Энциклопедия судебной практики Права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов
(Ст. 29 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Рассрочка платежа страховых взносов
1.1. Отказ фонда в предоставлении отсрочки платежа ввиду отсутствия соответствующей нормативной базы не свидетельствует о бездействии фонда, при этом фонд отсрочку предоставлять не вправе
Постановление Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 16929/12 по делу N А74-1369/2012
Из материалов дела усматривается, что заявление общества о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов рассмотрено фондом и обществу письмом от 27.12.2011 N 17-23/7374 в предоставлении отсрочки отказано в связи с отсутствием нормативно-правовой базы.
При таких обстоятельствах отсутствует факт бездействия фонда, а значит, нет и основания для признания бездействия незаконным.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Определение ВАС РФ от 15.07.2013 N ВАС-1712/13 по делу N А40-37497/12-99-192
С учетом правовой позиции, изложенной в названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выводы судов по настоящему делу о признании незаконным отказа в рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки и последующей рассрочки погашения задолженности по уплате страховых взносов, обязании предоставить заявителю отсрочку с последующей рассрочкой исполнения обязанности по выплате задолженности по страховым взносам противоречат положениям пункта 11 части 1 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ.
Однако, учитывая, что оспариваемые судебные акты приняты до Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2013 N 16929/12, которым сформирована судебная практика по рассматриваемой проблеме, оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора не имеется.
Постановление ФАС Поволжского округа от 17.03.2014 по делу N А65-14284/2013
Ни органы исполнительной власти, ни Пенсионный фонд Российской Федерации не вправе определять порядок и основания предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.
Учитывая, что до настоящего момента ни Закон о страховых взносах, ни иные федеральные законы не содержат норм, предусматривающих указанный механизм, у Управления Пенсионного фонда отсутствуют основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам.
Аналогичные выводы также следуют из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2013 N 16929/12.
1.2. Отсрочка платежа с учетом конкретных обстоятельств может быть предоставлена в судебном порядке
Апелляционное определение Псковского областного суда от 15.07.2014 N 33-1137
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 29 названного Закона пенсионный орган вправе предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.
Учитывая, что такой порядок и случаи предоставления пенсионным органом отсрочек (рассрочек) до настоящего времени не установлены, а положения статьи 434 ГПК РФ позволяют суду разрешать вопросы об отсрочке (рассрочке) исполнения не только судебных постановлений, но и постановлений иных органов в порядке, предусмотренном статьей 203 ГПК РФ, суд первой инстанции правильно применил положения вышеуказанной процессуальной нормы и обоснованно предоставил рассрочку погашения суммы задолженности по страховым взносам, приняв во внимание положенные в обоснование заявления обстоятельства.
1.3. При решении вопроса о представлении отсрочки погашения задолженности по страховым взносам нормы налогового права по аналогии использованы быть не могут
Определение ВАС РФ от 22.02.2013 N ВАС-16929/12 по делу N А74-1369/2012
Принципиальные различия в правовой природе налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды не позволяют применять к отношениям по уплате упомянутых взносов налоговое законодательство.
В отличие от налога, платежи по которому не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды отвечают признакам возмездности и возвратности.
Указанные особенности страховых взносов обуславливают невозможность использования по аналогии норм налогового законодательства при решении вопроса о возможности предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по этим взносам.
1.4. Отсрочка в отношении будущих платежей страховых взносов не предоставляется
Постановление ФАС Московского округа от 01.08.2013 по делу N А41-52139/12
Как правильно установлено судебными инстанциями, заявитель ходатайствует о предоставлении отсрочки платежа сроком на 12 месяцев на будущее время, со ссылкой на пп. 1 п. 1 ст. 29 Закона.
Между тем, диспозиция указанной статьи предусматривает обязательное условие - наличие задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
При этом планируемые платежи будущих периодов не могут быть признаны задолженностью (недоимкой).
Как правильно указано судебными инстанциями, поскольку задолженность по уплате страховых взносов в указанной заявителем в поданном в пенсионный фонд заявлении отсутствует, планируемые платежи будущих периодов не являются задолженностью (недоимкой), в связи с чем заявление об отсрочке не может быть удовлетворено.
1.5. ПФР не уполномочен определять порядок и основания предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции правильно указал, что судом первой инстанции не учтено, что в пункте 11 части 1 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам могут быть предусмотрены только федеральным законом.
Учитывая, что законодатель строго ограничил права органов контроля за уплатой страховых взносов по предоставлению отсрочек (рассрочек) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам; указанная норма закрепляет исключительно за федеральным законодателем право установления порядка и оснований предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по упомянутым взносам, следовательно, ни органы исполнительной власти, ни Пенсионный фонд Российской Федерации не вправе определять порядок и основания предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.
Поскольку до настоящего момента ни Федеральный закон N 212-ФЗ, ни иные федеральные законы не содержат норм, предусматривающих указанный механизм, у Управления Пенсионного фонда отсутствуют основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.
