Энциклопедия судебной практики
Налог на добавленную стоимость. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет. Сроки уплаты НДС
(Ст. 174 п. 1 НК)
Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ в п. 1 ст. 174 НК были внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. Изменения коснулись срока уплаты налога: "не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой".
1. Сроки уплаты НДС
1.1. Зачет возмещаемого из бюджета НДС не может быть произведен до истечения срока уплаты налога, установленного п. 1 ст. 174 НК РФ
Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 N 2808/07 по делу N А59-2550/05-С13
Вместо зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по налогу и пеней за май и июль инспекция зачла сумму в уплату налога за август, срок уплаты которого согласно пункту 1 статьи 174 Кодекса к моменту подачи уточненных налоговых деклараций не истек.
1.2. Восстановленные суммы НДС подлежат уплате в бюджет в порядке, установленном п. 1 ст. 174 НК РФ
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2013 по делу N А56-77861/2012
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума ВАС РФ N 25 при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Восстановленные суммы НДС подлежат уплате в бюджет в порядке, установленном пунктом 1 статьи 174 НК РФ.
1.3. Обязанность по исчислению НДС с операций по реализации товаров в режиме экспорта в Республику Беларусь может возникнуть лишь по истечении 90 дней со дня отгрузки товара, а не в порядке п. 1 ст. 174 НК РФ
Постановление ФАС Московского округа от 02.07.2008 N КА-40/5866-08 по делу N А40-60584/07-117-361
Налогоплательщику гарантировано право в течение 90 дней со дня отгрузки не исчислять и не уплачивать налог с операций по реализации товаров в режиме экспорта в Республику Беларусь. Следовательно, обязанность по исчислению налога не может возникнуть ранее истечения указанного срока. Иное, как правильно указал суд первой инстанции, означало бы лишение налогоплательщика возможности в течение указанного срока производить сбор документов.
2. Уплата НДС при отсутствии денежных средств на корреспондентском счете банка, через который налогоплательщиком перечислен налог
2.1. Налогоплательщик считается исполнившим обязанность по уплате НДС, если неуплата налога произошла из-за отсутствия средств на корреспондентском счете банка, куда были перечислены денежные средства, и налогоплательщик об этом обстоятельстве не знал
Постановление ФАС Московского округа от 20.03.2013 по делу N А40-76467/12-116-163
Судами установлено, что списание налога на добавленную стоимость по платежному поручению произведено банком с расчетного счета налогоплательщика при наличии на счете последнего достаточного денежного остатка; сумма, указанная в платежном поручении, составляла реальную налоговую обязанность заявителя по уплате налога за указанный налоговый период (п. 1 ст. 174 НК РФ); на момент осуществления спорной операции на данный счет общества, в том числе в день списания, регулярно поступали денежные средства от контрагентов.
Суды двух инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом правовых позиций, изложенных в определении Конституционного Суда Российской Федерации N 138-О от 25.07.2001 и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6928/06 от 08.11.2006, п. 1 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что обязанность по уплате спорной суммы налога обществом исполнена.
2.2. Налогоплательщик не считается уплатившим НДС, если неуплата налога произошла из-за отсутствия средств на корреспондентском счете, куда были перечислены денежные средства, и налогоплательщик знал об отсутствии средств
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае Общество не может быть признано добросовестным налогоплательщиком. На основании установленных фактических обстоятельствах дела суд расценил действия Общества как направленные на умышленное обнуление им состояния счета в "проблемном" банке.
3. Несвоевременная уплата, неуплата НДС налогоплательщиком
3.1. Законом предусмотрен ряд оснований для снижения размера штрафов за нарушение сроков представления налоговой декларации по НДС и уплаты налога
Постановление ФАС Уральского округа от 18.10.2011 N Ф09-6738/11 по делу N А07-2822/2011
Налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 и ч. 1 ст. 122 Кодекса за нарушение срока представления декларации по НДС (первичная налоговая декларация была представлена в инспекцию с нарушением срока на 3 месяца), а также за неуплату налога (сроки уплаты налога равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 Кодекса).
