Энциклопедия судебной практики
Проверки плательщиков страховых взносов и банков
(Ст. 33 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Привлекать банк к ответственности за несвоевременное представление сведений об открытии счетов вправе только орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения банка
Проверку своевременности представления Банком сведений, установленных статьей 24 Закона N 212-ФЗ, вправе провести только органы контроля по месту нахождения Банка, и, соответственно, решение по результатам рассмотрения материалов проверки вправе вынести только руководитель данного органа.
Приняв во внимание, что территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения филиала Банка является Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Н. районе города Н., вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по п. району Н. области права привлекать к ответственности Банк, не находящийся в сфере его контроля, является правильным.
2. Отсутствие печати органа пенсионного фонда в акте проверки соблюдения банком требований ст. 24 ФЗ N 212-ФЗ само по себе не является основанием для отмены решения органа пенсионного фонда
Указание в кассационной жалобе на отсутствие в акте проверки печати органа пенсионного фонда само по себе не исключает правомерности проведенной проверки и не опровергает наличие выявленного в ходе ее правонарушения, вменяемого Банку.
В соответствии с инструкцией по делопроизводству пенсионного фонда, документы заверяются печатью только при наличии подписи начальника управления Пенсионного фонда Российской Федерации или в случае его отсутствия уполномоченного на то лица.
Таким образом, доводы Банка о нарушении пенсионным фондом порядка привлечения к ответственности по статье 49 Закон N 212-ФЗ не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
3. Проверка, по смыслу ст. 33 ФЗ N 212-ФЗ, это совокупность контрольных действий органа контроля за уплатой страховых взносов по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления страховых взносов плательщиками страховых взносов
Частью 1 ст. 33 Закона N 212-ФЗ установлено, что органы контроля за уплатой страховых взносов проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов, порядок проведения которых регламентирован в ст. 34 данного закона и выездные проверки, порядок проведения которой регламентирован в ст. 35 Закона N 212-ФЗ.
Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ч. 2 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).
Исходя из анализа приведенных правовых норм, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на то, что проверку можно определить как совокупность контрольных действий органа контроля за уплатой страховых взносов по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления страховых взносов плательщиками страховых взносов.
4. Решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте
Как правильно отметили суды, предусмотренная Законом N 212-ФЗ процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок должны соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, а решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.
Отражение в акте камеральной проверки конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что ни в описательной, ни в мотивировочной частях акта проверки, решения не изложены обстоятельства, выявленные в ходе проверки, не указано, в отношении каких работников страхователем представлены недостоверные сведения, какие конкретные сведения признаны недостоверными, то есть обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий общества и основания отказа во внесении корректировок не изложены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.