2. Иные права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов
2.1. Взыскание на имущество может быть обращено органом контроля за уплатой страховых взносов только после принятия всех мер по взысканию денежных средств со счетов плательщика страховых взносов
Постановление ФАС Поволжского округа от 22.10.2012 по делу N А12-1317/2012
Статьями 24, 28 Федерального закона N 212-ФЗ на плательщиков страховых взносов и банки возлагается обязанность сообщать в территориальные органы пенсионного фонда об открытии (закрытии) расчетных счетов, а в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 29 данного Закона орган контроля за уплатой страховых взносов вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну.
Поскольку Управление не вынесло решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах в банках, а также не приняло меры для получения сведений о счетах должника, в том числе от банка и налоговых органов, то суды сделали правильный вывод об отсутствии у контролирующего органа оснований для обращения взыскания на имущество должника в порядке статьи 20 Федерального закона N 212-ФЗ.
2.2. Отмена решения нижестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов производится вышестоящим органом по собственной инициативе в рамках контроля за деятельностью
Постановление ФАС Центрального округа от 06.02.2013 по делу N А62-4699/2012
В силу части 2 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ вышестоящие органы контроля за уплатой страховых взносов вправе отменять и изменять решения нижестоящих органов контроля за уплатой страховых взносов в случае несоответствия указанных решений законодательству Российской Федерации о страховых взносах.
В Определении Конституционного суда РФ от 22.04.2010 N 595-О-О отмечено, что содержание правовой нормы части 3 статьи 31 НК РФ, допускающей отмену вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего только в том случае, когда оно принято в нарушение требований законодательства о налогах и сборах, свидетельствует о том, что подобное решение имеет целью восстановление в административном порядке законности, нарушенной неправомерным актом нижестоящего органа, по инициативе самого вышестоящего налогового органа, осуществляющего текущий контроль за деятельностью нижестоящих органов.
Указанное толкование применимо к положениям части 2 статьи 29 Федерального закона N 212-ФЗ.
2.3. Неисполнение обязанностей плательщика страховых взносов не может быть поставлено в вину фонду и не может свидетельствовать о ненадлежащем исполнении последним своих обязанностей
Определение ВАС РФ от 28.12.2012 N ВАС-14087/12 по делу N А34-3671/2011
Из смысла пункта 1 части 3 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" следует, что индивидуальные предприниматели должны сообщать об открытии и закрытии счетов, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Данных о том, что индивидуальный предприниматель использовал открытые ему как физическому лицу счета в предпринимательской деятельности, им не представлено. Поэтому данные об этих счетах не могли быть учтены фондом при решении вопроса о направлении постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества в службу судебных приставов-исполнителей.
Если же индивидуальный предприниматель использовал открытые на его имя счета в банке в предпринимательской деятельности, то обязанность по предоставлению информации об этих счетах в Пенсионный фонд в первую очередь лежит именно на нем.
Наличие у фонда информации о счетах предпринимателя в банке зависит, прежде всего, от самого предпринимателя. Поэтому неисполнение обязанностей плательщика страховых взносов не может быть поставлено в вину фонду и не может свидетельствовать о ненадлежащем исполнении последним своих обязанностей.
2.4. Отсутствие разъяснений при недоказанности факта обращения страхователя с запросом не может быть расценено как смягчающее вину обстоятельство
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2014 по делу N А32-23039/2012
Суд проверил и признал не влияющими на разрешение спора исходя из предмета и оснований заявленных предпринимателем требований доводы о том, что управление не разъяснило периоды и основания возникновения недоимки, проводилась ли камеральная проверка, соответствуют ли начисленные недоимки произведенным предпринимателем оплатам, правомерность направления трех требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа. Указанные основания в заявлении предпринимателя при обращении в фонд не приводились.
В материалы дела не представлены доказательства обращения предпринимателя в управление с запросом (заявлением) в порядке, установленном указанной нормой Закона N 212-ФЗ.
2.5. Представление справки о состоянии расчетов должно производиться с учетом сроков уплаты страховых взносов
Постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2012 по делу N А62-3916/2011
Порядок выдачи плательщикам страховых взносов справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Как правильно указано судом, срок уплаты страховых взносов за март 2011 года - до 15 апреля 2011 года.
Исходя из смысла вышеуказанных норм условие о предоставлении справки по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным кварталом, с указанием сведений об уплаченных страховых взносах только за два первых месяца отчетного квартала противоречит нормам действующего федерального законодательства.
Предоставление справки только за январь и февраль отчетного квартала исключает условия определения отсутствия задолженности по обязательным платежам либо наличие недоимки.
2.6. Справка о состоянии расчетов должна содержать полную информацию, необходимую для осуществления страхователем своих прав и законных интересов
Постановление ФАС Московского округа от 11.07.2011 N КА-А40/6957-11 по делу N А40-86864/10-93-201
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что выдаваемая заявителю справка должна содержать объективную информацию о состоянии расчетов плательщика с соответствующими фондами, то есть отраженные в ней сведения должны носить достоверный характер.
Неполная либо не соответствующая действительности информация о задолженности по страховым взносам, числящейся за плательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.