При рассмотрении обстоятельств настоящего дела суд первой инстанции исследовал приложенные к заявлению документы и принял во внимание отсутствие негативных правовых последствий совершенных кооперативом правонарушений, обращение налогоплательщика в инспекцию с уточненной налоговой декларацией с указанием НДС к уплате, нестабильное финансовое положение налогоплательщика (наличие существенной дебиторской задолженности пайщиков кооператива, необходимость изъятия из хозяйственного оборота денежных средств для погашения текущих платежей в связи с неисполнением судебных актов о взыскании долгов в пользу кооператива), общеправовой принцип соразмерности наказания степени общественной опасности допущенного нарушения, в связи с чем обоснованно применил положения ст. 112, 114 Кодекса.
Таким образом, заявление кооператива о снижении размера штрафных санкций, подлежащих взысканию на основании решения инспекции, удовлетворено судом правомерно.
3.2. Сведения о недоимке или переплате НДС налогоплательщиком могут стать известными налоговому органу только по итогам налогового периода
Постановление ФАС Московского округа от 09.11.2009 N КА-А40/11671-09 по делу N А40-65534/09-118-513
В соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налога устанавливается по итогам налогового периода. Положения п. 1 ст. 55, п. 1 ст. 80, ст.ст. 82, 87, п. 1 ст. 163 НК РФ связывают истечение налогового периода с обязанностью налоговых органов по проверке исполнения налогоплательщиком налоговых обязанностей. При таких обстоятельствах, сведения об исполнении налогоплательщиком своей налоговой обязанности, в частности, о недоимке или переплате могут стать известными налоговому органу по итогам налогового периода.
3.3. Пени за несвоевременную уплату НДС за реализацию товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, подлежат начислению начиная с 181 дня и до дня подачи налоговой декларации по налоговой ставке 0% вместе с подтверждающими документами
Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 15326/05 по делу N А73-865/2005-10
Согласно пункту 1 статьи 174 Кодекса уплата налога на добавленную стоимость за истекший налоговый период производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.
Из предписаний пункта 9 статьи 165 Кодекса следует, что обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в определенных этой нормой обстоятельствах возникает на 181-й день, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита.
Поэтому, с учетом подтверждения решением налогового органа обоснованности применения налогоплательщиком ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные статьей 75 Кодекса пени начисляются начиная с 181-го дня и до дня подачи налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов вместе с указанными Кодексом документами.
3.4. Если в предыдущем периоде у налогоплательщика имелась переплата по НДС, равная или превышающая заниженную сумму налога в последующем периоде, то налогоплательщик не подлежит привлечению к ответственности за неуплату налога
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.10.2013 по делу N А78-799/2013
Судами установлено и налоговой инспекцией не опровергнуто, что у общества по срокам уплаты налога за 4 квартал имелась фактическая переплата в бюджет налога на добавленную стоимость и по сроку уплаты налога на добавленную стоимость за 1 квартал [следующего года] переплата по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал находилась в бюджете.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций об отсутствии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом в результате подачи уточненных налоговых деклараций является обоснованным, поскольку на дату вынесения оспариваемого ненормативного акта налоговой инспекцией было известно о наличии переплаты в предшествовавшие проверяемым налоговые периоды.
3.5. Независимо от наличия переплаты по НДС в последующем периоде, налогоплательщик обязан уплатить НДС и соответствующие пени, за предыдущие налоговые периоды
Постановление ФАС Московского округа от 22.07.2013 по делу N А40-73066/12-90-389
Для освобождения от налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ при представлении уточненной налоговой декларации налогоплательщик должен на день ее представления иметь переплату по данному налогу, которая перекрывает сумму налога, подлежащую уплате по уточненной декларации, а в случае наличия недоимки на день подачи уточненной декларации налогоплательщик должен до ее подачи уплатить налог и пени за просрочку уплаты налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 174 НК РФ уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 163 НК РФ налоговый период по НДС составляет один квартал.
Следовательно, независимо от наличия переплаты по НДС в последующем периоде (4 квартал) при подаче уточненной налоговой декларации общество обязано было уплатить налог за 1 квартал и соответствующие пени, если в предыдущих налоговых периодах у него не имелось переплаты по налогу, достаточной для погашения задолженности, образовавшейся в результате представления уточненных налоговых деклараций.
