Энциклопедия судебной практики
Ответственность субъектов страхования
(Ст. 19 Закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний")
С 1 января 2016 г. привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 40-43 и 45 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
1. Порядок привлечения страхователей к ответственности и порядок взыскания штрафных санкций
1.1. ФСС РФ привлекают страхователей к ответственности в порядке, установленном НК РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения
Согласно абзацу седьмому п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, определенному НК РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном главой 15 НК РФ, включая и положения, вступившие в силу с 01.01.2006, о взыскании санкций в пределах установленных сумм на основании решения руководителя (его заместителя) органа.
1.2. Принятие решения о привлечении к ответственности лицом, которое не участвовало в рассмотрении материалов проверки, может являться основанием для его отмены
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.08.2013 по делу N А63-18268/2012
Одной из гарантий [защиты прав граждан] в публичных правоотношениях является соблюдение уполномоченным органом принципа непосредственного исследования доказательств и иных материалов, которые могут служить основанием для решения вопроса о привлечении лица (в данном случае страхователя) к ответственности.
Вместе с тем судами установлено и материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае этот принцип фондом не соблюден.
Так, из материалов дела видно, что протокол, составленный по результатам рассмотрения материалов проверки и возражений, подписан Ч., в то время как решение о привлечении кооператива к ответственности принято иным лицом - управляющим фонда А. Однако А. в исследовании доказательств и иных материалов проверки непосредственного участия не принимал.
При этом отсутствуют основания полагать, что указанное нарушение не привело и не могло привести к принятию неправильного решения, поскольку фонд не доказал, что кооперативу обеспечена возможность участвовать в процессе принятия решения и представить свои объяснения.
1.3. Непредставление страхователю возможности для участия в рассмотрении материалов проверки является обязательным основанием для отмены решения о привлечении к ответственности
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2014 по делу N А19-13806/2013
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, на основании исследования и оценки представленных в материалы дела документов по правилам ст. 71 АПК РФ пришли к выводам о том, что предприниматель не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, в связи с чем был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов, представлять письменные возражения на акт проверки с приложением документов, подтверждающих обоснованность своих возражений, и фонд, не имея доказательств, достоверно подтверждающих надлежащее извещение, а равно неизвещение страхователя о рассмотрении материалов проверки, не вправе был рассматривать материалы проверки по существу.
1.4. Отсутствие в акте проверки и решении о привлечении к ответственности указаний на обстоятельства правонарушения со ссылкой на нормы законодательства, на доказательства факта правонарушения может являться основанием для отмены данного решения
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.03.2011 N А69-1201/2010
По каждому отраженному в акте проверки факту нарушения должны быть четко изложены: период (месяц, год), к которому данное нарушение относится; оценка количественного и суммового расхождения между данными, отраженными страхователем в расчетной ведомости по средствам Фонда, и фактическими данными, выявленными при проверке первичных бухгалтерских и иных документов, а также записей в регистрах бухгалтерского учета (Главной книге и журналах ордерах); характер нарушения со ссылками на конкретные нормы законодательных и иных нормативных правовых актов, которые нарушены страхователем; ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие факт нарушения.
Соответствующие расчеты должны быть включены в акт или в приложения к нему. Однородные нарушения могут быть сгруппированы в таблицы, которые в зависимости от объема представленной в них информации включаются в текст акта либо приводятся в приложениях. При наличии приложений в описательной части акта делаются ссылки на прилагаемые материалы с указанием на то, что они являются неотъемлемой частью акта.
Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.
1.5. Взыскание штрафных санкций за неуплату страховых взносов производится органами ФСС РФ в бесспорном порядке на основании правил, установленных НК РФ
Постановление ФАС Уральского округа от 26.08.2008 N Ф09-6025/08-С2
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, определенному [НК РФ] для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 15 Кодекса.
В соответствии со ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Принимая во внимание, что обществом не оспаривается правомерность привлечения его к ответственности, а также соблюдение учреждением процедуры привлечения страхователя к ответственности, доводы общества о том, что учреждение не наделено полномочиями по взысканию штрафа во внесудебном порядке, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании норм права.
