положения Закона "Об акционерных обществах", определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения, не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью) либо разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
Положения Федерального закона "Об акционерных обществах", определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения (ст.ст. 16 - 19), не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством:
1) объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью);
2) разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 марта 2008 г. N КГ-А41/1335-08
Положения Федерального закона "Об акционерных обществах", определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения (ст.ст. 16 - 19), не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством:
1) объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью);
2) разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
1.3. Несправедливое распределение активов при разделении влечет наступление солидарной ответственности реорганизованного общества
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в пункт 4 статьи 58 ГК внесены изменения, согласно которым при реорганизации в форме разделения или выделения с 01.09.2014 г. вместо разделительного баланса составляется передаточный акт.
К солидарной ответственности должны привлекаться созданные в результате реорганизации общества, если из разделительного баланса видно, что при его утверждении допущено нарушение принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению интересов кредиторов этого общества (п. 1 ст. 6 и п. 3 ст. 60 ГК РФ).
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июля 2010 г. N 6315/10
К солидарной ответственности должны привлекаться созданные в результате реорганизации общества (включая то, из которого выделилось новое общество), если из разделительного баланса видно, что при его утверждении допущено нарушение принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению интересов кредиторов этого общества (п. 1 ст. 6 и п. 3 ст. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В абзаце втором пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - Постановление N 19) указано, что к солидарной ответственности должны привлекаться созданные в результате реорганизации общества (включая то, из которого выделилось новое общество), если из разделительного баланса видно, что при его утверждении допущено нарушение принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению интересов кредиторов этого общества.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" к солидарной ответственности должны привлекаться созданные в результате реорганизации общества (включая то, из которого выделилось новое общество), если из разделительного баланса видно, что при его утверждении допущено нарушение принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению интересов кредиторов этого общества.
В соответствии с абзацем 2 пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" к солидарной ответственности должны привлекаться созданные в результате реорганизации общества (включая то, из которого выделилось новое общество), если из разделительного баланса видно, что при его утверждении допущено нарушение принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению интересов кредиторов этого общества.
1.4. Действия, совершаемые при разделении общества, не являются сделками
Цель действий при реорганизации юридического лица не соответствует цели, определенной статьей 153 ГК РФ, в силу которой сделкой являются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей.
Суд исходил из того, что передача имущества (в том числе имущественных прав и обязанностей) созданному в результате реорганизации юридическому лицу не может рассматриваться как сделка применительно к положениям статьи 153 ГК РФ, так как она сама по себе не направлена на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а является исполнением воли юридического лица, принявшего решение о реорганизации общества.
Цель действий при реорганизации юридического лица не соответствует цели, определённой статьей 153 ГК РФ, в силу которой сделкой являются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей.
Основанием реорганизации в силу закона является решение (волевое действие) уполномоченного на то органа юридического лица, порядок и последствия возникновения имущественных прав и обязанностей в результате такого решения у вновь возникшего юридического лица специально предусмотрен гражданским законодательством (ст.ст. 8, 58, 129 ГК РФ), в связи с чем ст. 153 названного Кодекса в подобных случаях применению не подлежит.
Поскольку в соответствии с Законом решение о реорганизации и сама реорганизация соотносятся как волевой акт, направленный на определенный правовой результат и собственно этот правовой результат, а права и обязанности в результате решения о реорганизации возникают по иным, чем предусмотренные в п. 1 ч. 1 ст. 8 и ст. 153 ГК РФ законным основаниям, сама по себе реорганизация не может расцениваться в качестве сделки и является установленным законом способом прекращения и возникновения юридических лиц.
1.5. Вопрос о порядке конвертирования акций общества при его разделении не может быть изъят из компетенции общего собрания акционеров ведомственными актами
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 сентября 1999 г. N КАС99-222
Анализируя смысл п.п. 3, 4 ст. 18, п. 3 ст. 19 Закона об акционерных обществах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспоренное заявителем положение Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций противоречит данному закону, относящему вопрос о порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, а также выделяемого общества, как и вопрос о том, какое число акций акционеров должно оставаться в реорганизованном акционерном обществе и какое число акций должно размещаться акционерам в каждом акционерном обществе, создаваемом в результате разделения или выделения, - к компетенции общего собрания акционеров реорганизуемого акционерного общества, тогда как Стандарты лишают такие общества, а значит и акционеров обществ в праве на решение данных вопросов общим собранием акционеров.
1.6. Неуказание в заявлении о госрегистрации общества, созданного в результате разделения, наименования исполнительного органа влечет отказ в регистрации
В прилагаемом заявлении пункт 3.2, предусматривающий указание наименования постоянно действующего исполнительного органа, обществом не заполнен.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации должно быть отказано в случае непредставления заявителем определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Нельзя признать преодолением названного нарушения приложение обществом учредительных документов, в которых данный исполнительный орган поименован, поскольку представление учредительных документов юридического лица является обязательным одновременно с подписанным по установленной форме заявлением.
2. Обстоятельства, влекущие недопустимость разделения
2.1. Реорганизация в форме разделения не может быть проведена в случае применения процедуры наблюдения, даже если была начата ранее
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 мая 2013 г. N ВАС-5159/13
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 64 Закона о банкротстве с момента введения в отношении должника процедуры наблюдения органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника.
