Энциклопедия судебной практики
Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)
(Ст. 119 НК)
1. Исчисление (определение) размера налоговой санкции за нарушение срока представления налоговой декларации
1.1. Несвоевременное представление "нулевой" налоговой декларации влечет уплату минимального штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ
Отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от ответственности. В таком случае установленный статьей 119 Кодекса штраф подлежит взысканию в минимальном размере - 1000 рублей.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный статьей 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере - 1000 руб.
На основании изложенного в независимости от того, что сумма налога за налоговый период равна нулю, налоговой инспекцией обоснованно применены меры налоговой ответственности к заявителю ввиду нарушения им срока представления налоговой декларации.
В силу пункта 1 статьи 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Вместе с тем отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный статьей 119 Кодекса штраф подлежит взысканию в минимальном размере 1000 рублей.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный статьей 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере - 1000 руб.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума ВАС РФ 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в силу пункта 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей. При применении данной нормы судам следует учитывать, что размер "неуплаченной суммы налога" надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями Кодекса для уплаты соответствующего налога. Вместе с тем отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный статьей 119 Кодекса штраф подлежит взысканию в минимальном размере - 1000 рублей.
Статьей 119 НК РФ установлена налоговая ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, что влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности, в таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере - 1000 рублей.
Апелляционное определение Московского городского суда от 14 мая 2014 N 33-19547/14
В силу пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
При применении данной нормы суд правильно исходил из того, что "неуплаченной суммы налога" надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями Налогового кодекса РФ для уплаты соответствующего налога.
Вместе с тем отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный статьей 119 Налогового кодекса РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере - 1000 рублей.
До принятия постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" существовала противоположная судебная практика по данному вопросу.
1.2. Если сумма налога, подлежащая уплате (доплате), составляет 0 рублей, то сумма штрафа за несвоевременное представление декларации также является нулевой
Суммы, исчисленные налогоплательщиком в течение года к уплате за каждый месяц и отчетный период и включенные в соответствующие расчеты, должны рассматриваться как суммы налога, подлежащие уплате (доплате) на основании этих расчетов, и не могут повторно рассматриваться как подлежащие уплате (доплате) на основании налоговой декларации за весь год. Поскольку с учетом ежемесячных и ежеквартальных авансовых платежей, произведенных обществом в течение года на основании представленных в инспекцию расчетов по декларации за год, сумма единого социального налога, подлежащая уплате (доплате), составляет 0 рублей, то сумма штрафа за несвоевременное представление декларации за указанный период также составляет ноль.
1.3. При представлении в рамках камеральной проверки уточненной декларации сумма штрафа за нарушение срока представления первоначальной декларации исчисляется исходя из данных первоначальной декларации
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.08.2011 N Ф03-3404/2011 по делу N А24-4697/2010
Поскольку статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации, размер налоговой санкции в данном случае должен исчисляться исходя из сумм налога, указанных в первичных декларациях налогоплательщика по ЕНВД, представленных с нарушением сроков, а не на основании данных уточненных деклараций, представленных позднее.
1.4. При представлении в рамках камеральной проверки уточненной декларации сумма штрафа за нарушение срока представления первоначальной декларации исчисляется исходя из данных уточненной декларации
Судами установлено, что камеральные проверки проводились по налоговым декларациям за налоговые периоды с июня 2011 года по ноябрь 2013 года, и, например, срок уплаты исчисленного акциза за ноябрь 2013 года истек соответственно 25.12.2013, однако из представленных в материалы дела платежных поручений усматривается, что суммы акцизов за рассматриваемые налоговые периоды перечислялись обществом начиная с января 2014 года, то есть позже установленных сроков уплаты за все рассматриваемые налоговые периоды.
Таким образом, установив, что на момент истечения установленного законом срока предъявления налоговых деклараций за рассматриваемые налоговые периоды исчисленные к уплате суммы акцизов перечислены не были, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что налоговый орган правомерно исчислял штрафы исходя из причитающихся к уплате сумм акцизов, в том числе с учетом предъявленных налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций.