1.6. Решение о привлечении к ответственности не может быть вынесено в отношении обособленного подразделения
Постановление Президиума ВАС РФ от 25.03.2008 N 13991/07
В силу ст. 3 Закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 5 данного Закона.
Из анализа положений ст.ст. 3 и 19 Закона N 125-ФЗ следует, что решение страховщика о привлечении к ответственности за совершение правонарушений в сфере отношений по обязательному социальному страхованию и о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам и соответствующих пеней может быть принято только в отношении страхователя - юридического лица.
В соответствии со статьей 84 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами. В силу пункта 1 статьи 1 Положения о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 N 46-П, утвержденного Советом директоров Банка России, территориальное учреждение банка - это его обособленное подразделение. Расчетно-кассовые центры действуют в составе территориальных учреждений банка на правах структурных подразделений.
Поскольку расчетный центр [ЦБ РФ], в отношении которого страховщиком вынесены решения, не является страхователем - юридическим лицом, эти решения фонда следует признать незаконными.
1.7. Органы ФСС или суд вправе применить к страхователю смягчающие обстоятельства в порядке ст. 112 и 114 НК РФ
Постановление ФАС Центрального округа от 20.12.2013 по делу N А48-2050/2013
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
В силу требований ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно учитывал в качестве смягчающих ответственность обстоятельств: факт совершения правонарушения ИП впервые; отсутствие задолженности по страховым взносам; правонарушение допущено вследствие стечения тяжелых семейных обстоятельств.
1.8. Законодательством не предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора в отношении обжалования страхователем актов ФСС РФ о привлечении к ответственности за нарушение в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Ссылка в статье 19 Федерального закона N 125-ФЗ на привлечение страхователя к ответственности страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному НК РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, не означает возможности применения к отношениям по обязательному социальному страхованию иных норм указанного Кодекса, в том числе и регламентирующих порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц без специального на то указания в соответствующих законодательных актах.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что в действующем законодательстве отсутствует досудебный порядок урегулирования спора в отношении обжалования страхователем актов страховщика - Фонда социального страхования Российской федерации о привлечении к ответственности за нарушение в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2. Ответственность за нарушение срока регистрации страхователей в ФСС РФ и осуществление ими деятельности без такой регистрации
2.1. Допускается привлечение к ответственности за нарушение срока регистрации в качестве страхователя и одновременно за осуществление деятельности без такой регистрации
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2009 по делу N А05-10449/2008
Суд кассационной инстанции считает, что Арбитражный суд области правомерно отклонил доводы предпринимателя относительно привлечения ее к ответственности дважды за одно правонарушение.
Заявителем совершено два правонарушения - нарушение срока регистрации в качестве страхователя, предусмотренное ст. 6 Закона N 125-ФЗ, и осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя. За совершение каждого правонарушения ст. 19 Закона N 125-ФЗ предусмотрена санкция в виде взыскания штрафа.
2.2. Осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя является длящимся правонарушением
Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ абз. 4 признан утратившим силу с 1 января 2016 г.
Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 16061/12
Судами не учтено, что предприниматель была привлечена к ответственности не за нарушение срока регистрации в качестве страхователя, а за осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика, то есть за совершение правонарушения, предусмотренного абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ. Названное правонарушение характеризуется длительностью противоправного поведения, которое продолжается в течение всего периода времени с начала его совершения и до прекращения.
Таким образом, с учетом положений п. 1 ст. 113 НК РФ предпринимателя следовало привлечь к ответственности за осуществление деятельности без регистрации в качестве страхователя не более чем за трехлетний период, исчисляемый до даты вынесения фондом решения о привлечении к ответственности.
