Энциклопедия судебной практики
Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда
(Ст. 229.3 ТК)
1. Особенности расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда
1.1. Привлечение государственными инспекторами труда иных лиц к участию в дополнительном расследовании не является обязательным
Апелляционное определение Пензенского областного суда от 30 июля 2015 г. по делу N 33-2134/2015
Доводы жалобы о том, что государственный инспектор труда дополнительное расследование провел единолично, без привлечения специалистов, не принимаются во внимание, поскольку государственный инспектор труда действовал в пределах своих полномочий, в соответствии со ст. 229.3 ТК РФ.
Из положений ст. 229.3 ТК РФ следует, что привлечение представителей соответствующих органов является правом, а не обязанностью государственного инспектора труда.
Доводы апелляционной жалобы о непривлечении государственным инспектором труда (по охране труда) к расследованию несчастного случая на производстве профсоюзного инспектора труда завода, не имеет правового значения для разрешения дела. Частью 1 статьи 229.3 Трудового кодекса РФ определено, что дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда.
Следовательно, привлечение профсоюзного инспектора труда не является обязательным условием проведения дополнительного расследования государственным инспектором труда. Таким образом, непривлечение к дополнительному расследованию профсоюзного инспектора труда не повлекло нарушение требований статьи 229.3 Трудового кодекса РФ.
1.2. Направление заключения государственного инспектора о несчастном случае лицу, по жалобе которого проводилось дополнительное расследование, не требуется
О результатах проведенного дополнительного расследования лицу было сообщено письмом, направление заключения государственного инспектора лицу, по жалобе которого проводилось дополнительное расследование, ст. 229.3 Трудового кодекса РФ не предусмотрено.
1.3. Государственный инспектор труда может требовать у работодателя необходимые для составления заключения документы
В силу ст.ст. 229.3, 357 ТК РФ государственный инспектор труда в связи с проводимым расследованием несчастного случая имел право потребовать у работодателя документы, необходимые для составления заключения.
1.4. Отсутствие заключения по результатам дополнительного расследования не является основанием для признания незаконным предписания, выданного государственным инспектором труда
Отсутствие заключения по результатам дополнительного расследования не влечет, безусловно, незаконность выданного государственным инспектором труда предписания, поскольку по результатам проверки им был составлен акт с указанием выявленных нарушений.
1.5. Мнение государственного инспектора труда относительно причин несчастного случая может не соответствовать мнению профсоюзного органа
При этом довод автора жалобы об отсутствии заключения профсоюзного органа об установлении вины работника подлежит отклонению, поскольку повторное расследование проведено по жалобе работника государственным инспектором труда в соответствии со ст. 229.3 ТК РФ. Законодателем не предусмотрено, что мнение комиссии или государственного инспектора труда должно строго соответствовать мнению профсоюзного органа. Мнение профсоюзной организации о том, что одной из причин несчастного случая явились и действия пострадавшего, было учтено.
2. Основания для проведения дополнительного расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда
2.1. При отсутствии оснований, предусмотренных ст. 229.3 ТК, возложение на Государственную инспекцию труда обязанности по проведению дополнительного расследования несчастного случая не предусмотрено
В соответствии с порядком расследования несчастных случаев, определенным в статье 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации, государственный инспектор труда проводит расследование в следующих случаях:
- при выявлении сокрытого несчастного случая;
- при поступлении жалобы, заявления пострадавшего (его законного представителя);
- при несогласии лица, состоявшего на иждивении погибшего, либо родственника погибшего (их законного представителя) с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;
- при получении сведений, свидетельствующих о нарушении порядка расследования несчастного случая, установленного законодательством.
Вышеназванные обстоятельства в ходе слушания дела в суде первой инстанции не были установлены, поэтому правовых оснований для возложения на Государственную инспекцию труда обязанности по проведению дополнительного расследования несчастного случая не имелось.
2.2. Перечень оснований, по которым возможно проведение дополнительного расследования несчастного случая, является исчерпывающим
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии установленных статьей 229.3 Трудового кодекса РФ оснований для проведения дополнительного расследования, перечень которых является исчерпывающим, несостоятельны, поскольку решение о проведении такого расследования принято руководителем государственной инспекции труда в Кировской области в рамках осуществления надзорно-контрольной деятельности вследствие рассмотрения поступивших от члена комиссии разногласий.