3.6. Налоговый орган может привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату НДС только в той части недоимки, которая подлежала уплате на момент составления акта камеральной проверки
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2013 по делу N А81-1421/2012
Суд первой инстанции признал правильным вывод налогового органа о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования частично, суд исходил из того, что инспекцией необоснованно сумма штрафа (54 915 254 руб.) рассчитана из суммы налога в размере 274 576 271 руб. (данная сумма налога исчислена из суммы авансовых платежей по договору от 22.12.2006). Выводы суда мотивированы тем, что в соответствии с положениями пункта 1 статьи 174 НК РФ к моменту выявления правонарушения и составления акта камеральной налоговой проверки, то есть к 08.08.2011, у налогоплательщика имелась обязанность уплатить только 1/3 часть спорной суммы налога, которая подлежала уплате до 20.07.2011, а сроки уплаты оставшихся частей налога (20.08.2011 и 20.09.2011) к этому времени еще не наступили, в связи с этим размер штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ должен быть исчислен исходя из суммы 91 525 424 руб. (274 576 271 / 3), которая подлежала уплате не позднее 20.07.2011; следовательно, сумма штрафа должна составить 18 305 085 руб. (91 525 424 x 20%).
3.7. На сумму несвоевременно уплаченного НДС подлежат начислению пени, начиная со срока уплаты налога и до момента его уплаты
Постановление ФАС Центрального округа от 23.07.2013 по делу N А68-8418/2012
В силу пункта 1 статьи 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость производится по итогам каждого налогового периода за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Суд правомерно указал, что в связи с необоснованным уменьшением НДС подлежат начислению пени, начиная со срока уплаты налога за 4 квартал до момента его уплаты.
4. Очередность и порядок уплаты НДС при реализации имущества должника в период конкурсного производства
4.1. При реализации имущества налогоплательщика, признанного банкротом, НДС исчисляется и уплачивается в бюджет самим налогоплательщиком
Постановление ФАС Уральского округа от 03.07.2014 N Ф09-3465/14 по делу N А50-22241/2013
Исходя из положений ст. 163 и п. 4 ст. 166 Кодекса налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные п. 1 ст. 174 Кодекса, с учетом того, что требование об уплате названного налога, согласно абз. 5 пункта 2 ст. 134 Закона о банкротстве, относится к четвертой очереди текущих требований.
Таким образом, при реализации имущества должника, признанного банкротом, НДС исчисляется и уплачивается в бюджет налогоплательщиком-должником.
Исходя из положений статьи 163 и пункта 4 статьи 166 Кодекса, НДС в отношении операций по реализации имущества должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 Кодекса.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.04.2014 по делу N А03-8619/2013
Исходя из положений статьи 163 и пункта 4 статьи 166 НК РФ НДС в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 НК РФ, с учетом того, что требование об уплате названного налога согласно абзацу 5 пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований; таким образом, при реализации имущества должника, признанного банкротом, НДС исчисляется и уплачивается в бюджет налогоплательщиком-должником.
В силу положений статьи 163 и пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом того, что требование об уплате названного налога согласно абзацу 5 пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований. Цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику.
Поскольку при реализации имущества должника, признанного банкротом, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджет налогоплательщиком-должником, то довод налогового органа об обязанности покупателя удержать налог и перечислить его в бюджет является необоснованным и противоречит закону.
4.2. Правовая неопределенность в отношениях, связанных с уплатой НДС при реализации залогового имущества, свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания убытков с конкурсного управляющего
Постановление Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 10481/13 по делу N А65-16556/2012
Банк обратился в Арбитражный суд с иском к конкурсному управляющему о взыскании убытков, причиненных в результате ненадлежащего исполнения им обязанностей конкурсного управляющего должника.
У судов не имелось оснований для удовлетворения требования банка, поскольку в рассматриваемом случае в ситуации правовой неопределенности в отношениях, связанных с уплатой НДС при реализации заложенного имущества в процедуре конкурсного производства, в действиях конкурсного управляющего отсутствовали признаки недобросовестности или неразумности.
В рассматриваемом случае, сочтя, что приоритет имеют нормы НК РФ, конкурсный управляющий исчислил НДС как налоговый агент в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 НК РФ. Затем из средств, оставшихся после удержания НДС, им был произведен расчет с залоговым кредитором.
Указанные действия совершены конкурсным управляющим до принятия Постановления N 439/11. В данном случае конкурсным управляющим был удержан НДС из вырученной от продажи заложенного имущества общества суммы в период правовой неопределенности.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 января 2014 г. N ВАС-988/14
Отсутствие правовой определенности в отношениях, связанных с уплатой НДС при реализации залогового имущества в процедуре конкурсного производства, не может свидетельствовать о наличии в действиях арбитражного управляющего вины как одного из необходимых элементов состава правонарушения.