2.3. Невыполнение к установленному сроку обязанности по регистрации в качестве страхователя не является длящимся правонарушением
Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ с 1 января 2016 г. установлен тридцатидневный срок регистрации страхователей со дня заключения трудового договора с работником
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.06.2012 по делу N А32-15360/2011
Законом N 125-ФЗ установлен десятидневный срок регистрации страхователей со дня заключения трудового договора с работником. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку свидетельствует о факте допущенного правонарушения, которое не является длящимся. В данном случае у предпринимателя возникла обязанность по регистрации в качестве страхователя не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора от 01.06.2007, т.е. с 12.06.2007 правонарушение считается оконченным, и с этого момента начинает течь трехлетний срок привлечения к ответственности, который заканчивается 12.06.2010.
Следовательно, вывод судебных инстанций о пропуске фондом социального страхования на дату вынесения решения от 07.04.2011 срока давности привлечения предпринимателя к ответственности за правонарушение, совершенное 12.06.2007, является правильным.
2.4. При определении размера штрафа учитывается база для начисления взносов за период не более трех лет до даты вынесения решения о привлечении к ответственности
Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 16061/12 по делу N А04-240/2012
Решение фондом принято 12.01.2012, в связи с чем при привлечении к ответственности размер штрафа должен определяться исходя из облагаемой базы для начисления страховых взносов, рассчитываемой за период с 12.01.2009 по 30.07.2011 (дату регистрации в фонде).
2.5. При определении размера штрафа учитывается период, соответствующий периоду проверки
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2012 по делу N А27-8952/2011
Из оспариваемого решения [ФСС от 12.05.2011] следует, что начисление штрафа по абз. 4 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ произведено учреждением исходя из базы для начисления страховых взносов за трехлетний период, соответствующий периоду проверки предпринимателя с 01.01.2008 по 31.12.2010.
2.6. Десятидневный срок для регистрации страхователя - предпринимателя, заключившего трудовой договор с работником, следует исчислять в рабочих днях
Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ с 1 января 2016 г. установлен тридцатидневный срок регистрации страхователей со дня заключения трудового договора с работником
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.02.2013 N А43-16570/2012
На основании ст. 6 Закона N 125-ФЗ регистрация страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, в исполнительных органах страховщика осуществляется на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников.
Закон N 125-ФЗ не конкретизирует, в каких днях, календарных или рабочих, следует исчислять установленный в ст. 6 срок, поэтому суды правомерно с учетом ч. 6 ст. 13 АПК РФ применили к спорным правоотношениям нормы, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а именно ст. 6.1 НК РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что трудовой договор между Предпринимателем-работодателем и работником заключен 01.01.2011, с заявлением о регистрации в качестве страхователя ИП обратилась 19.01.2011. Дни с 01 по 10.01.2011 являлись нерабочими (праздничными), следовательно, предусмотренный Законом N 125-ФЗ срок Предпринимателем не пропущен.
3. Ответственность за непредставление страхователем в установленный срок отчетности страховщику
3.1. Страхователь обязан представить расчет в установленный срок, даже если на момент окончания первого отчетного периода им не получено извещение от ФСС о регистрации его в качестве страхователя
Постановление ФАС Уральского округа от 28.06.2010 N Ф09-3880/10-С2
Суды обеих инстанций установили, что расчетная ведомость по средствам ФСС РФ представлена страхователем страховщику с нарушением срока, установленного п. 1 ст. 24 Федерального закона от 14.07.1998 N 125-ФЗ.
Довод страхователя об отсутствии его вины в совершении вменяемого правонарушения, связанном с отсутствием необходимой информации об органе страховщика, которому следовало представить расчетную ведомость, не принят судом первой инстанции обоснованно. При этом суд правомерно отметил, что установленная ст. 24 Федерального закона от 14.07.1998 N 125-ФЗ обязанность по представлению отчетности страхователем страховщику не обусловлена получением страхователем от страховщика извещения о регистрации в качестве страхователя.
3.2. Обязанность по представлению отчетности в ФСС прекращается только с момента снятия с учета в качестве страхователя и не зависит от наличия статуса индивидуального предпринимателя или нанятых работников
Кассационное определение ВС Республики Марий Эл от 14.06.2011 по делу N 33-964/2011
Законодатель не связывает обязанность страхователя представлять ежеквартально отчетность установленной формы с наличием статуса индивидуального предпринимателя, с наличием нанятых им работников, а обязывает лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве страхователя, представлять ее в установленные сроки в Фонд социального страхования.
