Энциклопедия судебной практики
Гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
(Ст. 185, 213 ТК)
1. Гарантии работникам при прохождении медицинского осмотра
1.1. Оплата времени прохождения медицинского осмотра (обследования) подлежит включению в базу для начисления страховых взносов
В соответствии со статьей 185 Кодекса на время прохождения медицинского осмотра (обследования) за работниками, обязанными в соответствии с Кодексом проходить такой осмотр (обследование), сохраняется средний заработок по месту работы.
Данная выплата в силу статьи 165 Кодекса осуществляется за счет средств работодателя.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае спорные суммы выплачены именно в связи с нахождением физических лиц в трудовых отношениях с Обществом в виде заработной платы; эти выплаты не поименованы в статье 9 Закона N 212-ФЗ, следовательно, подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Иное толкование действующего законодательства приводит к ущемлению прав гражданина - работника, что недопустимо.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования о включении в специальный стаж спорных периодов работы, правомерно исходил из того, что периоды нахождения истца в командировке, а также на медицинском осмотре являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов.
1.2. Работник, направленный на медицинский осмотр лечащим врачом, имеет право на сохранение на период осмотра среднего заработка
Рассматривая заявленные истцом требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статей 185, 213, 214, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83, и, установив то, что направление на осмотр было выдано лечащим врачом для решения вопроса о связи заболевания с трудовой профессиональной деятельностью, пришел к правильному выводу о наличии права истца на сохранение среднего заработка за период прохождения внеочередного медицинского обследования.
1.3. Средний заработок сохраняется за работником на время прохождения медицинского осмотра (обследования) только после заключения трудового договора и начала исполнения трудовых обязанностей
Исходя из смысла указанной нормы закона [ст. 185 ТК РФ] средний заработок сохраняется за работником на время прохождения медицинского осмотра (обследования) после заключения трудового договора и начала исполнения работником трудовых обязанностей, но не при прохождении медицинского осмотра (обследования), имевшего место до заключения трудового договора в целях установления отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья для работы в должности, на которую претендует соответствующий гражданин.
1.4. Суммы возмещения расходов физическим лицам в связи с прохождением ими медицинской комиссии при приеме на работу не являются объектом обложения страховыми взносами
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 июля 2012 г. N ВАС-9128/12
Суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 7, 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", сделал вывод о том, что суммы возмещения предприятием расходов физическим лицам в связи с прохождением ими медицинской комиссии при приеме на работу не являются объектом обложения страховыми взносами, поскольку носят компенсационный характер.
1.5. Период прохождения медицинского осмотра (обследования) подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования о включении в специальный стаж спорных периодов работы, правомерно исходил из того, что периоды нахождения истца в командировке, а также на медицинском осмотре являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, следовательно, данные периоды подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
1.6. Факт неоплаты работодателем периода прохождения медосмотров не лишает работника права на включение этих периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии
Сам по себе факт невыплаты работодателем в спорные периоды прохождения истцом медицинской комиссии заработной платы и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не может служить основанием для лишения его права на включение этих периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
1.7. Оплата работником стоимости прохождения медицинского осмотра за свой счет подлежит возмещению работодателем
Определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 16 августа 2012 г.
Предусмотренные настоящей статьей [ст. 213 ТК РФ] медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (ч. 7 ст. 213 ТК РФ).
По смыслу нормы абз. 7 ст. 213 ТК РФ законодательство не запрещает оплату медицинских услуг работником с последующей компенсацией ему стоимости прохождения медицинского осмотра работодателем.
1.8. Отсутствие направления работодателя для прохождения внеочередного медицинского осмотра в соответствии с медицинскими рекомендациями не является основанием для отказа работнику в выплате среднего заработка
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20 июня 2011 г. N 33-9210/2011
Рассматривая заявленные требования [о признании незаконным отказа в оплате времени нахождения на медицинском обследовании] суд первой инстанции руководствовался положениями статей 185, 212, 213, 214, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 83, Приказа Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 г. N 90.