4.3. Налоговый орган не вправе взыскивать убытки с конкурсного управляющего в связи с неудержанием последним НДС из вырученной суммы от продажи предмета залога в период конкурсного производства
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.06.2011 N 439/11, арбитражные управляющие не могут быть признаны в качестве лиц, обязанных выделить из вырученных от продажи средств сумму НДС и перечислить ее в бюджет, поскольку данное исполнение влечет преимущественное удовлетворение требования об уплате НДС в нарушение очередности. установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве. Выделение НДС при продаже заложенного имущества влечет нарушение прав залогового кредитора на получение удовлетворения обеспеченного залогом требования в пропорции, установленной пунктами 2 и 3 статьи 138 Закона о банкротстве и определяемой исходя из всей суммы средств, вырученной от продажи предмета залога.
4.4. Конкурсный управляющий, как представитель плательщика НДС не может выполнять обязанности налогового агента
При продаже в ходе конкурсного производства имущества организаций, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, арбитражные управляющие или привлекаемые ими для проведения торгов специализированные организации, покупатели имущества должника не могут быть признаны в качестве лиц, обязанных выделить из вырученных от продажи средств сумму налога на добавленную стоимость и перечислить ее в бюджет, поскольку данное исполнение повлечет преимущественное удовлетворение требования об уплате налога в нарушение очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
Согласно положениям статьи 163, пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества, составляющего конкурсную массу, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 Кодекса.
Таким образом, при продаже в ходе конкурсного производства имущества организаций, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, арбитражные управляющие или привлекаемые ими для проведения торгов специализированные организации не могут быть признаны в качестве лиц, обязанных выделить из вырученных от продажи средств сумму налога на добавленную стоимость и перечислить ее в бюджет, поскольку данное исполнение влечет преимущественное удовлетворение требования об уплате налога в нарушение очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
Согласно положениям статьи 163, пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества, составляющего конкурсную массу, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 Кодекса.
Требование об уплате налога на добавленную стоимость согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований.
Таким образом, при продаже в ходе конкурсного производства имущества организаций, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, арбитражные управляющие или привлекаемые ими для проведения торгов специализированные организации не могут быть признаны в качестве лиц, обязанных выделить из вырученных от продажи средств сумму налога на добавленную стоимость и перечислить ее в бюджет, поскольку данное исполнение влечет преимущественное удовлетворение требования об уплате налога в нарушение очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
4.5. Конкурсный управляющий неправомочен выделять из денежных средств, полученных от продажи предмета залога, сумму НДС и перечислять ее в бюджет
Постановление Президиума ВАС РФ от 21.06.2011 N 439/11 по делу N А63-23451/2008
При продаже в ходе конкурсного производства имущества организаций, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, арбитражные управляющие или привлекаемые ими для проведения торгов специализированные организации не могут быть признаны в качестве лиц, обязанных выделить из вырученных от продажи средств сумму налога на добавленную стоимость и перечислить ее в бюджет, поскольку данное исполнение влечет преимущественное удовлетворение требования об уплате налога в нарушение очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
Исходя из положений статьи 163, пункта 4 статьи 166 Кодекса налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества, составляющего конкурсную массу, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 Кодекса. Требование об уплате налога на добавленную стоимость согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований.
Учитывая изложенное, суды сделали необоснованный вывод о законности действий арбитражного управляющего, мотивированный пунктом 4 статьи 161 Кодекса, так как исполнение обязанности по уплате налога путем ее возложения на арбитражного управляющего как на налогового агента противоречит требованиям Закона о банкротстве об очередности удовлетворения текущих требований кредиторов.
Постановление ФАС Центрального округа от 28.04.2014 по делу N А48-3670/2010
При продаже в ходе конкурсного производства имущества организаций, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, арбитражные управляющие или привлекаемые ими для проведения торгов специализированные организации не могут быть признаны в качестве лиц, обязанных выделить из вырученных от продажи средств сумму налога на добавленную стоимость и перечислить ее в бюджет, поскольку данное исполнение влечет преимущественное удовлетворение требования об уплате налога в нарушение очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
Выделение налога на добавленную стоимость и исполнение обязанности по его уплате арбитражным управляющим или организацией, проводящей торги, при продаже заложенного имущества влечет нарушение прав залогового кредитора на получение удовлетворения обеспеченного залогом требования в пропорции, установленной пунктами 2 и 3 статьи 138 Закона и определяемой исходя из всей суммы средств, вырученной от продажи предмета залога.
