Энциклопедия судебной практики
Транспортный налог. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
(Ст. 363 НК)
1. Субъект РФ не вправе устанавливать порядок и сроки уплаты авансовых платежей для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами
Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2009 N 86-Г08-33
Возможности установления отчетных периодов и авансовых платежей для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, о которых идет речь в оспариваемой норме Закона области, федеральный законодатель не предусмотрел и не представил субъектам Российской Федерации право определять таковые периоды и платежи для физических лиц.
По доводам кассационной жалобы администрации, полагающей, что законы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать порядок и сроки уплаты транспортного налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, и основывающей свою позицию на положениях статей 356 и 363 Налогового кодекса РФ, решение суда отмене не подлежит, поскольку они основаны на неверном толковании названных норм Налогового кодекса РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 14.11.2007 N 13-Г07-8
Удовлетворяя заявление, суд обоснованно признал, что при установлении авансовых платежей по транспортному налогу для физических лиц областная Дума вышла за пределы предоставленных ей полномочий.
Определение Верховного Суда РФ от 25.10.2006 N 51-Г06-24
Суд, удовлетворяя заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, правильно отметил, что при введении авансовых платежей по транспортному налогу для физических лиц краевой совет народных депутатов вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2006 N 47-Г06-18
Налоговым кодексом РФ установлены отчетные периоды и авансовые платежи как составные части налогового периода для отдельных видов региональных налогов. Так, возможность установления отчетных периодов и авансовых платежей предусмотрена ст.ст. 360, 363 НК РФ для транспортного налога и только в отношении налогоплательщиков, являющихся организациями.
Таким образом, федеральный законодатель не предусмотрел такую возможность для налогоплательщиков транспортного налога - физических лиц и не предоставил субъектам Российской Федерации право определять отчетные периоды и сроки уплаты авансовых платежей для физических лиц.
Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2006 N 59-Г06-4
Анализ ст. 363 Налогового кодекса РФ в совокупности с положениями ст.ст. 12, 14, 52, 54, 55 Налогового кодекса РФ и содержанием ст. 360 Налогового кодекса РФ свидетельствует о том, что налоговая база для налогоплательщиков - физических лиц определяется по окончании налогового периода следующим за истекшим годом и в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации. Авансовые платежи, а также отчетные периоды для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, нормами налогового законодательства не предусмотрены.
2. Уплата транспортного налога и авансовых платежей в отношении речных судов производится налогоплательщиками по месту порта приписки судов
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.2010 по делу N А46-25296/2009
Уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 363 НК РФ).
Из перечисленных выше норм следует, что для определения налогового органа, на которого возложены функции по учету налогоплательщиков речных судов, следует установить место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества.
3. Уплата транспортного налога в отношении воздушных судов должна производиться по месту нахождения (жительства) собственника (правообладателя) воздушного судна
Постановление ФАС Московского округа от 15.10.2009 N КА-А40/11016-09 по делу N А40-27003/09-114-81
Учитывая, что в регулирующих государственную регистрацию воздушных судов актах место государственной регистрации не определено, а понятие "место порта" (приписки) используется только для учета и регистрации водных транспортных средств, суды обоснованно указали, что местом нахождения воздушных судов является место нахождения (жительства) собственника (правообладателя) транспортного средства, в связи с чем уплата транспортного налога в отношении воздушных судов должна производиться по месту нахождения (жительства) собственника (правообладателя) воздушного судна.
4. Транспортный налог за транспортные средства, числящиеся за филиалом, не может быть уплачен по месту нахождения головной организации
Постановление ФАС Поволжского округа от 12.04.2007 по делу N А65-14687/06-СА1-37
Налоговым законодательством предусмотрено, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиком по месту нахождения транспортного средства.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что, по данным ОГИБДД УВД, за филиалом числились транспортные средства, по которым в налоговый орган по месту их нахождения не была представлена налоговая декларация и не уплачен транспортный налог.
Утверждение общества об уплате транспортного налога за транспортные средства, числящиеся за филиалом, по налоговой декларации по транспортному налогу, представленной по всем транспортным средствам общества по месту его учета - в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по республике, признано судом несостоятельным.
5. Неуплата или неполная уплата авансовых платежей по транспортному налогу не образует состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2005 N Ф04-4706/2005(13259-А70-33)
Согласно пункту 1 статьи 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Таким образом, деяние, выражающееся в неуплате или неполной уплате авансовых платежей, не соответствует признакам состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, поскольку данной нормой установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога, а не авансового платежа.
6. Субъект РФ не вправе устанавливать возможность вручения уведомления о подлежащей уплате сумме транспортного налога позднее срока, установленного НК РФ
Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2005 N 58-Г05-8
Согласно ст. 363 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.
Таким образом, названная норма краевого закона предусматривает возможность вручения уведомления о подлежащей уплате сумме транспортного налога и уплате налога позднее срока, установленного Налоговым кодексом РФ, что правильно расценено судом как противоречие федеральному закону.
7. Законодательство о налогах и сборах не допускает возможности направления налоговыми органами налогоплательщикам повторных требований об уплате транспортного налога
В силу части 4 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Исходя из анализа изложенных норм законодательство о налогах и сборах не допускает возможности направления налоговыми органами налогоплательщикам повторных требований об уплате налога.
8. Положения абз. 3 п. 3 ст. 363 НК РФ не имеют обратной силы, поскольку ухудшают положение налогоплательщика
Указанная норма [абзаца 3 пункта 3 статьи 363 Налогового Кодекса Российской Федерации] не имеет обратной силы при обстоятельствах, ухудшающих положение налогоплательщика.
Положения абзаца 2 и 3 пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации не имеют обратной силы и не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку ухудшают положение налогоплательщика.
Нормы абзаца 3 пункта 3 статьи 363 НК РФ не имеют обратной силы и не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку ухудшают положение налогоплательщика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 декабря 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.