При этом судебная коллегия учитывает, что государственным инспектором по охране труда, при составлении заключения о несчастном случае на производстве, не было допущено нарушений действующего законодательства, заключение составлено в результате проведенного в установленном законом порядке дополнительного расследования уполномоченным должностным лицом и им верно установлены причины произошедшего несчастного случая, содержание заключения соответствует положениям закона и фактическим обстоятельствам происшествия и выдано обязательное для выполнения работодателем предписание.
2.3. К основаниям проведения расследования или дополнительного расследования государственным инспектором труда относятся отсутствие своевременного сообщения о несчастном случае, расследование его комиссией ненадлежащего состава, изменение степени тяжести и последствий несчастного случая
Государственный инспектор труда проводит расследование или дополнительное расследование также в случаях поступления от работодателя (его представителя) сообщения о последствиях несчастного случая на производстве или иной информации, свидетельствующей о нарушении установленного порядка расследования (отсутствие своевременного сообщения о тяжелом или смертельном несчастном случае, расследование его комиссией ненадлежащего состава, изменение степени тяжести и последствий несчастного случая).
2.4. Несоответствие формы заключения предъявляемым требованиям к его оформлению не является основанием для проведения дополнительной проверки
Ссылаясь на незаконность оспариваемых актов, кассатор указывает, что после отзыва заключения, предписания и материалов дополнительной проверки государственный инспектор должен был провести новое расследование, а не составлять новое заключение на основании предыдущих материалов расследования. Данный довод кассационной жалобы судебная коллегия считает необоснованным.
Основания, по которым возможно проведение дополнительного расследования несчастного случая, указаны в ст. 229.3 Трудового кодекса РФ.
Несоответствие формы заключения предъявляемым требованиям к его оформлению, что явилось основанием для отзыва заключения, предписания и материалов дополнительной проверки, к числу указанных выше оснований проведения дополнительной проверки не относится.
2.5. Несоответствие содержания акта о несчастном случае фактическим обстоятельствам и материалам расследования является основанием для проведения дополнительного расследования
По смыслу ч. 2 ст. 229.3 ТК РФ, для понуждения работодателя к составлению нового акта о несчастном случае на производстве необходимо установление того, что имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования, суд правомерно исходил из требований ч. 2 ст. 229.3 ТК РФ и сделал вывод, что имелись основания для вынесения Государственной инспекцией труда в Самарской области оспариваемого предписания.
По смыслу части 2 статьи 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации, для понуждения работодателя к составлению нового акта о несчастном случае на производстве необходимо установление того, что имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая.
С учетом требований части 2 статьи 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации, в судебном заседании было установлено, что основания для вынесения государственным инспектором труда предписания о понуждении работодателя к составлению нового акта отсутствовали, поскольку новых обстоятельств несчастного случая либо нарушений законодательства при составлении акта о несчастном случае на производстве, в ходе дополнительной проверки государственным инспектором труда выявлено не было, какие-либо выводы в указанной части в оспариваемом предписании отсутствуют.
2.6. Обращение регионального отделения ФСС РФ к государственному инспектору труда не является основанием проведения последним дополнительного расследования несчастного случая
В силу положений ст. 229.3 ТК РФГУ - Региональное отделение ФССРФ по РК не является субъектом обращения с заявлением к государственному инспектору труда о несогласии с выводами комиссии по расследованию несчастного случая с целью проведения дополнительного расследования несчастного случая.
2.7. Сокрытие несчастного случая самим работником является основанием для проведения расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда
Определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 мая 2012 г. по делу N 33-4966
Ссылки в жалобе на то, что суд неправильно применил к возникшим отношениям ст. 229.3 ТК РФ, так как Государственный инспектор труда в ходе неоднократных проверок никаких сокрытых работодателем несчастных случаев, в том числе произошедших с истицей, не выявил, а истица в своем заявлении к работодателю, указала, что несчастный случай скрыла она сама, то есть нарушила положения ст. 214 ТК РФ, не влияют на правильность принятого судом решения, поскольку факт неизвещения работодателя о травме не является основанием для признания факта несчастного случая непроизводственным.
2.8. Государственный инспектор труда может провести дополнительное расследование несчастного случая по материалам, представленным работодателем и органами предварительного следствия
Нарушений закона при проведении Государственным инспектором труда дополнительного расследования несчастного случая не имеется, так как государственный инспектор труда вправе провести дополнительное расследование по материалам, представленным работодателем и органами предварительного следствия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович