Энциклопедия судебной практики
Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок
(Ст. 4 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
1. Начало срока размещения электронных документов и информации в единой информационной системе не связано с моментом фиксации времени поступления таких электронных документов и информации в единую информационную систему
Ссылка Учреждения на то, что срок размещения электронных документов и информации в единой информационной системе начинается с момента фиксации времени поступления таких электронных документов и информации в единую информационную систему (пункт 1 части 10 статьи 4 Закона N 44-ФЗ) судом кассационной инстанции отклоняются, как основанную на неверном толковании приведенной нормы Закона N 44-ФЗ.
2. Основной целью функционирования официального сайта для размещения заказов является размещение информации о закупках и предоставление беспрепятственного доступа к ознакомлению с ней всех заинтересованных лиц
Согласно части 1, 2 статьи 4 Закона N 44-ФЗ в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы (часть 3 статьи 50, часть 2 статьи 65, часть 2 статьи 74 Закона N 44-ФЗ).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение N 646/21н). Согласно пунктам 3, 8 Положения N 646/21н информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений. Прикрепляемые к размещаемой информации файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Таким образом, основной целью функционирования официального сайта является размещение информации о закупках и предоставление беспрепятственного доступа к ознакомлению с ней всех заинтересованных лиц.
3. Требований к формату файла при размещении информации о закупках ФЗ о контрактной системе не установлено, но в общем случае используемый формат не должен ограничивать пользовательский доступ и препятствовать ознакомлению с информацией
Решение Краснодарского краевого суда от 31 мая 2016 г. по делу N 12-1858/2016
При изучении документации электронного аукциона, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", установлено, что файл "ЭА Раздел 2 Описание объекта закупки" размещен в формате ".odt", недоступном для ознакомления средствами веб-обозревателя без дополнительных программных или технологических средств, в связи с чем данное действие нарушает часть 4 статьи 4, часть 2 статьи 65, часть 5 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как установили суды, аукционная документация, техническое задание и смета размещены заказчиком на официальном сайте размещении заказов www.zakupki.gov.ru в формате PDF - стандартном формате файлов, позволяющим осуществить ознакомление и печать общедоступными средствами. Довод о невозможности ознакомиться с аукционной документацией общество не приводит. Суды оценили довод общества о том, что использованный учреждением при размещении аукционной документации формат файлов не позволяет осуществлять поиск и копирование отдельных фрагментов текста и обоснованно указали, что действующее законодательство не устанавливает требований к форматам размещаемых файлов и их функциональным характеристикам, а наличие или отсутствие возможности поиска и копирования отдельных фрагментов текста аукционной документации не ограничивает пользовательский доступ и не препятствует ознакомлению с ней. При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу об отсутствии со стороны учреждения нарушений порядка и способа размещения информации об аукционе.
4. Отсутствие возможности копирования и печати текста документов, размещенных на официальном сайте, не является ограничением пользовательского доступа к информации
Проанализировав содержание Положения N 646/21н, суды правомерно указали, что основной целью функционирования официального сайта является размещение соответствующей информации и обеспечение беспрепятственного доступа к ознакомлению с ней всех заинтересованных лиц.
Требований об обязательном наличии на официальном сайте возможности поиска и копирования фрагментов текста указанными нормами не установлено.
Таким образом, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обязаны разместить информацию об аукционе на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Поскольку техническая часть аукционной документации была размещена заказчиком в общедоступном формате, а, возможность копирования текста средствами веб-обозревателя не оказывает влияние на процесс непосредственного ознакомления с размещенной на сайте информацией, подобный недостаток Интернет-ресурса не является ограничением пользовательского доступа к информации.
Отождествление антимонопольным органом понятий "ознакомление" и "копирование", как верно отмечено судами, является ошибочным.
Основной целью функционирования официального сайта является размещение соответствующей информации и обеспечение беспрепятственного доступа с целью ознакомления с ней всех заинтересованных лиц. Требований об обязательном наличии на официальном сайте возможности копирования и печати фрагментов текста не установлено.
5. Установление заказчиком пароля, не позволяющего копировать и печатать текст размещенной документации, не приводит к нарушению общедоступности информации, содержащейся в единой информационной системе
Определение Верховного Суда РФ от 30 декабря 2015 г. N 307-КГ15-17127
Суды при рассмотрении настоящего спора, изучив представленные в материалы дела доказательства с учетом доводов лиц, участвующих в деле, пришли к выводу, что аукционная документация размещена учреждением в формате, допустимом для загрузки файлов на официальном сайте размещения заказов, данная информация была доступна для ознакомления всеми потенциальными участниками размещения заказа.
С учетом изложенного, руководствуясь нормами Закона N 44-ФЗ, а также Положением о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н, пришли к выводу об отсутствии со стороны учреждения нарушений порядка и способа размещения информации об аукционе.