Суд принял во внимание то обстоятельство, что направление на осмотр было выдано лечащим врачом в связи с обострением профессионального заболевания, пришел к правильному выводу о наличии права истца на сохранение среднего заработка за период прохождения внеочередного медицинского обследования.
Отсутствие направления работодателя для прохождения внеочередного медицинского осмотра в соответствии с медицинскими рекомендациями, не является основанием для отказа работнику в выплате среднего заработка за период пребывания в стационаре для прохождения осмотра.
1.9. Прохождение работником медицинского осмотра в выходной день не подлежит оплате
По смыслу ст.ст. 185 и 213 Трудового кодекса РФ, медицинские осмотры должны проводиться в рабочее время (исходя из пятидневной рабочей недели). Период времени, когда работник фактически не работал, но за ним сохранился средний заработок, подлежит оплате в соответствии с табелем учета рабочего времени. Имеется в виду то время, когда работник должен работать, а он в это время проходит медосмотр. Медосмотр, пройденный в выходной день, оплате не подлежит.
1.10. Период прохождения работником лечения выявленного заболевания не подлежит оплате в соответствии со ст. 185 ТК РФ, т.к. не является медосмотром
Апелляционное определение Московского городского суда от 08 октября 2014 г. N 33-19240/14
Согласно ст. 185 ТК РФ на время прохождения медицинского осмотра за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы.
Суд первой инстанции установив, что в вышеуказанные периоды истец не направлялся ответчиком для прохождения медицинского осмотра (обследования), а находился на обследовании и лечении выявленных патологий, по направлениям, выданным медицинским учреждением, обоснованно со ссылкой на ст. 185 ТК РФ отказал истцу в удовлетворении указанных требований [о взыскании заработной платы, оплате времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда].
1.11. Положениями ТК РФ не предусмотрена обязанность работника по прохождению послесменного медицинского осмотра
Поскольку действующим законодательством не установлена обязанность по прохождению послесменного медицинского осмотра, установление такой обязанности ответчиком путем издания локального нормативного акта, в частности, приказа, противоречит ч. 3 ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации, и поскольку в данном случае на работника возлагается дополнительная обязанность, чем ухудшается его положение по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, приказ в части возложения на работников обязанности по прохождению послесменного медицинского осмотра является незаконным и не подлежит применению (ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации), соответственно, привлечение работника к дисциплинарной ответственности за неисполнение такой обязанности нельзя считать правомерным.
2. Обязанности работодателя при организации медицинских осмотров
2.1. Организация проведения медицинских осмотров (обследований) возложена на работодателя
В силу статьи 213 Трудового кодекса РФ медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя.
При таких обстоятельствах ответчик [работодатель] обязан был за свой счет обеспечить истице прохождение соответствующего медицинского осмотра.
Доказательств того, что ответчиком были созданы условия для прохождения истицей медицинского осмотра, суду не представлены.
2.2. Затраты на проведение медицинских осмотров работников являются расходами организации, даже если профессиональная болезнь была получена работником у предшествующего работодателя
Затраты на проведение медицинских осмотров работников являются расходами организации, даже если профессиональная болезнь была получена работником у предшествующего работодателя, а поэтому направление работника на медицинское обследование влечет за собой расходы в виде сохранения за ним на время прохождения медосмотра средней заработной платы в соответствии с положениями ст.ст. 185 и 212 ТК РФ.
2.3. Прежде чем заключить трудовой договор с отдельными категориями работников, работодатель должен убедиться в том, что работник может быть допущен к работе и работа не противопоказана ему по состоянию здоровья
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2007 г. N 83-Г07-7
Согласно статье 213 ТК РФ предусмотрен предварительный обязательный медицинский осмотр (обследование) для работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта; для работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работ.
Данные обследования проводятся с целью определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, то есть работодатель, прежде чем заключить договор, должен убедиться в том, что работник может быть допущен к работе, и последняя, не противопоказана ему по состоянию здоровья.
2.4. Работодатель не может самостоятельно устанавливать перечень производственных факторов и перечень должностей, при принятии на которые необходимо проходить медицинский осмотр
В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения этих осмотров (обследований).