1.5. При определении размера штрафа по ст. 119 НК РФ подлежит учету сумма уже уплаченных авансовых платежей по налогу
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.08.2010 по делу N А32-39341/2009
Штраф за непредставление учреждением налоговой декларации по единому социальному налогу в налоговый орган по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации исчисляется исходя из разницы между суммой налога, подлежащей уплате на основе этой налоговой декларации по итогам налогового периода, и суммами авансовых платежей, уплаченными в течение налогового периода.
Таким образом, налоговый орган правомерно привлек учреждение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Кодекса, однако инспекция необоснованно исчислила размер штрафа исходя из суммы налога, подлежащей уплате в целом по декларации за год, а не из суммы налога, подлежащей доплате по указанной декларации.
1.6. При определении размера штрафа по ст. 119 НК РФ не учитывается сумма уже уплаченных авансовых платежей по налогу
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, является формальным. Поэтому применение ответственности за данное нарушение не поставлено в зависимость от уплаты или неуплаты самого налога в течение налогового периода.
1.7. Полная уплата в бюджет налога к моменту подачи налоговой декларации с нарушением установленного срока свидетельствует об отсутствии базы для начисления санкции по ст. 119 НК РФ
Апелляционное определение Московского городского суда от 28 июля 2015 г. N 33-26427/15
Из положений ч. 1 статьи 119 НК РФ в редакции 27.07.2010 N 229-ФЗ следует, что базой для определения размера налоговой санкции является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет, т.е. неуплаченная сумма налога, а не сумма, исчисленная и указанная в налоговой декларации.
Таким образом, полная уплата в бюджет налога к моменту подачи налоговой декларации с нарушением установленного срока свидетельствует о том, что отсутствует база для начисления санкции, поскольку не имеется налога, подлежащего уплате (доплате) на основе этой декларации.
1.8. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, заключается в бездействии
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 119 Кодекса, заключается в бездействии - непредставлении декларации в налоговый орган в установленный срок, то есть налоговое правонарушение совершается в форме бездействия, так как правонарушитель в данном случае не исполняет свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации.
1.9. Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, выступает налогоплательщик
Субъектом налогового правонарушения по [ст. 119 НК РФ] является налогоплательщик. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (ст. 19 Кодекса).
1.10. При применении ст. 119 НК РФ необходимо учитывать, что размер "неуплаченной суммы налога" надлежит определять на момент истечения срока, установленного для уплаты соответствующего налога
Апелляционное определение Московского городского суда от 14 мая 2014 N 33-19547/14
В силу пункта 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей. При применении данной нормы суд правильно исходил из того, что "неуплаченной суммы налога" надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями Налогового кодекса РФ для уплаты соответствующего налога.
2. Ограничение (исключение) ответственности за нарушение срока представления налоговой декларации
2.1. Уплата налога в установленный срок освобождает от ответственности за нарушение срока представления налоговой декларации
Постановление ФАС Московского округа от 26.07.2011 по делу N А40-94668/10-114-458
Суд установил, что на 28.04.2009 года общество исполнило обязанность по уплате налога за I квартал 2009 года. В связи с этим на момент подачи декларации (30.04.2009 года) сумма исчисленного налога не подлежала уплате, и, следовательно, штраф, который исчисляется в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основании налоговой декларации, накладываться не может.
2.2. Представление в рамках камеральной проверки уточненной декларации не освобождает от ответственности за представление первоначальной декларации с нарушением срока
Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 N 7265/11
Тот факт, что положениями пункта 9.1 статьи 88 Налогового кодекса не предусмотрена возможность провести в установленном порядке камеральную налоговую проверку в отношении первичной налоговой декларации в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации до окончания камеральной налоговой проверки, не свидетельствует о том, что налоговая ответственность на основании статьи 119 Налогового кодекса за несвоевременное представление первичной налоговой декларации в такой ситуации не наступает.
