Энциклопедия судебной практики
Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки
(Ст. 39 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Решение по результатам проверки должно быть вынесено в установленный срок, даже если решение налогового органа, явившееся основанием для проверки, приостановлено судом
Заявитель жалобы считает, что УПФ не пропустило срок для принятия оспариваемого решения, поскольку на основании определения арбитражного суда об обеспечении иска до рассмотрения данного дела было приостановлено действие решения налогового органа, в том числе и по страховым взносам. Поскольку решение УПФ основывается на приостановленном судом решении налогового органа, то в связи с этим решение о привлечении к ответственности ОАО было принято после отмены обеспечительных мер.
Учитывая, что рассмотрение фактов нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании, изложенных в акте УПФ, назначено на 26.10.2010, то УПФ следовало принять решение не позднее декабря 2010 года, тогда как фактически решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах вынесено 28.12.2011, то есть по истечении года.
Является несостоятельным довод УПФ о том, что возможность для принятия оспариваемого решения у него появилась в декабре 2011 года, поскольку нормами налогового законодательства и положениями Закона N 212-ФЗ не предусмотрено, что оспаривание ненормативного акта налогового органа препятствует принятию решения о привлечении (отказе в привлечении) страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.
2. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки, в котором отсутствует дата рассмотрения, не является надлежащим уведомлением страхователя
Довод Управления о том, что дата рассмотрения материалов проверки может не совпадать с датой вынесения решения, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ решения по результатам рассмотрения актов проверки и других материалов проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения 15 дневного срока, предоставленного организации для представления в орган контроля за уплатой страховых взносов письменных возражений по акту проверки, не опровергает вывод судов о нарушении Пенсионным фондом в данном конкретном случае процедуры привлечения Общества к ответственности с учетом того, что Общество вызывалось для рассмотрения актов по адресу, по которому уполномоченный рассматривать дело орган не находится; фактически рассмотрение актов состоялось в отсутствие страхователя при отсутствии доказательств его надлежащего извещения о месте и дате рассмотрения актов.
3. Решение органа ПФР о привлечении страхователя к ответственности, вынесенное лишь на основании поступивших из налогового органа сведений, является недействительным в связи с нарушением процедуры его принятия
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 сентября 2012 г. по делу N А56-43799/2011
Предусмотренные Законом N 212-ФЗ процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок должны соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, а решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.
Оспариваемое Обществом решение Фонда принято на основании акта Инспекции, составленного по результатам выездной налоговой проверки в отношении Общества. Самим Фондом акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, не составлялся. Доказательства установления и исследования Фондом обстоятельств нарушения Обществом законодательства об обязательном пенсионном страховании, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, материалы дела не содержат.
В рассматриваемом случае Фонд, получив от налогового органа сведения о выявлении обстоятельств, связанных с занижением Обществом базы для начисления страховых взносов, не исполнил своих обязанностей по проведению контрольных мероприятий в соответствии с требованиями Закона N 212-ФЗ с целью соблюдения гарантий прав плательщика страховых взносов при привлечении его к ответственности по пункту 1 статьи 47 этого Закона.
4. Решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности должно быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, который непосредственно участвовал в ходе рассмотрения материалов проверки
Решение о привлечении организации к ответственности за совершение правонарушения может быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, который в соответствии с частями 5, 6 статьи 39 Федерального закона о страховых взносах непосредственно участвовал в ходе рассмотрения материалов проверки.
Акт выездной проверки страхователя, его возражения на акт проверки рассмотрены директором филиала, оспариваемое решение фонда вынесено иным должностным лицом - главным бухгалтером филиала фонда.
Довод фонда о подписании протокола о рассмотрении материалов документальной выездной проверки и принятии решения одним и тем же должностным лицом - директором отделения фонда в соответствии с требованиями Федерального закона о страховых взносах не соответствует содержанию названного решения.
Таким образом, поскольку у [главного бухгалтера филиала фонда] отсутствовали полномочия на вынесение решения по результатам проведенной проверки, она непосредственно не участвовала в рассмотрении материалов проверки, подписанное ею решение о привлечении организации к ответственности за совершение правонарушения обоснованно признано судом апелляционной инстанции принятым с существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и вынесения решения, что является безусловным основанием для признания такого решения недействительным.
5. Подписание акта проверки и решения, вынесенного по результатам проверки, разными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов не является нарушением процедуры принятия решения по проверке
Ссылка Общества на то, что Управление представило в суд акт камеральной проверки, который подписан другим сотрудником Управления, правомерно отклонена апелляционным судом, поскольку в рассмотренном случае решение Управления принято по результатам рассмотрения акта, составленного по итогам камеральной проверки, подписанного лицом, проводившим проверку, и направленного Обществу.
С учетом изложенного суды пришли к выводу об отсутствии нарушений процедуры принятия Управлением решения, являющихся основанием для признания этого решения недействительным.
6. Решение, вынесенное по результатам проверки, может быть датировано днем, который не совпадает с днем рассмотрения материалов проверки
То обстоятельство, что решение о привлечении к ответственности датировано 18.07.2011, тогда как общество уведомлено о рассмотрении материалов проверки на 14.07.2011, не значит, что нарушена процедура рассмотрения материалов проверки, поскольку из статьи 39 Закона N 212-ФЗ, предусматривающей порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки, не следует, что данное решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов проверки или в иной день с извещением плательщика о времени и месте решения.
