Энциклопедия судебной практики
Реестр контрактов, заключенных заказчиками
(Ст. 103 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
1. Оплата зарегистрированного контракта
1.1. Стороны при заключении контракта вправе распространить его действие на отношения, возникшие до его заключения
Суд апелляционной инстанции правомерно не усмотрел наличие вины ответчика в просрочке платежей по контракту от 31.12.2013, действие которого стороны 01.08.2014 распространили с 01.01.2014.
1.2. Стороны контракта, внесенного в реестр, вправе распространить его действие на отношения, возникшие после истечения срока действия такого контракта, до момента заключения нового контракта
Ранее включенный в реестр контрактов контракт от 26.04.2013 со сроком действия до 31.12.2013, несмотря на то, что в силу пункта 3 статьи 540 ГК РФ распространил свое действие на отношения сторон до момента заключения нового договора - 01.08.2014, не был обеспечен бюджетным финансированием и не мог быть включен в реестр контрактов на 2014 год. Новый контракт был включен в реестр контрактов только 01.08.2014, после подписания его сторонами в связи с урегулированием разногласий по нему по цене и срокам действия.
1.3. Включенный ранее в реестр контрактов контракт, срок которого истек, но действие которого стороны распространили на будущие отношения, не может быть включен в реестр вновь, если не обеспечен бюджетным финансированием на новый год
Ранее включенный в реестр контрактов контракт от 26.04.2013 со сроком действия до 31.12.2013, несмотря на то, что в силу пункта 3 статьи 540 ГК РФ распространил свое действие на отношения сторон до момента заключения нового договора - 01.08.2014, не был обеспечен бюджетным финансированием и не мог быть включен в реестр контрактов на 2014 год. Новый контракт был включен в реестр контрактов только 01.08.2014, после подписания его сторонами в связи с урегулированием разногласий по нему по цене и срокам действия.
1.4. Контракт подлежит внесению в реестр контрактов с даты фактического подписания сторонами, даже если датирован ранее этого момента заключения
Ранее включенный в реестр контрактов контракт от 26.04.2013 со сроком действия до 31.12.2013, несмотря на то, что в силу пункта 3 статьи 540 ГК РФ распространил свое действие на отношения сторон до момента заключения нового договора - 01.08.2014, не был обеспечен бюджетным финансированием и не мог быть включен в реестр контрактов на 2014 год. Новый контракт был включен в реестр контрактов только 01.08.2014, после подписания его сторонами в связи с урегулированием разногласий по нему по цене и срокам действия.
Стороны распространили действие нового контракта на отношения, возникшие с 01.01.2014.
К моменту рассмотрения спора в апелляционной инстанции отношения сторон были урегулированы новым контрактом, который хотя и был датирован 31.12.2013, но фактически был подписан сторонами 01.08.2014 и с этого момента мог и должен был быть включен в реестр контрактов.
1.5. Оплата по вновь заключенному контракту возможна не ранее его внесения в реестре контрактов даже в случае, если между сторонами действует прошлогодний контракт
Ранее включенный в реестр контрактов контракт от 26.04.2013 со сроком действия до 31.12.2013, несмотря на то, что в силу пункта 3 статьи 540 ГК РФ распространил свое действие на отношения сторон до момента заключения нового договора - 01.08.2014, не был обеспечен бюджетным финансированием и не мог быть включен в реестр контрактов на 2014 год. Новый контракт был включен в реестр контрактов только 01.08.2014, после подписания его сторонами в связи с урегулированием разногласий по нему по цене и срокам действия.
В части 4 статьи 103 Закона N 44-ФЗ предусмотрены действия, производимые Казначейством Российской Федерации, после получения документов и информации, подлежащих включению в реестр контрактов: данный федеральный орган проверяет наличие таких информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает в единой информационной системе информацию и документы в течение трех рабочих дней с даты их получения.
Стороны распространили действие нового контракта на отношения, возникшие с 01.01.2014.
К моменту рассмотрения спора в апелляционной инстанции отношения сторон были урегулированы новым контрактом, который хотя и был датирован 31.12.2013, но фактически был подписан сторонами 01.08.2014 и с этого момента мог и должен был быть включен в реестр контрактов.
В силу части 8 статьи 103 Закона N 44-ФЗ контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате, за исключением договоров, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5 и 23 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Таким образом, контракт от 23.04.2013 хотя и продолжил свое действие до 01.08.2014, но не был обеспечен финансированием, а контракт от 31.12.2013 мог быть обеспечен финансированием только с 01.08.2014.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно не усмотрел наличие вины ответчика в просрочке платежей по контракту от 31.12.2013, действие которого стороны 01.08.2014 распространили с 01.01.2014, но который в спорный период не был обеспечен бюджетным финансированием.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правильно отказал в требовании о взыскании пеней за просрочку платежей.
1.6. Заказчик не считается допустившим просрочку платежа по контракту, который не был обеспечен бюджетным финансированием в спорный период, поэтому взыскание пеней невозможно
К моменту рассмотрения спора в апелляционной инстанции отношения сторон были урегулированы новым контрактом, который хотя и был датирован 31.12.2013, но фактически был подписан сторонами 01.08.2014 и с этого момента мог и должен был быть включен в реестр контрактов.
