Энциклопедия судебной практики
Камеральная проверка
(Ст. 34 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Проверка - совокупность контрольных действий органа контроля за уплатой страховых взносов по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления страховых взносов плательщиками страховых взносов
Частью 1 ст. 33 Закона N 212-ФЗ установлено, что органы контроля за уплатой страховых взносов проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов, порядок проведения которых регламентирован в ст. 34 данного закона и выездные проверки, порядок проведения которых регламентирован в ст. 35 Закона N 212-ФЗ.
Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ч. 2 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).
Исходя из анализа приведенных правовых норм, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на то, что проверку можно определить как совокупность контрольных действий органа контроля за уплатой страховых взносов по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления страховых взносов плательщиками страховых взносов.
2. Камеральная проверка может быть проведена лишь при наличии у контролирующего органа расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам
Поскольку проверка предпринимателя проведена не в связи с предоставлением им расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, то к этой проверке не могут предъявляться и требования, предусмотренные статьей 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Поэтому отсутствие акта камеральной проверки и решения по результатам такой проверки не свидетельствует само по себе о недействительности оспариваемого постановления.
3. Недоимка по страховым взносам не может быть выявлена ранее срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам
С момента представления Обществом расчета орган контроля должен был в установленный частью 2 статьи 34 Закона N 212-ФЗ срок выявить недоимку (сравнив задекларированные суммы страховых взносов с соответствующими платежными документами об их уплате и сведениями о состоянии расчетов с бюджетом) и направить требование об уплате страховых взносов.
Поскольку в рассматриваемом случае выставление Управлением требования было преждевременным, суды сделали правильный вывод о несоответствии данного требования действующему законодательству и правомерно удовлетворили заявление Общества.
4. Орган контроля за уплатой страховых взносов не имеет права в судебном порядке требовать от страхователя внести исправления в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам
Несмотря на предусмотренное частью 3 статьи 34 Закона N 212-ФЗ право Учреждения требовать от страхователя внесения исправлений в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, установленных при проведении проверки, неисполнение такого требования страхователем не предполагает возникновение у Учреждения права на понуждение к выполнению данного требования именно посредством суда, поскольку искажение сведений, внесенных страхователем в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, в связи с обнаружением Учреждением в указанных расчетах ошибок, не нарушает прав застрахованных лиц, так как в любом случае размер страховых взносов определяется по окончании проверки в выносимом Учреждением решении, обязательном в данной части для всех участников спорных правоотношений вне зависимости от внесения или невнесения плательщиком исправлений в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
5. При выявлении ошибок или противоречий ненаправление требования о представлении необходимых пояснений или внесении исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам является существенным нарушением процедуры проведения проверки
Фонд при обнаружении противоречий в представленных Обществом документах в нарушение пункта 3 статьи 34 Закона N 212-ФЗ требование о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 8-ПФР) в адрес страхователя не направил, срок устранения ошибок не установил.
Таким образом, Фондом до составления акта камеральной проверки не исполнены обязанности, определенные статьей 34 Закона N 212-ФЗ.
Поскольку положения статьи 34 Федерального закона N 212-ФЗ являются обязательными для исполнения органами Пенсионного Фонда, апелляционный суд правомерно указал, что исключение стадии направления требования о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до составления акта камеральной проверки, рассматривается в качестве существенного нарушения процедуры.
6. Нарушение трехмесячного срока на проведение камеральной проверки само по себе не является основанием для отмены решения, вынесенного по результатам проверки
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 25 марта 2014 г. по делу N 33-1733/2014
В установленный для проведения камеральной проверки трехмесячный срок орган контроля за уплатой страховых взносов осуществляет проверочные мероприятия в отношении принятого им расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Между тем предусмотренный срок для проведения камеральной проверки не является пресекательным, в связи с чем его несоблюдение не препятствует органу контроля за уплатой страховых взносов в проведении камеральной проверки представленного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, выявлению фактов нарушений, и его пропуск не может являться основанием для признания незаконным действий органа контроля за уплатой страховых взносов по проведению мероприятий по контролю за уплатой страховых взносов, признанию недействительности актов, вынесенных по результатам их проведения.
7. Орган контроля за уплатой страховых взносов в ходе камеральной проверки вправе истребовать у плательщика страховых взносов первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам
Из взаимосвязанного толкования приведенных положений, а также пункта 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ, допускающих установление факта совершения правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, на основании оценки лицом, проводящим камеральную проверку, представленных плательщиком страховых взносов пояснений и документов, следует право органа контроля за уплатой страховых взносов истребовать у плательщика страховых взносов первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащими в имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов документах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.