Энциклопедия судебной практики
Права и обязанности плательщиков страховых взносов
(Ст. 28 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Права плательщика страховых взносов
1.1. Плательщик страховых взносов не может быть привлечен к ответственности, если фондом нарушено его право на участие в процессе рассмотрения материалов проверки
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2014 по делу N А19-13806/2013
В отсутствие достаточных сведений о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки уведомление не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства уведомления страхователя.
Постановление ФАС Московского округа от 31.01.2014 N Ф05-17457/2013 по делу N А40-1774/13
Не уведомив заявителя надлежащим образом о рассмотрении материалов камеральной проверки, управление лишило заявителя права на представление возражений, пояснений и дополнительных документов, что свидетельствует о нарушении процедуры рассмотрения проверки и является основанием для признания вынесенного по результатам проверки решения не соответствующим требованиям ФЗ - N 212 от 24.07.2009 и недействительным.
Суд кассационной инстанции считает, что допущенные управлением пенсионного фонда нарушения процедуры привлечения ОАО к ответственности являются существенными, поскольку общество не имело возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью, а также иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Закона N 212-ФЗ.
Исходя из распечатки из интернет-сервиса ФГУП "Почта России" по отслеживанию почтовых отправлений заказное письмо с почтовым идентификатором 650991 78 05657 2 отправлено Пенсионным фондом 10.11.2014, а 11.11.2014 им же (отправителем) получено в отделении почтовой связи.
Учитывая, что иных доказательств направления акта в адрес заявителя, предоставления ему возможности представить свои возражения на акт, а также уведомления заявителя о времени и месте рассмотрения материалов проверки в деле не имеется, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое решение принято Пенсионным фондом в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о дате рассмотрения материалов проверки, что привело к существенному нарушению процедуры привлечения страхователя к ответственности, а также прав страхователя, поскольку страхователь не имел возможности реализовать предоставленные ему законом процессуальные права, предусмотренные положениями Федерального закона N 212-ФЗ.
1.2. Расходы, понесенные страхователями на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, не являются убытками, подлежащими возмещению на основании п. 11 ч. 1 ст. 28 ФЗ N 212-ФЗ
Определение ВАС РФ от 18.01.2013 N ВАС-15386/12 по делу N А67-525/2012
Расходы, понесенные налогоплательщиками на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, не являются убытками, подлежащими возмещению. Данная правовая позиция, исходя из смысла пункта 11 части 1 статьи 28 и статей 31, 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", применима и к расходам, понесенным страхователем в связи с участием в рассмотрении материалов проверки.
1.3. Поскольку пониженные тарифы по видам деятельности "транспорт", "связь" применяются с 2012 г., у страхователей отсутствует право производить пересчет за 2011 г.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.04.2013 по делу N А31-5419/2012
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводу о том, что право на применение пониженных тарифов страховых взносов по виду деятельности "транспорт и связь" у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, возникло с 01.01.2012.
1.4. Актом ненормативного характера является документ любого наименования: требование, решение, постановление, письмо и другое, подписанный руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов и касающийся конкретного плательщика
Положения п. 10 ч. 1 ст. 28 и ст. 53 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривают право каждого лица обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.
При этом под актами ненормативного характера понимается документ любого наименования: требование, решение, постановление, письмо и другое, подписанный руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов и касающийся конкретного плательщика.
2. Обязанности по ведению учета, представлению расчетов и уплате взносов
2.1. Передача плательщиком взносов банку платежных поручений при наличии на его счете достаточной денежной суммы является надлежащим исполнением обязанности по уплате налога
Постановление ФАС Поволжского округа от 16.12.2013 по делу N А72-171/2013
Передача страхователем своему обслуживающему банку платежных поручений на перечисление сумм страховых платежей при наличии на его счете достаточной денежной суммы является надлежащим исполнением обязанности по уплате налога.
2.2. Плательщики взносов при отсутствии выплат обязаны представлять нулевые РСВ-1
Определение ВАС РФ от 16.07.2014 N ВАС-9012/14 по делу N А41-34917/13
Отказывая в удовлетворении заявленных требований общества [о признании недействительным решения о привлечении к ответственности], суды руководствовались положениями статей 10, 15, 28, 46 Закона N 212-ФЗ и исходили из того, что Закон N 212-ФЗ не содержит положений, освобождающих страхователей от представления отчетности в связи с отсутствием в отчетный период деятельности либо каких-либо выплат в пользу физических лиц, и пришли к выводу о наличии обязанности у общества по представлению нулевых РСВ-1 в спорный период, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.05.2014 по делу N А33-7709/2013
Обязанность по представлению расчетов по страховым взносам возникает с момента регистрации предпринимателя в качестве страхователя вне зависимости от фактического размера таких взносов и отсутствия наемных работников.
Закон N 212-ФЗ не содержит положений, освобождающих страхователей от представления отчетности в связи с отсутствием в отчетный период деятельности либо каких-либо выплат в пользу физических лиц. В таком случае страхователи должны представлять нулевые РСВ-1.
