Энциклопедия судебной практики
Переходные положения
(Ст. 28 Закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний")
1. Лица, работавшие на территории бывших союзных республик, имеют право на страховое обеспечение
Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2011 N 19-В11-15
Выводы суда первой инстанции о том, что п. имеет право на страховое обеспечение в связи с причинением вреда ее здоровью при исполнении трудовых обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, правомерны и основаны на нормах закона. То обстоятельство, что учреждение, в котором истец работала, было расположено на территории Грузинской ССР (Республики Грузия), не является правовым основанием для отказа в реализации ею права на обеспечение по страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. ФСС РФ с введением в действие ФЗ N 125-ФЗ не обязан предоставлять страховые выплаты за периоды, за которые капитализированные платежи были уже получены гражданином
Определение Верховного Суда РФ от 08.08.2008 N 48-В08-5
Исходя из буквального толкования закона, обязанность Фонда социального страхования по предоставлению страховых выплат с момента введения в действие вышеуказанного закона наступает в случае, если с согласия гражданина капитализированные платежи были переданы государству (в Фонд социального страхования) либо капитализация платежей вообще не производилась при ликвидации юридических лиц.
Кроме того, положение указанной нормы не свидетельствует о том, что за соответствующий период платежи могут производиться дважды: как за счет средств работодателя, так и за счет Фонда социального страхования.
Таким образом, с учетом положений вышеуказанных норм, поскольку истец получил единовременно капитализированные платежи от страхователя - ликвидируемого юридического лица, тем самым реализовав свое право на обеспечение по страхованию в течение десяти лет с момента выплаты, то на указанный период времени он утратил право на обращение в Фонд социального страхования за данным видом обеспечения по страхованию, и к моменту разрешения спора судом данное право у истца не возникло.
Апелляционное определение Кировского областного суда от 14.01.2014 по делу N 33-4485/2013, 33-6/2014
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что пострадавший утрачивает право на обращение в Фонд социального страхования Российской Федерации за выплатой ежемесячных сумм в счет возмещения вреда, но только на период, за который капитализированные платежи были им получены единовременно.
Иное противоречило бы принципу полного и своевременного социального обеспечения, гарантированного действующим законодательством пострадавшим, получившим производственную травму (профессиональное заболевание) в результате несчастного случая, произошедшего при исполнении ими трудовых обязанностей.
3. Установление права потерпевшего на возмещение вреда работодателем в соответствии с ранее действовавшим законодательством не является обязательным условием назначения страхового возмещения
Постановление Президиума Астраханского областного суда от 09.08.2011 N 44-Г-32
На потерпевшего распространяется действие Федерального закона [от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ], в соответствии с которым он имеет право на страховое обеспечение в связи с получением профессионального заболевания.
Выводы суда кассационной инстанции о том, что обязательным условием назначения страхового возмещения вреда является установление права потерпевшего на возмещение вреда работодателем в соответствии с ранее действовавшим законодательством о возмещении вреда, противоречат положениям норм Закона.
4. Гарантированное государством право потерпевшего на возмещение вреда не может быть поставлено в зависимость от экономической деятельности работодателя
Обзор Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 20.01.2005 "Надзорная практика судебной коллегии по гражданским делам за 2004 год"
Применение п. 3 ст. 28 Федерального закона в данном случае недопустимо, так как указанной нормой предусмотрено отсутствие ответственности страховщика за выплату задолженностей, образовавшихся в результате невыполнения работодателями или страховыми организациями своих обязательств по возмещению вреда здоровью, а не в результате ликвидации юридических лиц, ответственных за выплату возмещения такого вреда. Фонд социального страхования РФ уполномочен государством обеспечить страховое возмещение всем лицам, которым причинен вред здоровью при исполнении трудовых обязанностей, вне зависимости от времени получения вреда и такого фактора, как ликвидация работодателя. Гарантированное государством право потерпевшего на возмещение вреда не может быть поставлено в зависимость от экономической деятельности работодателя.
5. Положения ст. 28 ФЗ N 125-ФЗ не предусматривают обязанность страховщика произвести по правилам данного ФЗ перерасчёт сумм возмещения вреда, назначенных лицам, которым такие выплаты уже производились на день его вступления в силу
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2015 г. N 14-КГ15-14
Ссылка судебных инстанций на статью 28 "Переходные положения" Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ в обоснование перерасчёта размера ежемесячных страховых выплат заявителю с применением предусмотренного статьёй 14 этого же закона ограничения по уменьшению размера ежемесячной страховой выплаты соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов, является ошибочной.
Названная норма не устанавливала обязанность страховщика произвести по правилам Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ перерасчёт сумм возмещения вреда, назначенных лицам, которым такие выплаты уже производились на день вступления в силу данного федерального закона, а лишь содержала указание об осуществлении обеспечения по страхованию указанной категории граждан в рамках единой системы обязательного социального страхования в целях охраны имущественных интересов лиц, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением трудовых обязанностей, а также лиц, получавших возмещение вреда в связи со смертью кормильца.
6. Пеня в размере 0,5% относится к обязательствам страховщика при выплате возмещения вреда здоровью застрахованного, когда такой вред был причинен до вступления в силу ФЗ N 125-ФЗ, но задолженность по выплатам в его возмещение образовалась уже по вине страховщика, обязанного с момента вступления в силу этого ФЗ продолжить вместо работодателя выплаты в ранее установленном пострадавшему размере
Определение Московского городского суда от 18 ноября 2015 г. N 4г-11694/15
Судом учтено, что пеня в размере 0,5 % в день от невыплаченной суммы возмещения, установленная п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", относится к обязательствам страховщика при выплате возмещения вреда здоровью застрахованного, когда такой вред был причинен до вступления в силу Закона о страховании, но задолженность по выплатам в его возмещение образовалась уже по вине страховщика, обязанного с момента вступления Закона о страховании в силу продолжить вместо работодателя выплаты в ранее установленном пострадавшему размере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон об обязательном страховании от несчастных случаев" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон об обязательном страховании от несчастных случаев" использованы авторские материалы, предоставленные АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С.В. Кошелевым, В.Н. Горностаевым, С.П. Родюшкиным.