Иное толкование положений Налогового кодекса предполагает необоснованное освобождение от налоговой ответственности налогоплательщиков, представляющих с нарушением срока налоговые декларации и указывающих в них неверные данные об отсутствии исчисленного налога к уплате.
2.3. Представление в рамках камеральной проверки уточненной декларации исключает ответственность за представление первоначальной декларации с нарушением срока
Постановление ФАС Центрального округа от 06.05.2011 по делу N А64-3748/2010
Оценив фактические обстоятельства спора во взаимосвязи с требованиями п. 9.1 ст. 88 НК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что привлечение Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление основной налоговой декларации, в отношении которой подлежали прекращению все действия налогового органа, с использованием данных, отраженных в уточненной налоговой декларации, ответственность за непредставление которой Налоговым кодексом РФ не предусмотрена, является неправомерным.
2.4. Представление налоговой декларации по неустановленной форме не влечет ответственность по ст. 119 НК РФ
Постановление ФАС Поволжского округа от 04.05.2010 по делу N А55-18971/2009
Из содержания статьи 119 НК РФ следует, что ответственность наступает за нарушение сроков представления налоговой декларации. Суды правомерно указали, что положения Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают ответственность за представление декларации по неустановленной форме.
2.5. Представление налоговой декларации в бумажном виде вместо электронного не влечет ответственность по ст. 119 НК РФ
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 N 11500/08
Среднесписочная численность работников предприятия за 2006 год превышала 250 человек, в связи с чем предприятие обязано было представлять налоговые декларации в налоговый орган в электронном виде.
Налоговая декларация по единому социальному налогу за 2006 год была направлена предприятием в письменном виде почтой в установленный Кодексом срок.
Нарушение порядка и формы представления декларации не образует состава правонарушения, указанного статьей 119 Кодекса.
2.6. Наличие технических ошибок в налоговой декларации не влечет ответственность по ст. 119 НК РФ
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.06.2010 по делу N А32-26244/2008-26/386-2009-4/786
Указание в декларациях на титульном листе неправильного налогового периода не образует правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 119 Кодекса.
2.7. Невозможность чтения файла с декларацией в электронном виде по независящим от налогоплательщика причинам исключает его ответственность по ст. 119 НК РФ
Налоговая декларация в электронном виде представлена обществом в инспекцию своевременно, что подтверждено отчетом специализированного оператора связи, но не принята налоговой инспекцией по причине неоткрытия полученного электронного файла.
Названной нормой [п. 1 ст. 119 НК РФ] установлена ответственность за виновное непредставление деклараций в определенные законодательством о налогах и сборах сроки, а не за несоблюдение порядка электронного документооборота, получение нечитаемой информации, представление налоговой отчетности в электронном виде с техническими ошибками.
2.8. Нарушение порядка и формы представления налоговой декларации в электронном виде не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ
Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость направлена обществом в адрес налогового органа посредством телекоммуникационным каналам связи. Налоговым органом в связи с выявлением ошибки, препятствующей приему документа по телекоммуникационным каналам связи, отказано в приеме налоговой декларации (расчета), и налогоплательщику направлено уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета).
[Дата] обществом по телекоммуникационным каналам связи повторно направлена налоговая декларация. Однако инспекция отказала обществу в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, направленной в налоговый орган файлом, по причине выявления нарушения с кодом ошибки 0300300000 - "структура файла обмена не соответствует требованиям формата" и множество ошибок с кодом 0300300001 - "Файл не соответствует xsd-схеме".
Поскольку обществом нарушен формат представления спорной налоговой декларации, она не была принята к обработке, что квалифицировано инспекцией как непредставление декларации в установленные сроки. Суд первой инстанции определил, что форма и формат самой декларации, представленной налоговому органу, соответствуют установленным требованиям, а несоответствие относится к формату представления приложения N 9 (книги продаж) к декларации.
[Ст. 119 НК РФ] установлена ответственность за определенный состав правонарушения - непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций правильно отметили, что нарушение порядка и формы представления декларации не образует состава правонарушения, указанного в статье 119 Кодекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.