Энциклопедия судебной практики
Земельный налог. Объект налогообложения
(Ст. 389 НК)
1. Объектом обложения земельным налогом является сформированный земельный участок
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", объектом налогообложения является земельный участок, под которым понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
В пункте 1 статьи 389 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, следовательно, как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
2. Именно налогоплательщик обязан доказать, что земельный участок не подлежит обложению земельным налогом
Постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 N 16720/11 по делу N А70-10573/2010
Именно налогоплательщики должны представлять доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов. В рассматриваемом случае именно налогоплательщик, полагая, что спорный участок не подлежит обложению земельным налогом в силу п.п. 4, 5 п. 2 ст. 389 НК РФ ввиду нахождения на нем водного объекта и леса, должен был доказать это обстоятельство путем представления надлежащих доказательств. Законом к таким доказательствам не отнесены какие-либо иные помимо сведений кадастрового учета.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом обложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Таким образом, именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.
3. Земельный участок, занятый находящимся в федеральной собственности объектом использования атомной энергии, не является объектом обложения земельным налогом
Постановление ФАС Уральского округа от 05.03.2008 N Ф09-1098/08-С3 по делу N А07-10856/07
Поскольку земельный участок изъят из оборота, занят находящимся в федеральной собственности объектом использования атомной энергии, поэтому не является объектом налогообложения по земельному налогу.
4. Земельные участки под авиационным полигоном и испытательной станцией не являются объектом обложения земельным налогом
Постановление ФАС Московского округа от 10.08.2009 N КА-А41/7270-09 по делу N А41-10409/08
Земельные участки, занятые под авиационным полигоном и испытательной станцией, не являются объектом обложения земельным налогом, поскольку были предоставлены и используются обществом при проведении научно-исследовательских и экспериментальных работ исключительно в интересах обороны и безопасности Российской Федерации.
5. Земельные участки, занятые озерами, водохранилищами, болотами и прудами, не являются объектом обложения земельным налогом
Постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 по делу N А06-2105/2009
Земельный участок, занимаемый озером, не подлежит налогообложению земельным налогом, поскольку уплата земельного налога при наличии обязанности уплачивать водный налог приведет к двойному налогообложению.
Подпункт 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, в соответствии с которым не признавались объектами налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, утратил силу с 01.01.2013.
6. Земельный участок, предоставленный образовательному учреждению системы МВД РФ, не является объектом обложения земельным налогом
Поскольку Учреждение входит в систему МВД России и способствует обеспечению правопорядка и безопасности общества и государства, реализуя образовательные программы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для органов внутренних дел Российской Федерации, следовательно, земельный участок, предоставленный учреждению в бессрочное пользование, в силу положений п. 3 ч. 2 ст. 389 НК РФ не является объектом обложения земельным налогом.
7. Земельный участок, предоставленный медицинскому учреждению системы МВД РФ, не является объектом обложения земельным налогом
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.12.2009 по делу N А32-13570/2008-70/107
Поскольку учреждение является медицинским учреждением, входящим в систему МВД России, имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, находится в федеральной собственности и используется для нужд обеспечения безопасности и охраны правопорядка, следовательно, земельные участки не являются объектами налогообложения земельным налогом.
8. Участок, занятый домом отдыха, являющимся учреждением ВС РФ, не признается объектом обложения земельным налогом
Суд установил и материалами дела подтверждается, что дом отдыха является юридическим лицом и находится в ведомственном подчинении медицинской службы управления тыла военного округа. Учреждение является профилактическим учреждением Вооруженных сил Российской Федерации, предназначенным для организованного отдыха граждан; имущество учреждения находится в федеральной собственности и принадлежит дому отдыха на праве оперативного управления.
Дом отдыха освобожден от уплаты земельного налога в отношении земель, ограниченных в обороте и предоставленных для обеспечения обороны.
9. Земельный участок, предоставленный отделу вневедомственной охраны, не является объектом обложения земельным налогом
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.05.2008 по делу N А82-7622/2007-99
Земельный участок предоставлен отделу вневедомственной охраны, входящему в систему органов внутренних дел, отнесенных к силам безопасности, и используется отделом в целях обеспечения безопасности, поэтому данный земельный участок является ограниченным в обороте, предоставленным для нужд безопасности, и, следовательно, не является объектом налогообложения по земельному налогу.
10. Земельный участок, предоставленный органу судебной власти, не является объектом обложения земельным налогом
Земельные участки предоставлены под размещение органов судебной власти, являющихся субъектами обеспечения безопасности государства, ограничены в обороте и в силу п. 3 ч. 2 ст. 389 НК РФ не являются объектами обложения земельным налогом.
11. Земельный участок, предоставленный ФГУП для обеспечения обороны и безопасности, не является объектом обложения земельным налогом
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.04.2009 по делу N А79-5419/2008
Имущество, принадлежащее федеральному государственному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, находится в федеральной собственности и используется для нужд обеспечения безопасности и обороны, поэтому земельный участок и имущество Предприятия в силу п. 3 ч. 2 ст. 389 НК РФ не являются объектом налогообложения земельного налога.