Что касается довода антимонопольного органа о невозможности печати и копирования информации без получения кода (пароля) непосредственно у заказчика, суды указали, что данный факт не привел к нарушению учреждением части 4 статьи 4 Закона N 44-ФЗ, поскольку потенциальный участник имел возможность воспользоваться правом, предоставленным ему частью 4 статьи 50 Закона N 44-ФЗ.
В случае необходимости получения конкурсной документации (как на бумажном, так и на электронном носителе) потенциальный участник имел возможность воспользоваться правом, предоставленным ему частью 4 статьи 50 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем у суда кассационной инстанции не имеется оснований полагать, что установление заказчиком пароля, не позволяющего копировать и печатать текст размещенной документации, привело к нарушению части 4 статьи 4 Закона N 44-ФЗ.
6. Размещение информации в ненадлежащей, но тем не менее общедоступной части сайта не свидетельствует о том, что обязанность по размещению информации не исполнена
Довод антимонопольного органа о том, что решение заказчика в установленный Законом N 44-ФЗ срок не размещено в надлежащем разделе официального сайта "Дополнительная информация о закупках, контрактах", что является безусловным основанием отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО, отклоняется коллегией судей округа как несостоятельный.
Согласно п.п. 2-5 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года N 913 информация размещается на официальном сайте в случаях и лицами, которые предусмотрены Федеральным законом, а также в сроки, устанавливаемые Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами. Информация размещается в общедоступной части официального сайта после подписания документа, содержащего информацию, электронной подписью лица, уполномоченного на размещение информации на официальном сайте, а также в закрытой части официального сайта, доступ к которой осуществляется с помощью электронной подписи, после прохождения регистрации на официальном сайте.
Размещение заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта во вкладке - "Информация об исполнении (о расторжении) контракта", то есть в общедоступной части сайта, не свидетельствует о нарушении Учреждением требований части 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
7. Нормы Закона N 44-ФЗ не предусматривают возможности размещения проектной документации (входящей в состав конкурсной документации) путем размещения в ЕИС документа со ссылкой на облачное хранилище данных
Как видно из оспариваемого решения управления основанием для признания заказчика нарушившим требования части 1 статьи 48 и части 3 статьи 50 Закона является размещение проектной документации (входящей в состав конкурсной документации) в ЕИС в виде ссылки на такую документацию. Суды установили, что заказчик разместил в ЕИС текстовый файл "ссылка на проект", где указано "Проектная документация в полном объеме размещена по ссылке" после чего приведена ссылка. Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация состоит из более чем 10 разделов. Апелляционный суд установил, что заказчик в ЕИС на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разместил лишь сметы на строительство, которые являются разделом 11 из указанных в части 12 статьи 48 Кодекса. В остальной части проектная документация в ЕИС на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не размещена.
Оценив указанные обстоятельства, апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что размещение части такой конкурсной документации (именно проектной документации в полном объеме) в виде ссылки не свидетельствует о соблюдении требований части 1 статьи 48, части 3 статьи 50 Закона N 44-ФЗ. Осуществление заказчиком иных действий, в том числе размещение проектной документации в полном объеме не в ЕИС на официальном сайте, а в указанном "облачном хранилище данных (Яндекс.Диск)", не указывает на отсутствие нарушения части 1 статьи 48, части 3 статьи 50 Закона N 44-ФЗ, поскольку нормы данного Закона не предусматривают возможности размещения проектной документации (входящей в состав конкурсной документации) иным образом, чем в ЕИС на официальном сайте.
8. Размещению в ЕИС подлежит подписанный контракт, а не информация о его заключении на электронной торговой площадке
Исходя из совокупного толкования положений части 5 статьи 4, части 7 статьи 70 Закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 913, представляется возможным сделать вывод о том, что информация о подписании заказчиком контракта и сам контракт подлежат обязательному размещению в сети "Интернет" на Официальном сайте.
Таким образом, Закон о контрактной системе однозначно определяет момент заключения государственного контракта - размещение такого контракта (подписанного в установленном порядке) на Официальном сайте, т.е. размещению подлежит именно подписанный контракт, а не информация о его заключении на электронной торговой площадке.
При этом, подписание проекта контракта на электронной площадке не свидетельствует о его непосредственном заключении и не освобождает заказчика от обязанности размещать такой контракт в единой информационной системе (на Официальном сайте) в соответствии с требованиями части 7 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ с 1 января 2022 г. изложен в новой редакции (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ). Материалы Энциклопедии судебной практики, входящие в состав блока "Закон о контрактной системе" по состоянию на 1 января 2022 г., приводятся в редакции, основанной на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, действовавших до 31 декабря 2021 г. включительно, и применимы к спорам, возникшим до указанной даты (31.12.2021). Материалы, основанные на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2022 г., будут публиковаться по мере формирования соответствующей судебной практики.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, Мазуриной И., Михайлевской М., Раченковой Ю., Шумилиным П., Серковым А., Штукатуровой Т.