2.3. После реорганизации работодатель-правопреемник должен вести учет сумм выплат по трудовым договорам, осуществленных работодателем-предшественником в пользу работников
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.02.2014 N Ф03-6286/2013 по делу N А37-419/2013
Факт продолжения трудовых отношений между работником и работодателем после реорганизации свидетельствует о необходимости учета работодателем-правопреемником сумм выплат по трудовым договорам, осуществленных работодателем-предшественником в пользу работников.
2.4. Страхователь не обязан представлять сведения о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись
Определение ВАС РФ от 28.11.2013 N ВАС-16687/13 по делу N А28-10650/2012
Обязанность страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Законом N 27-ФЗ не предусмотрена.
2.5. Порядок ведения плательщиками учета объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов законодательством не урегулирован и может быть разработан ими самостоятельно
Пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ, предусмотрено, что плательщики обязаны вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации по вопросу исполнения плательщиками страховых взносов обязанности, установленной части 6 статьи 15, части 4 статьи 8 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ, совместным письмом от 26.01.2010 N АД-30-24/691, от 14.01.2010 N 02-03-08/08-56П направили территориальным органам форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов. Как обоснованно указали суды, данная форма карточки имела рекомендательный характер, не являлась обязательной к применению. Организации были вправе вносить в нее изменения или вести учет по иной форме, разработанной самостоятельно.
При этом следует отметить, что порядок ведения такого учета законодательством Российской Федерации не урегулирован, а Закон N 212-ФЗ не предусматривает для плательщиков ответственности за неправильное ведение учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов (в том числе если неправильное ведение учета повлекло занижение базы для начисления страховых взносов и, как следствие, неполную уплату сумм страховых взносов).
3. Обязанность страхователя по представлению информации об открытии и закрытии счетов
п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ, предусматривающий обязанность плательщиков сообщать в орган контроля об открытии и закрытии счетов, утратил силу с 01.05.2014.
Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ ч. 3 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ, утратила силу с 1 января 2015 г.
3.1. п. 1 ч. 3 ст. 28 ФЗ N 212-ФЗ, закрепляющий обязанность плательщиков взносов - индивидуальных предпринимателей представлять информацию об открытии и закрытии счетов, не может рассматриваться как ущемляющий права плательщиков сборов
Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 1009-О
Что касается пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", закрепляющего обязанность плательщиков сборов - индивидуальных предпринимателей предоставлять информацию об открытии и закрытии счетов, используемых в предпринимательской деятельности, то, будучи направленным на создание надлежащих правовых условий для исполнения обязанности по уплате страховых взносов, данный пункт также не может рассматриваться как ущемляющий права плательщиков сборов.
3.2. Плательщик не обязан направлять сообщение об открытии специального избирательного счета
Постановление ФАС Уральского округа от 29.01.2014 N Ф09-14740/13 по делу N А50-9349/2013
Поскольку специальный избирательный счет не подпадает под определение счета, приведенное в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, суды сделали законный и обоснованный вывод об отсутствии у регионального отделения партии обязанности сообщать об открытии (закрытии) данного счета.
3.3. Плательщик обязан направить сообщение об открытии специального счета
Постановление ФАС Поволжского округа от 30.01.2014 по делу N А57-4458/2013
Специальный счет, открытый предпринимателем, отвечает понятию и признакам банковского счета, установленным Законом, в связи с чем у заявителя имелась обязанность сообщить о его открытии в пенсионный фонд.
3.4. Обязанность направить сообщение об открытии счета не возникает, если он используется только для пополнения корпоративных карт
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.02.2014 N Ф03-6946/2013 по делу N А51-6888/2013
Судами установлено, что открытый обществу бизнес-счет не является счетом в значении, придаваемом этому понятию статьей 2 Закона о страховых взносах, поскольку открыт в целях обслуживания расчетной корпоративной банковской карты, при его открытии не заключается договор, предусмотренный статьей 845 ГК РФ, при формировании денежных средств на данном счете не участвуют средства третьих лиц.
С учетом перечисленных обстоятельств суды сделали правильный вывод о том, что у ОАО не возникло обязанности сообщать в управление пенсионного фонда об открытии указанного счета.
3.5. При пропуске срока сообщения о закрытии счета страхователь привлекается к ответственности
Определение ВАС РФ от 30.04.2014 N ВАС-5355/14 по делу N А34-2770/2013
Счет был закрыт 06.08.2012, о чем банком было направлено письмо обществу от 07.08.2012 N 1903/6214.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции устанавливает, что общество обязано было сообщить о закрытии счета в фонд в срок до 15.08.2012 включительно, а исполнило свою обязанность только 21.08.2012, то есть за пределами установленного законом срока.
Руководствуясь положениями статьи 28, 40, 46.1 Закона N 212-ФЗ, статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о неправомерности привлечения общества к ответственности, предусмотренной статьей 46.1 Закона N 212-ФЗ, и назначении штрафа в размере 5 000 рублей.
