Энциклопедия судебной практики
Налог на имущество организаций. Общие положения
(Ст. 372 НК)
1. Льготу по налогу на имущество для определенных категорий лиц вправе устанавливать только законодатель
Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 N 1250-О
В силу статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций относится к региональным налогам; при установлении данного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (пункт 2 статьи 372).
Освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.
2. Региональный законодатель вправе определять иные, не предусмотренные главой 30 НК РФ характеристики объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость имущества
Решение Свердловского областного суда от 21 января 2016 г. N 3а-55/2016
Возможность установления особенностей определения налоговой базы в силу требований пункта 1 статьи 53 НК РФ и содержания статей 372, 378.2 НК РФ означает право регионального законодателя определять иные, не предусмотренные главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации характеристики объектов недвижимого имущества, перечисленных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость имущества.
Решение Московского городского суда от 21 декабря 2015 г. N 3а-712/15
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно названной статье отнесены в том числе отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
3. Полномочия субъектов РФ по установлению налога на имущество организаций включают право субъектов РФ устанавливать как льготы по налогу, так и порядок применения данных льгот
Предусмотренное ст. 372 НК РФ полномочия субъектов Российской Федерации по установлению налога на имущество организаций включают право субъектов РФ устанавливать как льготы по налогу, так и порядок применения данных льгот.
4. Законодатель не предусматривает ограничение в виде освобождения от налогообложения только отдельно стоящих многоэтажных стоянок или имущества, по которым выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности
В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. Одновременно п. 2 ст. 372 НК РФ предоставляет субъектам РФ возможность устанавливать для организаций дополнительные льготы по налогу на имущество, которые не установлены самим НК РФ.
Пункт 9 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы N 64 "О налоге на имущество организаций" определяет, что от обложения налогом на имущество освобождаются организации в отношении многоэтажных гаражей-стоянок. Исходя из буквального толкования п.п. 9 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы критериями для освобождения имущества от налогообложения служат только количественные и качественные характеристики имущества, а именно многоэтажность имущества (здания, помещения); назначение использования имущества - гаражи-стоянки.
Таким образом, налоговое законодательство не предусматривает ограничение в виде освобождения от налогообложения только отдельно стоящих многоэтажных стоянок или имущества, в отношении которого выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности.
5. Налог на имущество по ставке, предусмотренной законом субъекта РФ в отношении операций с недвижимым имуществом, исчисляется исходя из стоимости непосредственно сданных в аренду обособленных помещений, без учета коридоров и переходов, если не доказано, что они являются единым обособленным комплексом
Податель жалобы считает, что поскольку нежилые помещения с надстроенным мансардным этажом объединены в торговый центр, то есть являются единым обособленным комплексом, то объектом обложения налогом по дифференцированной ставке 2,2 процента являются не только помещения, сдаваемые Обществом в аренду для осуществления торговой деятельности, но и площади, занимаемые коридорами, проходами между сдаваемыми в аренду площадями и подсобными помещениями.
Суды отклонили данный довод, обоснованно указав, что Законом N 316-оз и Законами о бюджете не установлено понятие "операций с недвижимым имуществом".
Общество указывает, что сдаваемые в аренду помещения являются обособленными и изолированными от других помещений, имеют самостоятельные выходы в места общего пользования - в коридоры, на лестницы.
Довод подателя жалобы о том, что принадлежащие Обществу на праве собственности помещения имеют все признаки единого действующего торгового центра, документально не подтвержден.
Доказательств, опровергающих данные выводы судов, Инспекция не представила.
Установив названные обстоятельства, суды, придя к обоснованному выводу о правомерном исчислении заявителем налога на имущество по ставке 2,2 процента исходя из среднегодовой стоимости имущества, непосредственно сданного в аренду, поскольку именно с этим имуществом он осуществлял "операции с недвижимым имуществом" применительно к положениям Закона N 316-оз и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 в редакциях, действовавших в рассматриваемый период, признали решение Инспекции в оспариваемой части недействительным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.