Энциклопедия судебной практики
Пени
(Ст. 25 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Пеня может быть предъявлена к взысканию как совместно с недоимкой, так и отдельно по периодам, но в течение срока по основному обязательству по уплате страховых взносов
Постановление Президиума ВАС РФ от 28.05.2013 N 333/13 по делу N А78-3140/2012
В соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, до даты фактической уплаты задолженности.
Поэтому фонд вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов. При этом фондом должны соблюдаться сроки, установленные Законом N 212-ФЗ для взыскания пеней, в отношении каждого дня просрочки.
Следует иметь в виду, что возможность взыскания пеней, начисленных на задолженность, срок взыскания которой истек, может возникнуть у фонда лишь в случае своевременного принятия им мер к взысканию в судебном порядке этой задолженности и к предъявлению к исполнению судебного акта.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2014 по делу N А15-1709/2012
В соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, до даты фактической уплаты задолженности.
Поэтому фонд вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов. При этом фондом должны соблюдаться сроки, установленные Законом N 212-ФЗ для взыскания пеней, в отношении каждого дня просрочки.
Апелляционное определение Орловского областного суда от 17.07.2014 по делу N 33-1584
В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, до даты фактической уплаты задолженности.
Поэтому пенсионный орган вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Пенсионный фонд вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
В соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, до даты фактической уплаты задолженности.
Поэтому Фонд вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов. При этом фондом должны соблюдаться сроки, установленные Законом N 212-ФЗ для взыскания пеней, в отношении каждого дня просрочки.
Пенсионный фонд вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, до даты фактической уплаты задолженности.
Поэтому пенсионный орган вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
2. Приостановление органом казначейства операций по расходованию денежных средств организации не является основанием для приостановления начисления пеней
Постановление Президиума ВАС РФ от 19.06.2012 N 7/12 по делу N А19-6139/2011
Из буквального толкования части 4 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что факт приостановления органом Федерального казначейства операций по расходованию денежных средств института не является обстоятельством, исключающим возможность начисления пеней за неисполнение обязательств по уплате страховых взносов, поскольку в материалах дела нет документов, подтверждающих факт приостановления указанных операций по решению суда, основания для применения положений части 4 названной статьи у судов отсутствовали.
Определение ВАС РФ от 05.04.2012 N ВАС-7/12 по делу N А19-6139/2011
В соответствии с частью 4 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Указанной правовой нормой только решение суда о приостановлении операций в банке или наложение ареста на имущество судом позволяет освободить плательщика страховых взносов от начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
3. В расчет пеней не включается день уплаты задолженности
Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" изложена в новой редакции, согласно которой с 1 января 2015 г. пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Определение ВАС РФ от 04.07.2012 N ВАС-8069/12 по делу N А19-14884/2011
Согласно статье 25 названного Закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. В силу частей 3 и 7 этой статьи пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным названным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судами сделан вывод о том, что день уплаты задолженности по страховым взносам не должен включаться в расчет пеней.
4. Поскольку обязанность по уплате страховых взносов возникает в момент приобретения статуса страхователя, начисление недоимки и пени после прекращения деятельности ИП является неправомерным
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.11.2013 N Ф03-5629/2013 по делу N А59-70/2013
Обязанность по уплате страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ, возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса, а с момента внесения в ЕГРИП записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем и у него отсутствует обязанность по исчислению и уплате страховых взносов.
Арбитражным судом установлено, что недоимка по страховым взносам и пеням была начислена за период, когда П. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке и не являлась плательщиком страховых взносов.
5. Поскольку пени неразрывно связаны с уплатой страховых взносов, то после истечения срока на взыскание страховых взносов пени не подлежат начислению
Апелляционное определение Владимирского областного суда от 04.03.2014 по делу N 33-609/2014г.
Из анализа положений ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании спорного платежа, поскольку только при наличии недоимки по его уплате плательщику страховых могут быть начислены пени.
