Энциклопедия судебной практики
Государственная пошлина. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий
(Ст. 333.33 НК)
1. Государственные органы не вправе требовать от граждан уплаты каких-либо иных платежей за выдачу водительских удостоверений, кроме госпошлины
Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 N 326-О-П
Глава 25.3 "Государственная пошлина" была включена в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2005 года. В связи с этим Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1992 года N 228 в части, определяющей источник финансирования расходов органов внутренних дел на приобретение специальной продукции, с указанной даты не должно было применяться, а государственные органы не вправе были требовать от граждан уплаты каких-либо иных платежей за выдачу водительских удостоверений, кроме государственной пошлины, установленной подпунктом 36 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из статей 8 и 333.16 и подпункта 36 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с иными положениями данного Кодекса, следует, что государственная пошлина, будучи законно установленным сбором, является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов, включая водительские удостоверения.
2. Государственная регистрация договора об ипотеке и ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество оплачивается госпошлиной однократно
Определение ВАС РФ от 23.05.2014 N ВАС-5716/14 по делу N А58-2595/2013
Учитывая письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.08.2012 г. N 03-05-06-03/71, ст. 78 НК РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п. 25 Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144, ст. 24 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, ст. 5, 10 Закона об ипотеке, суды апелляционной и кассационной инстанций правомерно признали, что при государственной регистрации договора об ипотеке, предметом которой являются несколько судов внутреннего плавания, как ограничения (обременения) права, совершается одно юридически значимое действие и уплата государственной пошлины производится в соответствии со специальной нормой, предусмотренной подпунктом 61 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса и составляет 2 000 руб.
Довод учреждения о том, что государственная регистрация договора ипотеки и государственная регистрация ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество являются разными юридически значимыми действиями, получил соответствующую оценку в суде кассационной инстанции.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.02.2014 по делу N А58-2595/2013
Учитывая, что в подпункт 28 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, устанавливающей размер государственной пошлины за государственную регистрацию, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 61 настоящего пункта Федеральным законом от 29.11.2012 N 205-ФЗ внесены изменения (вступили в силу 29.12.2012), суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уплата государственной пошлины за государственную регистрацию договора об ипотеке судна производится в соответствии со специальной нормой, предусмотренной подпунктом 61 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса и составляет 2 000 рублей.
3. Государственная регистрация соглашения об изменении или о расторжении договора ипотеки, включая внесение соответствующих изменений в регистрационную запись об ипотеке, госпошлина уплачивается однократно
Определение ВАС РФ от 15.04.2014 N ВАС-1290/14 по делу N А58-6305/2012
Не оспаривая правомерность выводов судов о том, что государственная пошлина уплачивается без учета количества объектов ипотеки, учреждение ссылается на неправильное определение судами суммы государственной пошлины, подлежащей возврату, указывая на неприменение судами подпункта 32 статьи 333.33 Кодекса.
Поскольку при государственной регистрации соглашений об изменении или о расторжении договора ипотеки совершается одно юридически значимое действие, суды пришли к выводу о том, что за государственную регистрацию соглашения об изменении или о расторжении договора ипотеки, включая внесение соответствующих изменений в регистрационную запись об ипотеке, государственная пошлина уплачивается один раз.
4. При регистрации права собственности на несколько объектов недвижимости в связи с реорганизацией (в форме выделения) государственная пошлина подлежит уплате за проведение регистрационных действий в отношении каждого объекта
В подпункте 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество организация уплачивает государственную пошлину в размере 22 000 рублей.
Поскольку в результате реорганизации (в форме выделения) осуществляется регистрация перехода права собственности и права собственности нового правообладателя на каждый объект недвижимости (статья 2 Федерального закона N 122-ФЗ), государственная пошлина уплачивается за проведение регистрационных действий в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.