Таким образом, обязанность имеющего регистрацию в качестве страхователя представлять отчетность установленной формы в Фонд социального страхования предусмотрена законом, и эта обязанность не зависит от отсутствия у него регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и наличия нанятых им работников.
3.3. При расторжении трудовых договоров с работниками страхователь освобождается от обязанности по представлению отчетности в силу утраты своего статуса независимо от подачи заявления о снятии с учета в органах ФСС РФ
Кассационное Определение Пермского краевого суда от 19.01.2011 по делу N 33-11633/92
Из толкования правовых норм следует, что юридические лица и предприниматели, заключившие трудовые договоры, несут обязанности страхователя с даты заключения договора независимо от соблюдения срока подачи заявлении о постановке на учет в органах Фонда социального страхования в качестве страхователей, следовательно, аналогичный подход следует применять и при расторжении страхователем трудовых договоров. В этом случае страхователи утрачивают статус страхователя и у них отсутствуют соответствующие обязанности независимо от подачи заявления о снятии с учета в органах Фонда социального страхования.
3.4. При наличии смягчающих обстоятельств суд вправе уменьшить сумму штрафа за несвоевременное представление страхователем отчетности
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.08.2007 по делу N А05-2294/2007
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей. В соответствии с пунктом 7 этой статьи привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному НК РФ.
Исследовав и оценив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что Фонд правомерно привлек Товарищество к ответственности, предусмотренной ст. 24 Закона N 125-ФЗ.
В то же время суд с учетом оценки материалов дела сделал вывод о наличии смягчающих обстоятельств и, руководствуясь ст.ст. 112, 114 НК РФ, удовлетворил заявленные требования, снизив размер взыскиваемого штрафа до 2000 руб. Суд учел тяжелое материальное положение Товарищества, отсутствие бухгалтера в спорный период, возложение обязанности по уплате штрафа фактически на жильцов дома.
3.5. Непрохождение отчетности по причине технического сбоя по независящим от плательщика страховых взносов причинам не влечет его привлечение к ответственности в соответствии со ст. 19 ФЗ N 125-ФЗ
С учетом положений статей 40, 42, 43 и 46 Закона N 212-ФЗ, абзаца 6 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ наказуемым является факт виновного непредставления расчета, ответственность не может быть возложена за непрохождение отчетности (расчета формы 4-ФСС) по причине технического сбоя по независящим от плательщика страховых взносов причинам.
4. Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов
4.1. Выдача новых листков нетрудоспособности взамен испорченных, внесение исправлений, не влекущих искажение содержащихся в них сведений, после выплаты пособия по временной нетрудоспособности не исключает права страхователя на зачет произведенных расходов
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2011 по делу N А27-13682/2010
Отменяя решение ФСС РФ [о привлечении страхователя к ответственности за нарушение, предусмотренное абз. 5 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ], арбитражные суды исходили из того, что действующее законодательство не содержит запрета на дооформление и внесение исправлений в листки нетрудоспособности, равно как и не устанавливает период внесения исправления в данные документы и замены их новыми.
Судами установлено, что листки нетрудоспособности содержат указание на то, что они выданы взамен испорченных; допущенные нарушения при оформлении листка нетрудоспособности не являются противозаконными, являются устранимыми и не влекущими искажение содержащихся в них сведений.
Исходя из изложенного, вывод суда о том, что выдача нового листка нетрудоспособности взамен испорченного после выплаты Обществом пособия по временной нетрудоспособности своему работнику не исключает возможность учета такого листка нетрудоспособности в качестве подтверждающего право страхователя на зачет произведенных расходов, является правильным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон об обязательном страховании от несчастных случаев" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон об обязательном страховании от несчастных случаев" использованы авторские материалы, предоставленные АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С.В. Кошелевым, В.Н. Горностаевым, С.П. Родюшкиным.