4.6. Условия договора купли-продажи приобретаемого на торгах в рамках процедуры банкротства имущества, предусматривающие перечисление НДС покупателем имущества непосредственно должнику, соответствуют действующему законодательству
Постановление ФАС Уральского округа от 29.03.2013 N Ф09-460/13 по делу N А60-3750/2012
Банк является победителем торгов по продаже имущества банка "М", признанного банкротом.
Платежным поручением Банк перечислил в бюджет налог на добавленную стоимость по договору.
Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом", следует, что исходя из положений ст. 163 и п. 4 ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные п. 1 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом того, что требование об уплате названного налога согласно абзацу пятому п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований. Цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику; эта сумма распределяется по правилам ст. 134 и 138 Закона о банкротстве.
Учитывая, что цена объекта определена в договоре купли-продажи объекта недвижимого имущества с учетом налога на добавленную стоимость, условия названного договора в части, возлагающей на Банк обязанность по перечислению Банку "М" цены продажи объекта с учетом налога на добавленную стоимость 18%, не противоречит действующему законодательству.
4.7. При реализации заложенного имущества в ходе конкурсного производства цена, по которой имущество реализовано, подлежит перечислению покупателем имущества должнику или организатору торгов без удержания НДС
Исходя из положений статьи 163 и пункта 4 статьи 166 НК РФ, налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 НК РФ, с учетом того, что требование об уплате названного налога согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований. Цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику; эта сумма распределяется по правилам статей 134 и 138 Закона о банкротстве.
В связи с этим при реализации имущества кредитной организации в ходе конкурсного производства цена, по которой имущество было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества кредитной организации или организатору торгов, а также организатором торгов - кредитной организации. Налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) кредитной организации, признанной банкротом, исчисляется кредитной организацией как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается с учетом очередности, установленной пунктом 5 статьи 50.40 Закона о банкротстве банков.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.08.2014 по делу N А08-28/2011
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом" с учетом внесенных изменений в НК РФ даны следующие разъяснения: "Исходя из положений статьи 163 и пункта 4 статьи 166 НК РФ налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 НК РФ, с учетом того, что требование об уплате названного налога согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований. Цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику; эта сумма распределяется по правилам статей 134 и 138 Закона о банкротстве (абзац 10 пункта 1 Постановления Пленума ВАС N 11)".
При продаже в ходе конкурсного производства имущества организаций, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, арбитражные управляющие или привлекаемые ими для проведения торгов специализированные организации, покупатели имущества должника не могут быть признаны в качестве лиц, обязанных выделить из вырученных от продажи средств сумму налога на добавленную стоимость и перечислить ее в бюджет, поскольку данное исполнение повлечет преимущественное удовлетворение требования об уплате налога в нарушение очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
Согласно статье 163, пункту 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества, составляющего конкурсную массу, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 Кодекса.
Абзацем 10 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2013 года N 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом" разъяснено, что исходя из положений статьи 163 и пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом того, что требование об уплате названного налога согласно абзацу 5 пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований.
При этом цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику; эта сумма распределяется по правилам статей 134 и 138 Закона о банкротстве.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2014 по делу N А26-3134/2013
Исходя из положений статьи 163 и пункта 4 статьи 166 НК РФ НДС в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 НК РФ, с учетом того, что требование об уплате названного налога согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований. Цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания НДС) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику; эта сумма распределяется по правилам статей 134 и 138 Закона о банкротстве.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.08.2014 по делу N А57-13850/2010
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 11 исходя из положений статьи 163 и пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации, НДС в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом того, что требование об уплате названного налога согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований. Цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику; эта сумма распределяется по правилам статей 134 и 138 Закона о банкротстве.