3.6. Течение срока, необходимого для сообщения о закрытии счета, начинается со дня получения уведомление от банка о закрытии счета
Определение ВАС РФ от 27.03.2014 N ВАС-3069/14 по делу N А50-15001/2013
Судами установлено, что уведомление от банка о закрытии счета товариществом получено 16.07.2013, а 17.07.2013 плательщик сообщил о закрытии счета в отделение фонда.
То обстоятельство, что товарищество, получив уведомление от банка о закрытии счета и в пределах семи дней сообщило об этом фонду, указывает на отсутствие в действиях (бездействии) плательщика состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями ст. 28, 40, 41, 46.1 Закон 212-ФЗ, суды правомерно исходили из отсутствия вины товарищества в совершении правонарушения.
Определение ВАС РФ от 16.10.2013 N ВАС-14067/13 по делу N А07-21176/2012
Суды, установив, что представитель общества подал заявление в банк о закрытии счета 31.07.2012, в день подачи заявления счет закрыт, об этом общество извещено 31.07.2012 письменно, в фонд уведомление о закрытии счета поступило 19.10.2012, пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения.
Определение ВАС РФ от 23.09.2013 N ВАС-13879/13 по делу N А07-21175/2012
Исследовав и оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции, установив, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о факте получения обществом сообщения от банка о закрытии расчетного счета до истечения срока, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, пришли к выводу об обоснованности заявленных обществом требований.
Определение ВАС РФ от 03.07.2013 N ВАС-8083/13 по делу N А53-32306/12
Учитывая, что семидневный срок, предусмотренный пунктом 1 части 3 статьи 28 Закона N 212-ФЗ, не может исчисляться ранее получения предпринимателем сообщения банка об открытии (закрытии) счета, и, установив, что он не располагал достоверными сведениями о закрытии своего расчетного счета, суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии вины общества в совершении вмененного правонарушения и об отсутствии оснований для привлечения его к ответственности, предусмотренной статьей 46.1 Закона N 212-ФЗ.
Определение ВАС РФ от 17.06.2013 N ВАС-6584/13 по делу N А60-25701/2012
Суды, установив отсутствие доказательств направления банком обществу информации о закрытии его счета в день обращения с соответствующим заявлением в банк, руководствуясь положениями пункта 1.1 статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями статей 28, 39, 40, 46.1 Закона 212-ФЗ, пришли к выводу об обоснованности заявленных обществом требований.
Определение ВАС РФ от 10.06.2013 N ВАС-6348/13 по делу N А60-31900/2012
Суды, установив отсутствие доказательств направления банком индивидуальному предпринимателю информации о закрытии его счета, а также принимая во внимание, что закрытие осуществлено по инициативе банка в связи с длительным отсутствием операций по счету, руководствуясь положениями пункта 1.1 статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями статей 28, 39, 40, 46.1 Закона 212-ФЗ, пришли к выводу об отсутствии вины индивидуального предпринимателя в совершении правонарушения.
Определение ВАС РФ от 24.05.2013 N ВАС-5942/13 по делу N А60-37078/2012
Суды, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 28, 40, 41, 46.1 Закон 212-ФЗ, правомерно исходили из отсутствия вины кооператива в совершении правонарушения в связи с недоказанностью направления банком извещения о закрытии банковского счета кооперативу.
Определение ВАС РФ от 03.04.2013 N ВАС-3519/13 по делу N А60-26411/2012
Суды, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 28, 39, 40, 41, 46.1 Закон 212-ФЗ, правомерно исходили из отсутствия вины общества в совершении правонарушения в связи с недоказанностью надлежащего уведомления банком общества о дате закрытии счетов.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2014 по делу N А27-15787/2013
Принимая во внимание, что срок представления в Фонд сведений о закрытии счета в банке подлежит исчислению с момента, когда клиент узнал или должен был узнать о закрытии банком его счета, суды пришли к правильному выводу об отсутствии в данном случае в действиях Предпринимателя вины в совершении правонарушения.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2014 по делу N А27-11677/2013
Поскольку закрытие счета в банке осуществлено на основании статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации в одностороннем порядке и плательщик страховых взносов не располагал достоверными сведениями о закрытии его расчетного счета, суды обоснованно признали незаконным оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда о привлечении Предпринимателя к ответственности по статье 46.1 Федерального закона N 212-ФЗ.
3.7. Семидневный срок сообщения об открытии счета исчисляется со дня получения плательщиком сообщения банка об открытии данного счета
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.05.2014 по делу N А28-9897/2013
Семидневный срок, предусмотренный пунктом 1 части 3 статьи 28 Закона N 212-ФЗ для направления в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации письменного сообщения об открытии в банке расчетного счета, не может исчисляться ранее получения организацией или индивидуальным предпринимателем сообщения банка об открытии данного счета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.