В силу части 8 статьи 103 Закона N 44-ФЗ контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате, за исключением договоров, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5 и 23 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Таким образом, контракт от 23.04.2013 хотя и продолжил свое действие до 01.08.2014, но не был обеспечен финансированием, а контракт от 31.12.2013 мог быть обеспечен финансированием только с 01.08.2014.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно не усмотрел наличие вины ответчика в просрочке платежей по контракту от 31.12.2013, действие которого стороны 01.08.2014 распространили с 01.01.2014, но который в спорный период не был обеспечен бюджетным финансированием.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правильно отказал в требовании о взыскании пеней за просрочку платежей.
2. Административная ответственность за непредоставление информации в реестр контрактов
2.1. Административная ответственность за нарушение установленной Законом о контрактной системе обязанности заказчика предоставить информацию в реестр контрактов по сравнению с Законом о размещении заказов не смягчается и не отменяется за аналогичное деяние
Решение Владимирского областного суда от 13 мая 2014 г. по делу N 11-160/2014
Требования, аналогичные положениям ч. 3 ст. 18 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", содержатся в ч. 3 ст. 103 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", действующего с 01 января 2014 года.
В соответствии с Федеральным законом N 396-ФЗ от 28 декабря 2013 года статья 19.7.4 КоАП РФ действительно утратила силу с 01 января 2014 года.
Однако тем же Федеральным законом установлено, что непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров контрактов, информации (сведений), подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ).
Санкцией ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ (в действующей редакции) предусмотрено назначение наказания в виде наложения на должностных лиц административного штрафа в размере 20000 рублей. Аналогичное наказание предусматривалось санкцией ст. 19.7.4 КоАП РФ.
Таким образом, действующее законодательство не смягчает и не отменяет административную ответственность за деяние, вмененное в вину, не улучшает иным образом положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
2.2. Сообщение должностного лица заказчика о принятии им мер по размещению необходимых сведений в сети Интернет после исполнения контракта не освобождают его от административной ответственности за их непредоставление, если нет оснований полагать, что была невозможность своевременно проверить размещение таких сведений
Решение Верховного Суда Республики Карелия от 25 мая 2015 г. по делу N 21-159/2015
В силу ч. 1, п. 10 ч. 2 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнению бюджетов бюджетной системы РФ, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками, в который включается информация об исполнении контракта, в том числе об оплате контракта.
Согласно ч. 3 ст. 103 Закона о закупках данная информация направляется заказчиками в указанный орган в течение 3 рабочих дней с даты исполнения контракта, приемки выполненной работы, оказанной услуги.
Те обстоятельства, что лицо принимал меры по исполнению данной обязанности, а необходимая информация не сохранилась по причине сбоя в подаче электроэнергии, не подтверждают малозначительность совершенного правонарушения, а могут влиять на выводы о наличии либо отсутствии вины в совершении административного правонарушения. Вместе с тем данные обстоятельства не находят подтверждения в материалах дела. Кроме того, при рассмотрении жалобы на решение судьи лицо сообщал, что принимал меры по размещению необходимых сведений в сети Интернет в другой день. При этом оснований полагать о невозможности для лица своевременно проверить размещение на сайте сведений об исполнении государственного контракта не имеется.
2.3. То обстоятельство, что должностное лицо принимало меры по размещению необходимых сведений в сети Интернет после исполнения контракта, а необходимая информация не сохранилась по причине сбоя в подаче электроэнергии, не подтверждает малозначительность правонарушения, а может влиять на выводы о наличии либо отсутствии вины в совершении административного правонарушения
Решение Верховного Суда Республики Карелия от 25 мая 2015 г. по делу N 21-159/2015
В силу ч. 1, п. 10 ч. 2 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнению бюджетов бюджетной системы РФ, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками, в который включается информация об исполнении контракта, в том числе об оплате контракта.
Согласно ч. 3 ст. 103 Закона о закупках данная информация направляется заказчиками в указанный орган в течение 3 рабочих дней с даты исполнения контракта, приемки выполненной работы, оказанной услуги.
Те обстоятельства, что лицо принимал меры по исполнению данной обязанности, а необходимая информация не сохранилась по причине сбоя в подаче электроэнергии, не подтверждают малозначительность совершенного правонарушения, а могут влиять на выводы о наличии либо отсутствии вины в совершении административного правонарушения.
2.4. Состав административного правонарушения отсутствует, если на момент заключения контракта не был урегулирован порядок направления заказчиком информации в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на ведение реестра контрактов
Решение Ставропольского краевого суда от 13 мая 2015 г. по делу N 7-349/2015
Постановлением руководителя УФАС России должностное лицо признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа за то, что он в нарушение ч. 3 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" несвоевременно предоставил в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информацию (сведения) и (или) иные документы, подлежащие включению в такой реестр контрактов.
Судьей городского суда сделан правильный вывод о том, что на момент заключения вышеуказанного контракта не был урегулирован порядок направления заказчиком указанной информации в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиком, вследствие, чего событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, отсутствует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ с 1 января 2022 г. изложен в новой редакции (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ). Материалы Энциклопедии судебной практики, входящие в состав блока "Закон о контрактной системе" по состоянию на 1 января 2022 г., приводятся в редакции, основанной на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, действовавших до 31 декабря 2021 г. включительно, и применимы к спорам, возникшим до указанной даты (31.12.2021). Материалы, основанные на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2022 г., будут публиковаться по мере формирования соответствующей судебной практики.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 сентября 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, Мазуриной И., Михайлевской М., Раченковой Ю., Шумилиным П., Серковым А., Штукатуровой Т.