До принятия Постановления Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. N 11 отсутствовала единообразная практика по вопросу удержания НДС при реализации заложенного имущества в ходе конкурсного производства
4.8. При реализации заложенного имущества в ходе конкурсного производства цена, по которой имущество реализовано, подлежит перечислению покупателем имущества должнику или организатору торгов не полностью, а с учетом удержания НДС, поскольку покупатель является налоговым агентом должника
Постановление ФАС Московского округа от 19.11.2012 по делу N А40-49401/12-124-38
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку нормами Закона о банкротстве не урегулированы вопросы, регламентирующие порядок уплаты налогов при расчетах по сделкам, заключенным в ходе процедур банкротства, в указанных правоотношениях подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации, как специального закона.
Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" статья 161 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1.
Таким образом, с 01.10.2011 дополненным Законом N 245-ФЗ пунктом 4.1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особые правила определения налоговой базы при реализации имущества или имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами: налоговая база определяется отдельно по каждой операции как сумма дохода от реализации такого имущества (имущественных прав) с учетом налога, а налоговыми агентами в таких случаях признаются покупатели (за исключением физических лиц, не являющихся предпринимателями) взамен ранее признаваемых таковыми органов, организаций или предпринимателей, которые были уполномочены реализовывать это имущество.
4.9. Действия конкурсного управляющего по резервированию денежных средств от реализации имущества должника на уплату НДС не противоречат действующему законодательству
Постановление ФАС Поволжского округа от 18.02.2014 по делу N А65-25789/2012
По мнению конкурсного кредитора, конкурсным управляющим неправомерно зарезервированы денежные средства на уплату НДС. НДС подлежит уплате в составе четвертой очереди текущих требований, исчисляется налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации; данные денежные средства должны быть направлены на удовлетворение его требований как кредитора третьей очереди по реестру.
Конкурсный кредитор не является залоговым кредитором, и его требования подлежат удовлетворению в порядке статьи 134 Закона о банкротстве в составе третьей очереди реестра требований кредиторов.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что законом не установлена обязанность по резервированию денежных средств на оплату НДС и данная сумма должна была быть перечислена конкурсному кредитору, обоснованно не приняты во внимание судебными инстанциями, так как в силу закона должник обязан произвести уплату НДС и данная сумма относится к четвертой очереди текущих платежей.
Следовательно, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что действия конкурсного управляющего по резервированию денежных средств на уплату НДС, обязанность производства которой возникает в силу закона, не противоречат действующему законодательству.
4.10. Законодательством не установлена обязанность конкурсного управляющего резервировать денежные средства для выплаты НДС
Определение Верховного Суда РФ от 11 декабря 2015 г. N 307-ЭС15-16028
Признавая выводы судов незаконными, суд округа руководствовался правовой позицией, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом", положениями статьи 163, пунктов 1, 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из вывода о том, что при реализации имущества должника в августе 2014 года НДС подлежал исчислению и уплате по окончании III квартала 2014 года. В связи с тем, что по смыслу пункта 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации на дату проведения расчетов с конкурсными кредиторами срок исчисления и уплаты налога от реализации имущества еще не наступил, суд округа констатировал, что нарушений порядка осуществления расчетов в действиях конкурсного управляющего не усматривается. Кроме того, судом отмечено, что нормы Закона о банкротстве и Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливают в данном случае обязанности конкурсного управляющего резервировать денежные средства для выплаты НДС.
Нормы Закона о банкротстве и Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливают в данном случае обязанности конкурсного управляющего резервировать денежные средства для выплаты НДС.
4.11. Организатор торгов при реализации имущества должника в рамках процедуры банкротства не правомочен исчислять и уплачивать в бюджет сумму НДС от реализации имущества должника
Конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд в рамках дела о банкротстве должника с заявлением к обществу, инспекции о признании на основании п. 2 ст. 61.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" недействительной сделки по перечислению организатором торгов - обществом платежным поручением через инспекцию в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника и применении последствий недействительности сделки.
В п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом" указано, что исходя из положений ст. 163 и п. 4 ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные п. 1 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом того, что требование об уплате названного налога согласно абзацу пятому п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований. Цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику; эта сумма распределяется по правилам ст. 134 и 138 Закона о банкротстве.
Поскольку должнику подлежала перечислению вся сумма, вырученная от продажи имущества, которая впоследствии подлежала распределению конкурсным управляющим по правилам ст. 134, 138 Закона о банкротстве, то перечисление в доход федерального бюджета суммы [полученной от реализации имущества должника] совершено с нарушением указанных норм права и привело к предпочтительному удовлетворению требования текущего кредитора (федерального бюджета).
