Энциклопедия судебной практики
Рассмотрение жалобы вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящим должностным лицом)
(Ст. 56 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Вышестоящий орган контроля по результатам рассмотрения жалобы плательщика не вправе направить материалы дела на повторное рассмотрение в нижестоящий орган либо провести новую камеральную проверку и вынести новое решение о повторном привлечении плательщика к ответственности
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.03.2013 по делу N А19-12236/2012
Статьей 56 Закона о страховых взносах установлен исчерпывающий перечень возможных решений вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов. При этом в случае отмены или изменения решения, вышестоящий орган должен вынести новое решение по существу или прекратить производство по делу о правонарушении. Иного законом не предусмотрено.
Закон о страховых взносах не предоставляет право вышестоящему органу контроля за уплатой страховых взносов в рамках рассмотрения им жалобы плательщика страховых взносов на акт органа контроля за уплатой страховых взносов, не вынося нового решения, направить материалы дела на повторное рассмотрение в нижестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов, а также не предусматривает право органа контроля за уплатой страховых взносов по результатам рассмотрения вышестоящим органом жалобы плательщика страховых взносов проводить новую камеральную проверку и выносить новое решение о повторном привлечении плательщика страховых взносов к ответственности.
2. Вышестоящий орган контроля не вправе внести изменения в решение нижестоящего орган в части наименования плательщика (указать юридическое лицо вместо филиала)
Постановление ФАС Поволжского округа от 14.02.2013 по делу N А12-5134/2012
В отношении решения Фонда социального страхования о внесении изменений в оспариваемые заявителем решения, которым уполномоченный орган в одностороннем порядке изменил наименование проверяемого лица [вместо филиала указал юридическое лицо], судебная коллегия также соглашается с выводами судов предыдущих инстанций о его незаконности, поскольку исходя из положений статей 55 и 56 Закона N 212-ФЗ следует, что полномочия вышестоящего органа связаны с обжалованием ненормативных актов нижестоящего территориального органа.
Полномочий по внесению изменений, не связанных с обжалованием акта нижестоящего органа, нормы Закона N 212-ФЗ не содержат.
3. Орган ПФР, принявший решение о привлечении плательщика к ответственности, не вправе отменить его
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.11.2012 по делу N А56-6756/2012
Как следует из положений пункта 3 части 2 статьи 56 Закона N 212-ФЗ, правом на отмену решения органа контроля за уплатой страховых взносов и прекращения производства по делу о правонарушении обладает только вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящее должностное лицо).
Следовательно, Управление, принявшее решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, самостоятельного права на отмену собственного решения не имеет.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что факт принятия Управлением иных решений (в т.ч. исправленного) об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в связи с представлением в установленные сроки исправленной отчетности, не отменяет обжалуемого решения.
4. Вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов не обязан выносить по письменным обращениям решения, предусмотренные п. 2 ст. 56 ФЗ N 212-ФЗ
Из материалов дела видно, что имели место некие письменные обращения предпринимателя в отделение за пределами срока, установленного пунктом 2 статьи 55 Закона N 212-ФЗ, и вне порядка, обусловленного данной статьей Закона, которые получили исчерпывающие ответы данного вышестоящего органа.
Между тем обязанность отделения выносить по таким обращениям решения, приведенные в пункте 2 статьи 56 Закона N 212-ФЗ, законодательно не предусмотрена.
5. Положениями ст. 56 ФЗ N 212-ФЗ не предусмотрено рассмотрение жалобы вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов в присутствии представителя заявителя
Статьей 56 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) не предусмотрено рассмотрение жалобы вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящим должностным лицом) в присутствии представителя заявителя. Частью 4 статьи 56 Закона N 212-ФЗ установлено, что о принятом в отношении жалобы решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.