Нормы Закона о банкротстве направлены на обеспечение интересов конкурсных кредиторов - на максимально возможное удовлетворение их требований, что осуществляется посредством сохранения конкурсной массы. На это направлено, в частности, установление запретов на отчуждение и контроля за отчуждением имущества должника, причем контролю подвергаются также сделки (действия), носящие возмездный характер, но влекущие затруднения в формировании конкурсной массы: связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; учреждение доверительного управления, реорганизация юридического лица и т.п. (пункты 2 и 3 статьи 64 Закона о банкротстве).
Статьей 64 Закона о банкротстве определены ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения.
В соответствии с частью 3 названной статьи органы управления должника не вправе принимать решения, в том числе о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника.
Установление такого запрета направлено на защиту прав всех кредиторов на получение удовлетворения их требований за счет имущества должника, и, следовательно, введение в отношении юридического лица процедуры банкротства само по себе исключает его реорганизацию, не завершенную на дату введения процедуры наблюдения.
Суд апелляционной инстанции установил, что передаточный акт, без которого государственная регистрация реорганизации невозможна, оформлен после введения в отношении общества процедуры наблюдения. Кроме того, данный передаточный акт содержит недостоверные сведения относительно обязательств общества перед кредитором.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводам, что представление передаточного акта, не отражающего действительного имущественного положения реорганизуемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации; а введение в отношении юридического лица процедуры банкротства само по себе исключает его реорганизацию, не завершенную на дату введения процедуры наблюдения.
В силу п. 3 ст. 64 Закона о банкротстве, устанавливающей ограничения и обязанности должника в ходе процедуры наблюдения, органы управления должника не вправе принимать решение о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника.
Установление такого запрета является по своей сути обеспечительной мерой и направлено на защиту прав всех кредиторов на получение удовлетворения их требований за счет имущества должника. Вместе с тем данные права нарушаются не столько самим по себе принятием решения о реорганизации должника, сколько последствиями его реализации.
Коль скоро специальным законом, регулирующим вопросы о несостоятельности (банкротстве), запрещено принимать решение, являющееся лишь основанием для начала процедуры реорганизации, то тем более не допускается проведение заключительной стадии этой процедуры - внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности должника, влекущее наступление последствий, на предотвращение которых направлена воля законодателя.
2.2. Моментом начала применения ограничений на реорганизацию общества при банкротстве является оглашение резолютивной части определения о введении процедуры наблюдения
Если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, продлении срока конкурсного производства или включении требования в реестр (часть 2 статьи 176 АПК РФ), то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме.
В соответствии с п. 42 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, то датой введения процедуры будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме.
Таким образом, суд верно указал, что ограничения, установленные нормами Закона о банкротстве при введении в отношении общества процедуры наблюдения, начинают действовать с момента оглашения арбитражным судом в судебном заседании резолютивной части определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения. При этом несвоевременное изготовление арбитражным судом полного текста указанного определения не способно отменить либо отсрочить начало действия императивных ограничений, установленных Законом о банкротстве.
2.3. Принятие обеспечительных мер в виде запрета на реорганизацию является основанием для отказа в регистрации реорганизации
В рамках данного дела о несостоятельности суд принял срочные обеспечительные меры в виде запрета обществу производить процедуру реорганизации до принятия арбитражным судом решения о введении в отношении должника следующей процедуры несостоятельности (банкротства) и о запрете регистрирующим органам вносить изменения в ЕГРЮЛ, связанные с реорганизацией Общества.
В силу статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, после принятия обеспечительной меры регистрирующий орган не имел права завершать процедуру реорганизации общества.
2.4. Недопустимо разделение общества в ущерб интересам кредиторов, даже если такое ограничение законом прямо не предусмотрено
Ответчик правомерно указывает на то, что Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" содержит прямой запрет на принятие должником решения о реорганизации только с момента введения в отношении должника процедуры наблюдения (ст. 64 указанного закона). Однако это не означает, что при принятии решения о реорганизации до введения наблюдения предприятие не должно соблюдать интересы иных лиц - кредиторов и собственных акционеров.
3. Основания и последствия принудительного разделения общества
3.1. Общество может быть обязано к принудительному разделению в случае совмещения им определенных видов деятельности, создающего ограничение конкуренции
Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о совмещении предприятием деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии, в связи с чем принято решение о том, что предприятие подлежит принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения).
Доказательств, свидетельствующих о том, что предприятие осуществляет деятельность либо соответствует статусу лиц, на которых не распространяются требования ст. 6 Закона N 36-ФЗ по запрету о совмещении нескольких видов деятельности, в материалы дела не представлено.
Следовательно, вывод судов о том, что предприятие в нарушение ст. 6 Закона N 36-ФЗ совмещает деятельность по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии, является правильным.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ содержит прямой запрет с первого апреля 2006 года на одновременное наличие на праве собственности либо на ином предусмотренном федеральными законами праве акционерных обществ энергетики и электрификации имущества, непосредственно используемого при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущества, непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
Хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнение указанного требования, подлежат принудительной реорганизации в форме разделения или выделения.
3.2. Принудительное разделение общества является основанием для одностороннего отказа от исполнения обязательств перед третьими лицами вследствие невозможности дальнейшего осуществления соответствующей деятельности
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии. Юридические лица - хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения данных требований, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения).
С учетом установленного запрета на совмещение указанных видов деятельности общество, предварительно известив потребителя о расторжении договора, правомерно прекратило продажу ему электрической энергии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон об акционерных обществах" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон об акционерных обществах" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом филологических наук А. Ефременковым, кандидатом юридических наук А. Фроловой, кандидатом юридических наук С. Хаванским, М. Михайлевской, Ю. Рожковой, П. Шумилиным.