Из указанных выше норм следует, что работодатель не может самостоятельно устанавливать перечень производственных факторов, а также должностей при принятии на работу, по которым следует проходить медицинский осмотр (обследование).
2.5. Законом не установлено обязанности работодателя получать согласие работника на прохождение медицинского осмотра
Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2013 N 11-35327/13
Суд пришел к выводу о том, что при направлении работника на периодический медицинский осмотр работодатель действовал в соответствии с нормами трудового законодательства и исключительно в целях исполнения возложенных на него обязанностей по охране труда, какие-либо права и законные интересы работника при этом нарушены не были, обязанности получать согласие работника на прохождение медицинского осмотра законом на работодателя не возложено, в связи с чем решение комиссии по трудовым спорам верно судом признано законным, в удовлетворении заявленных исковых требований работнику правомерно отказано судом в полном объеме.
2.6. Для направления работника на медицинский осмотр, периодический либо внеочередной, установлены различные основания
Довод ответчика о том, что не имеет значения, на какое медицинское освидетельствование направлен работник, судебная коллегия считает несостоятельным ввиду неверного толкования норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, поскольку статьями 212 и 213 Трудового кодекса РФ определено, что для направления работодателем работника для прохождения медицинского осмотра периодического либо внеочередного необходимо наличие различных оснований.
2.7. Определение вида обследования отнесено к компетенции работодателя, который согласовывает данный вопрос с соответствующим медицинским учреждением
Судом установлено, что стороны состоят в трудовых отношениях, при этом деятельность истца связана с подземными работами, которые приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.08.2004 N 83 включены в перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
По результатам планового стационарного обследования работник в своей профессии признан трудоспособным. Рекомендовано контрольное обследование через год для контроля наличия или отсутствия пылевой патологии.
Вышеуказанные нормы материального права не регламентируют обязательного направления работника для внеочередного обследования именно в условиях стационара, поскольку определение вида обследования отнесено к компетенции работодателя, согласовывающего данные вопросы с соответствующими медицинскими учреждениями.
2.8. Трудовым законодательством не предусмотрена обязанность работодателя оплатить стоимость предварительного медицинского осмотра до заключения трудового договора
Судебные инстанции исходили из того, что ст. 213 Трудового кодекса РФ не содержит указания на обязанность работодателя до заключения трудового договора оплатить стоимость предварительного медицинского осмотра.
2.9. Трудовое законодательство не связывает оплату работодателем предварительного медицинского осмотра с его результатами и последующим заключением трудового договора
Предварительные медицинские осмотры относятся к обстоятельствам, обеспечивающим охрану труда, и проводятся за счет собственных средств работодателя. При этом законодатель не связывает оплату работодателем предварительного медицинского осмотра с результатами данного обследования и последующим заключением трудового договора, а также с наличием у работодателя необходимых для оплаты такого осмотра денежных средств.
2.10. Наличие опасных производственных факторов может быть подтверждено картой аттестации рабочего места и протоколами соответствующих измерений и обследований условий труда
Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2013 N 11-35327/13
Утверждения в жалобе о том, что у работодателя не имелось оснований для направления его на медосмотр, не были представлены суду вредные факторы, воздействующие на истца в процессе его трудовой деятельности, несостоятельны, поскольку в соответствии со ст. 213 ТК РФ установлено, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок их проведения утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Наличие опасных производственных факторов подтверждается Картой аттестации рабочего места истца по условиям труда и Протоколами соответствующих измерений и обследований условий труда ведущего инженера по эксплуатации оборудования газовых объектов.
2.11. Деятельность органов здравоохранения по проведению предварительных, периодических и предрейсовых медицинских осмотров подлежит лицензированию
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательные предварительные (при поступлении на работу) осмотры проводятся с целью определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы, а периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся для предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).
Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом власти в области соответствующего вида транспорта (статья 328 Трудового кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 83 от 16.08.2004 установлен порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, из которого следует, что как предварительные, так и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.
Следовательно, указанная выше деятельность органов здравоохранения согласно части 2 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию в соответствии с перечнем работ и услуг, устанавливаемым положениями о лицензировании указанных видов деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на июнь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович, А. Фроловой.