4.12. Конкурсный кредитор должника не обязан из стоимости имущества, переданного ему в счет погашения требований, уплатить сумму НДС в бюджет или передать ее должнику
Постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2014 по делу N А12-16666/2010
Конкурсный кредитор после передачи ему залогового имущества вправе рассчитывать на погашение собственных требований, не принимая во внимание размер НДС.
Таким образом, при продаже в ходе конкурсного производства имущества организаций, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, арбитражные управляющие или привлекаемые ими для проведения торгов специализированные организации не могут быть признаны в качестве лиц, обязанных выделить из вырученных от продажи средств сумму налога на добавленную стоимость и перечислить ее в бюджет, поскольку данное исполнение влечет преимущественное удовлетворение требования об уплате налога в нарушение очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции с учетом названных норм права пришел к обоснованному выводу, что ОАО не обязано из стоимости имущества, переданного ему в счет погашения требований, уплатить сумму налога на добавленную стоимость этого имущества или передать должнику сумму такого налога.
4.13. У покупателя товара, приобретенного в рамках конкурсного производства, отсутствует обязанность налогового агента по уплате НДС
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2014 по делу N А19-7025/2013
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод инспекции о том, что ООО, приобретая товар у ЗАО, признанного вступившим в законную силу решением арбитражного суда банкротом, является на основании пункта 4.1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым агентом, однако обязанность по исчислению, удержанию из выплачиваемого поставщику дохода и уплате в бюджет соответствующей суммы налога им не исполнена.
Учитывая изложенное, суды, применяя к обстоятельствам настоящего спора изложенные нормы материального права, обоснованно учли вышеприведенную правовую позицию Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом", пришли к законным и обоснованным выводам об отсутствии у ООО обязанностей налогового агента по состоявшейся поставке товара от ЗАО, в отношении которого открыто конкурсное производство.
4.14. Покупатель, приобретающий залоговое имущество, реализуемое в рамках процедуры банкротства, может получить вычеты вне зависимости от уплаты НДС должником (банкротом)
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.04.2014 по делу N А03-8619/2013
Тот факт, что организация - банкрот не исполнила свою обязанность и не перечислила соответствующую сумму НДС в бюджет, не может свидетельствовать о неправомерности действий самого покупателя залогового имущества; действующее законодательство не предусматривает возложение на налогоплательщика неблагоприятных последствий действий контрагентов, право на налоговый вычет не поставлено в зависимость от результатов хозяйственной деятельности поставщиков товаров (работ, услуг) при осуществлении ими хозяйственных операций.
4.15. Должник, уплативший НДС от продажи заложенного имущества вне очередности, установленной Законом о банкротстве, имеет право требовать от налогового органа возврата уплаченного налога
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.08.2012 по делу N А75-6368/2011
Согласно положениям статьи 163, пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 21.06.2011 N 439/11, НДС в отношении операций по реализации имущества, составляющего конкурсную массу, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации. Требование об уплате НДС, в силу абзаца 5 пункта 2 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ относится к четвертой очереди текущих требований.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявление Общества, обязав Инспекцию произвести возврат Обществу суммы излишне уплаченного НДС реализацию предмета залога по договору купли-продажи недвижимого имущества в рамках конкурсного производства, открытого в отношении Общества.
Из содержания статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, во взаимосвязи со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к рассматриваемой ситуации следует вывод о том, что зачет НДС возможен при соблюдении очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам.
4.16. Сделка по получению налоговым органом НДС от покупателя имущества должника (банкрота) может быть признана недействительной
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.09.2014 по делу N А43-4405/2009
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительной сделки по получению Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой от налоговых агентов - индивидуального предпринимателя и закрытого акционерного общества налога на добавленную стоимость от реализации имущества должника.
Во исполнение договора покупатель оплатил продавцу стоимость приобретенного имущества, однако впоследствии ИП были возвращены [денежные средства], составляющие налог на добавленную стоимость по сделке, для исполнения последним обязанности налогового агента.
Данные денежные средства перечислены ИП в бюджет на основании статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 161, 163, 166 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 61.1, 61.3 Закона о банкротстве, Арбитражный суд удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части. Суд пришел к выводу о том, что спорный платеж является недействительной сделкой, поскольку осуществлен агентом за счет средств ООО с нарушением очередности, установленной Законом о банкротстве.