6. Контролирующий орган не вправе приостанавливать операции по счетам плательщика страховых взносов или накладывать арест на его имущество
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.12.2013 по делу N А66-49/2013
В соответствии с частью 4 статьи 25 Закона N 212-ФЗ не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Данной правовой нормой только решение суда о приостановлении операций в банке или наложение ареста на имущество судом позволяет освободить плательщика страховых взносов от начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
7. Доплата страховых взносов в результате перерасчета не является доплатой в связи с неполной уплатой страховых взносов, следовательно, начисление пеней на данную сумму является неправомерным
Постановление ФАС Уральского округа от 27.01.2014 N Ф09-14589/13 по делу N А71-5662/2013
Судами установлено, что утрата обществом права на применение пониженных тарифов страховых взносов не означает, что оно нарушило установленные Федеральным законом N 212-ФЗ сроки уплаты причитающихся страховых взносов за весь отчетный период, поэтому общество не обязано после перерасчета страховых взносов с целью их восстановления уплачивать пени на основании ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ.
Судами правильно отмечено, что доплачиваемая сумма страховых взносов в результате перерасчета не может рассматриваться как доплата в связи с неполной уплатой страховых взносов в установленный срок, так как ранее в рассматриваемом случае критерий о доле дохода, установленный ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, соблюдался и пониженный тариф применен правомерно, таким образом, оснований для начисления пеней по страховым взносам в соответствии с положениями ст. 25 Закона N 212-ФЗ не имеется.
8. Пенсионные органы не вправе выставлять страхователям повторные требования об уплате одних и тех же страховых взносов, пеней и штрафов за один и тот же период
Судами верно определено, что требование не отвечает признакам, предусмотренным п. 8 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ, поскольку под изменением обязанности по уплате страховых взносов, пени и штрафов следует понимать изменение ее содержания, то есть изменение любого из элементов обязательства, чего в данном случае не было, поскольку фонд, по сути, второй раз направил обществу юридически аналогичное требование, выставленное на тех же основаниях и обязательствах. Соответственно, обязанность по уплате пени не изменилась, а изменилась лишь сумма пени, подлежащая уплате в бюджет, то есть изменился размер, а не содержание обязанности.
Судами верно указано, что пенсионные органы не вправе выставлять страхователям повторные требования об уплате одних и тех же страховых взносов, пеней и штрафов за один и тот же период. Повторные требования не являются уточненными и фактически направлены на искусственное продление срока давности взыскания, что недопустимо.
9. При наличии у плательщика на дату уплаты доначисленных сумм страховых взносов переплаты по лицевому счету, превышающей доначисленные страховые взносы, пени не начисляются
Частью 3 статьи 25 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Учитывая, что на дату уплаты доначисленных сумм страховых взносов у плательщика по лицевому счету значилась переплата, превышающая доначисленные страховые взносы, основания для начисления пени у Управления Пенсионного фонда отсутствовали.
10. При утрате плательщиком права на применение пониженных тарифов страховых взносов не происходит нарушения сроков уплаты причитающихся страховых взносов за весь отчетный период, что в свою очередь не влечет начисления пеней
Судами обоснованно учтено, что в рассматриваемом случае общество правомерно уплачивало страховые взносы исходя из пониженных тарифов за 1 квартал 2012 года, соблюдая установленные законом сроки, а, значит, к нему в данной ситуации не могут быть применены меры, обеспечивающие исполнение обязанности по уплате страховых взносов, предусмотренные ст. 25 Закона N 212-ФЗ. Утрата права на применение пониженных тарифов страховых взносов не свидетельствует о нарушении установленных названным законом сроков уплаты причитающихся страховых взносов за весь отчетный период, поэтому общество не обязано после перерасчета страховых взносов с целью их восстановления уплачивать пени на основании ст. 25 обозначенного закона.
11. Пени представляют собой меру ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа и подлежат начислению только при наличии недоимки по его уплате
Из анализа положений статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ следует, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании спорного платежа, поскольку только при наличии недоимки по его уплате плательщику страховых могут быть начислены пени.
12. Перечень оснований, позволяющих освободить плательщика страховых взносов от начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, является исчерпывающим
В соответствии с частью 4 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Данной правовой нормой только решение суда о приостановлении операций в банке или наложение ареста на имущество судом позволяет освободить плательщика страховых взносов от начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
13. Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате страховых взносов, относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 НК РФ, статья 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.