12. НК РФ не устанавливает перечень документов, предоставляемых в обязательном порядке в налоговый орган для подтверждения правомерности исключения земельных участков из объекта налогообложения
Налоговым кодексом Российской Федерации и положениями земельного законодательства не установлен перечень документов, которые должны быть в обязательном порядке представлены налогоплательщиком в налоговый орган для подтверждения правомерности исключения земельных участков из объекта налогообложения.
13. Факт включения учреждения в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ не свидетельствует о наличии оснований для применения положений п.п. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ в отношении всего имущества, которым владеет или пользуется учреждение
Определение Верховного Суда РФ от 13 ноября 2015 г. N 310-КГ15-10792
Установив все фактические обстоятельства по делу, в том числе связанные с использованием учреждением находящегося под охраной государства объекта культурного наследия федерального значения, учитывая отсутствие доказательств вхождения спорных земельных участков в территорию объекта культурного наследия или в зону охраны этого объекта, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания спорных земельных участков ограниченными в обороте на основании подпункта 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Сам по себе факт включения учреждения в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации не свидетельствуют о наличии у учреждения оснований для применения положений подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении всего имущества, которым владеет или пользуется учреждение. Расположенные на спорных земельных участках и используемые филиалом учреждения объекты (полевая лаборатория, ангар, павильон артезианской скважины, картофелехранилище, учебный корпус, учебно-лабораторный корпус, студенческое общежитие и гараж) в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не внесены, по сведениям Росреестра по Калужской области в обороте спорные земельные участки не ограничены.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды сделали правомерный вывод об отсутствии оснований для признания данных земельных участков ограниченными в обороте в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и оснований для освобождения заявителя от уплаты земельного налога на основании п.п. 2 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что для освобождения от налогообложения земельным налогом достаточно включения самого учреждения в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, были рассмотрены судами и правомерно отклонены, поскольку сам по себе факт включения университета в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации не свидетельствует о наличии у плательщика оснований для применения положений подпункта 2 пункта 2 статьи 389 НК РФ в отношении всего имущества, которым владеет или пользуется учреждение.
14. Земельные участки для применения п.п. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ, являются ограниченными в обороте, если принадлежность объектов, находящихся на земельных участках, к объектам культурного наследия подтверждается паспортом либо документом Министерства культуры РФ
Определение Верховного Суда РФ от 13 ноября 2015 г. N 310-КГ15-13909
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
Спорные земельные участки будут являться ограниченными в обороте, если принадлежность объектов, находящихся на этих земельных участках, расположенных не территории Калужской области, к объектам культурного наследия подтверждается паспортом, а в случаях, не требующих составления паспорта, - документом Министерства культуры Российской Федерации, подтверждающим это обстоятельство.
15. Документом, подтверждающим право на применение п.п. 4 п. 2 ст. 389 НК РФ, являются данные государственного кадастрового учета
Определение Верховного Суда РФ от 6 мая 2015 г. N 310-КГ15-3938
По мнению налогоплательщика, спорный земельный участок включен в состав земель лесного фонда, что в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса является основанием для исключения указанного участка из налоговой базы по земельному налогу.
Рассматривая заявление общества, судебные инстанции указали, что документом, подтверждающим нахождение на спорном земельном участке лесного массива, являются данные государственного кадастрового учета.
16. Не признаются объектами налогообложения земельные участки, отвечающие одновременно двум критериям: нахождение земельного участка в государственной или муниципальной собственности; земельные участки заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ
Объектами налогообложения не признаются земельные участки, отвечающие одновременно двум критериям: земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности; земельные участки заняты объектами культурного наследия народов Российской Федерации, которые включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В подпункте 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса определено, что не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Таким образом, не признаются объектами налогообложения земельные участки, отвечающие одновременно двум критериям: земельные участки должны находиться в государственной или муниципальной собственности; земельные участки должны быть заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Таким образом, не признаются объектами налогообложения земельные участки, отвечающие одновременно двум критериям: земельные участки должны находиться в государственной или муниципальной собственности; земельные участки должны быть заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
17. Перечень не подлежащих налогообложению земельных участков, установленный п. 2 ст. 389 НК РФ, является закрытым
Положения пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации регламентируют закрытый перечень земельных участков, которые не признаются объектами налогообложения. При этом пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" из данного перечня с 01.01.2013 исключены земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Положения пункта 2 статьи 389 НК РФ регламентируют закрытый перечень земельных участков, которые не признаются объектами налогообложения. При этом пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" из данного перечня с 01.01.2013 исключены земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
18. С 01.01.2013 из перечня земельных участков, которые не признаются объектами налогообложения, исключены земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд
Пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" из перечня [земельных участков, которые не признаются объектами налогообложения] с 01.01.2013 исключены земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" из перечня [земельных участков, которые не признаются объектами налогообложения] исключены земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 марта 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.