5. Взыскание НДС в период банкротства налогоплательщика
5.1. В период банкротства налогоплательщика недопустим зачет возмещенного НДС налоговым органом в нарушение установленной очередности
Постановление ФАС Центрального округа от 20.10.2010 по делу N А54-681/2010-С5
Инспекция, подтвердив право Общества на возмещение из бюджета [денежных средств], решением зачла переплату суммы налога на добавленную стоимость, в счет уплаты данного налога за [будущий период].
То есть, налоговый орган, являясь кредитором по обязательным текущим платежам, произвел самостоятельное удовлетворение требований без обращения в кредитную организацию.
При этом зачет возмещаемого из бюджета налога на добавленную стоимость в погашение недоимки обязательного платежа четвертой очереди произведен инспекцией в нарушение очередности удовлетворения текущих платежей.
В этой связи являются обоснованными выводы судов о незаконности произведенного зачета, поскольку при его проведении была нарушена очередность, установленная пунктом 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", и нарушены права и законные интересы Общества.
5.2. После введения процедуры наблюдения не подлежит бесспорному взысканию налоговым органом НДС, который не является текущим платежом и по которому объект налогообложения и налоговая база на момент введения процедуры наблюдения были уже сформированы
Постановление ФАС Центрального округа от 29.09.2009 по делу N А48-267/2009
Инспекцией было выставлено требование об уплате образовавшейся задолженности по налогам, в том числе НДС, ввиду неуплаты налога в добровольном порядке принято решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках и в банк направлены инкассовые поручения, в том числе инкассовое поручение, направленное на взыскание с ЗАО НДС.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Следовательно, суд пришел к обоснованному выводу о том, что НДС не является текущим платежом, поскольку объект налогообложения и налоговая база на момент введения процедуры наблюдения были уже сформированы, а налоговый период закончился.
В связи с этим после введения в отношении ЗАО процедуры наблюдения Инспекция была не вправе выносить решение о бесспорном взыскании с Общества НДС и пеней, начисленных за неуплату данной доли НДС, и выставлять инкассовое поручение.
5.3. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за неуплату НДС, если она была обусловлена выполнением налогоплательщиком положений п. 4 ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
Постановление ФАС Центрального округа от 20.05.2010 по делу N А64-5811/09
При проведении камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость налоговый орган установил, что до ее подачи общество не уплатило сумму налога, указанную в этой декларации.
Обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возникла у общества после признания общества несостоятельным (банкротом) и открытия в отношении него конкурсного производства.
Неуплата налога на добавленную стоимость была обусловлена выполнением налогоплательщиком положений пункта 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127 "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающего особый порядок удовлетворения требований кредиторов, в том числе по налоговым платежам, требования об уплате которых возникли после открытия конкурсного производства.
Следовательно, выводы судов об отсутствии вины общества в совершении вменяемого правонарушения - противоправного бездействия в виде неуплаты налога, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, являются правильными.
5.4. Налоговый орган не вправе предъявить должнику в рамках процедуры банкротства требования об уплате НДС, не являющегося текущим платежом, в срок, установленный п. 1 ст. 174 НК РФ
Постановление ФАС Уральского округа от 31.08.2009 N Ф09-6307/09-С2 по делу N А50-8305/2009
Инспекцией с общества взыскивается задолженность по НДС за III квартал 2008 года. Данный налоговый период оканчивается 30.09.2008, следовательно, 01.10.2008 у общества возникла обязанность по уплате налога и наступил срок его уплаты.
Поскольку процедура наблюдения введена в отношении налогоплательщика 01.11.2008, указанная задолженность не может быть отнесена к текущим платежам.
Таким образом, требование об уплате НДС за III квартал 2008 года может быть предъявлено обществу только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику.
6. Иные вопросы уплаты НДС
6.1. У физического лица, фактически осуществляющего предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированного в качестве предпринимателя, возникает обязанность уплатить НДС в соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.07.2014 по делу N А45-15762/2013
Суд апелляционной инстанции правомерно сделал вывод, что [истица] в проверяемом периоде фактически осуществляла предпринимательскую деятельность, не зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации и (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
В данном случае заявитель в нарушение статьей 173, 174 Налогового кодекса Российской Федерации не исчислил и не уплатил сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, что является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 февраля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.