7. Наличие двух решений по результатам проверки является существенным нарушением процедуры привлечения страхователя к ответственности
У плательщика страховых взносов имеется два оригинала решения, принятого Управлением. В одном из них указано, что плательщик страховых взносов на рассмотрение материалов проверки не явился, в связи с чем принято решение о рассмотрении материалов проверки в отсутствие лица, в отношении которого проводилась проверка; во втором решении от той же даты, указано, что на рассмотрение материалов проверки явилось лицо, не уполномоченное представлять интересы Общества, в связи с чем принято решение о рассмотрении материалов проверки в отсутствие лица, в отношении которого проводилась проверка.
При этом протокол рассмотрения материалов проверки, из содержания которого можно было бы установить факт явки или неявки представителя плательщика страховых взносов, наличие полномочий представлять интересы Общества, в отношении которого проведена проверка, в материалах дела отсутствует, каких-либо объяснений о наличии двух оригиналов решений проверяющего органа с различным содержанием Управлением не представлено.
В данном случае имели место быть существенные нарушения Управлением порядка привлечения Общества к ответственности, в связи с чем страхователь не имел возможности реализовать предоставленные ему законом процессуальные права, предусмотренные положениями Федерального закона N 212-ФЗ.
8. Отсутствие в решении о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности обстоятельств, установленных п. 6 ст. 39 ФЗ N 212-ФЗ, свидетельствует о неправомерности принятого решения
Из решения Фонда не следует, что при рассмотрении материалов проверки исследовались обстоятельства, указанные в пункте 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ. Следовательно, такое решение не может быть признано законным.
9. В акте проверки и в решении о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности должны быть отражены обстоятельства допущенного нарушения, существо данного нарушения, а также приведены доказательства, подтверждающие соответствующие факты
Надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте. Решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Таким образом, как правильно отметили суды, предусмотренная Законом N 212-ФЗ процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок должны соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, а решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.
Отражение в акте камеральной проверки конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте.
10. Требование, выставленное по результатам камеральной проверки, является недействительным, если акт проверки и решение по ней не принимались
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 сентября 2012 г. по делу N А29-6664/2011
Спорная сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование не была исчислена Предпринимателем к уплате самостоятельно. Управление не отрицает, что данная сумма страховых взносов предложена к уплате по результатам камеральной проверки.
Вместе с тем акт проверки пенсионным органом не составлялся, решение по результатам проверки не выносилось.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о нарушении Управлением процедуры взыскания страховых взносов на обязательное медицинское страхование и пеней и обоснованно удовлетворили заявление Предпринимателя в части признания недействительным требования Управления.
11. Из системного толкования норм ФЗ N 212-ФЗ следует, что рассматривает материалы проверки и принимает решение одно и то же лицо
Из системного толкования норм Закона N 212-ФЗ следует, что рассматривает материалы проверки и принимает решение одно и то же лицо. Данное правило позволяет лицу, в отношении которого проводилась проверка, в полной мере реализовать право на свою защиту, в частности, путем предоставления устных объяснений представителем организации лицу, которым в итоге будет принято решение - руководителю (заместителю руководителя) (часть 4 статьи 39 Закона N 212-ФЗ), имеющему в данном случае возможность наиболее полно исследовать материалы проверки и принять на основании исследованных обстоятельств законное решение.
Иное толкование данных норм права приведет к возможности рассмотрения материалов проверки одним лицом, а принятия решения другим, не принимавшим участия в рассмотрении материалов проверки, что существенно нарушит принцип непосредственности и права лица, в отношении которого проведена проверка.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки регламентирован статьей 39 Закона N 212-ФЗ, пунктом 3 которой установлено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. При этом неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, только в том случае, если это лицо было извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Исходя из системного толкования положений названной статьи, материалы проверки и возражения лица, в отношении которого проводилась проверка, на акт проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, путем непосредственного исследования всех имеющихся доказательств при условии обеспечения возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки с последующим принятием решения по результатам рассмотрения материалов проверки тем же должностным лицом налогового органа. Таким образом, указанной статьей закреплен принцип непосредственности рассмотрения материалов проверки и вынесения решения по ее результатам.
12. Отмена положений ФЗ N 212-ФЗ о смягчающих обстоятельствах привела к отсутствию возможности у плательщиков страховых взносов возможности снизить размер штрафа, что не позволяет индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 января 2016 г. N 2-П (пункт 4.3)
В Федеральном законе "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" до внесения в него изменений Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ был использован иной подход, согласно которому снижение размера штрафа в связи с наличием смягчающих обстоятельств всецело отдавалось на усмотрение правоприменителя, который не был ограничен какими-либо критериями и в каждой конкретной ситуации самостоятельно определял размер снижения штрафа. При этом положения пункта 4 части 6 статьи 39 и статьи 44 названного Федерального закона о смягчающих обстоятельствах в действовавшей системе правового регулирования являлись единственным инструментом обеспечения соразмерности ответственности тяжести и последствиям правонарушений при уплате взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Отмена положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" о смягчающих обстоятельствах привела к отсутствию в действующей системе правового регулирования ответственности плательщиков страховых взносов какой бы то ни было возможности снизить размер штрафа, что не позволяет индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимание обстоятельства и тем самым приводит к нарушению прав плательщиков страховых взносов, обеспечиваемых конституционными принципами юридической ответственности, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
13. Выводы, изложенные в решении, могут существенно отличаться от результатов, отраженных в справке о результатах проведения проверки
В силу части 8 статьи 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов (часть 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, результаты выездной проверки страхователя оформляются актом проверки и решением по нему, принятому с учетом возражений проверяемого лица, в связи с чем выводы, изложенные в решении, могут существенно отличаться от результатов, отраженных фондом в справке о результатах проведения проверки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.