Энциклопедия судебной практики
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
(Ст. 2 Закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний")
С 1 января 2016 г. привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 40-43 и 45 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
1. В целях регулирования порядка и сроков бесспорного взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование и пеней за счет денежных средств и иного имущества страхователя подлежат применению нормы налогового законодательства РФ
Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2009 по делу N А72-5763/2008
Отношения в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и принятыми в соответствии с ними другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, что закреплено в ст. 2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Следовательно, оспариваемое решение ответчика должно отвечать требованиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.ст. 46 и 47 настоящего Кодекса.
Таким образом, как обоснованно указали судебные инстанции, оспариваемое решение от 01.05.2008, предусматривающее обязанность выплаты заявителем пени за несвоевременную уплату страховых взносов, начисленных в период до 31.12.2004, принято ответчиком после истечения срока, установленного ст. 46 НК РФ, так как указанный срок истек в 2005 году, что является основанием для признания оспариваемого решения недействительным.
2. Порядок списания задолженности страхователя по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеням и штрафам законодательно не установлен
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.04.2012 по делу N А38-2770/2011
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" органы внебюджетных фондов исключены из числа участников налоговых правоотношений.
В силу ст. 19 Закона N 125-ФЗ применение норм Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено только при привлечении страхователя к ответственности.
Суды правомерно указали на отсутствие правовых оснований для применения к спорным правоотношениям ст. 23 Закона N 212-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам", поскольку в силу прямого указания Закона N 212-ФЗ (п. 2 ст. 1) его действие не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3. Если возможность взыскания задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утрачена, то отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению травматизма и профессиональных заболеваний неправомерен
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2011 по делу N А38-2178/2010
В рассматриваемом случае основанием для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер явилось наличие у Общества начисленной задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отсутствие порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, не может служить препятствием для реализации предусмотренных законом прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
С учетом изложенного суды правомерно посчитали, что возможность взыскания задолженности по пеням Фондом утрачена, поэтому отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников является неправомерным.
4. Нормы НК РФ не применяются при определении размера штрафа за непредставление страхователем отчетности в орган ФСС
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое состоит из Федерального закона N 125-ФЗ и принимаемых в соответствии с ними федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Вместе с тем порядок привлечения страхователей к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, равно как и порядок обжалования актов органов контроля за уплатой указанных страховых взносов, Федеральный закон N 125-ФЗ не регламентирует.
Федеральный закон N 125-ФЗ является специальным, регулирует правоотношения, возникающие между страховщиком, страхователями и застрахованными лицами, в то время как нормы НК РФ не отнесены к специальному законодательству об уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве.
5. Нормы НК РФ не применяются при определении момента возникновения у страхователя обязанности по постановке обособленного подразделения на учет в органе ФСС
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2005 по делу N А56-23129/04
В ст. 2 Федерального закона N 125-ФЗ указано, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Нормы НК РФ не отнесены к специальному законодательству об уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.
В нормах Федерального закона N 125-ФЗ, регулирующих вопросы, связанные с регистрацией страхователей в органах Фонда социального страхования Российской Федерации, отсылка к нормам ст. 11 НК РФ отсутствует.
В то же время в ст. 6 Федерального закона N 125-ФЗ дано иное, чем в ст. 11 НК РФ, понятие обособленного подразделения.
Принимая во внимание обстоятельства создания обособленного подразделения: возникновение филиала вследствие утраты организацией статуса юридического лица и присоединения к иному юридическому лицу и необоснованное применение Отделением фонда понятия "обособленное подразделение организации", установленного в ст. 11 НК РФ для целей налогообложения, при определении даты создания обособленного подразделения для целей обязательного социального страхования, во взыскании штрафа с учреждения отказано правомерно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон об обязательном страховании от несчастных случаев" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон об обязательном страховании от несчастных случаев" использованы авторские материалы, предоставленные АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С.В. Кошелевым, В.Н. Горностаевым, С.П. Родюшкиным.