Энциклопедия судебной практики
Государственная регистрация сервитутов
(Ст. 27 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (за исключением ст. 31.1) признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Регистрация сервитута во внесудебном порядке
1.1. Регистрация права собственности на земельный участок невозможна в случае непредставления сведений об имеющемся обременении сервитутом
Суд исходил из того, что отсутствие со стороны юридического лица, владеющего подстанцией, требования об установлении сервитута не влияет на необходимость принятия в соответствии с п. 6 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" решения о публичном сервитуте. Суд кассационной инстанции оставил принятые судебные акты без изменения, указав, что согласно абз. 1 п. 2 ст. 27 Закона о регистрации прав, если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующим государственным органом (организацией), осуществляющим государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, план, на котором отмечена сфера действия сервитута. В связи с этим основания отказа Мосрегистрации в совершении регистрационных действий соответствуют закону и общественным интересам, так как имеют целью устранить неопределенности в земельных отношениях.
1.2. Отсутствие регистрации прав на земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, не является основанием для отказа в регистрации сервитута
В Законе о введении в действие ЗК РФ законодатель оговорил, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение такими земельными участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (пункт 10 статьи 3).
Суды установили, что спорный земельный участок относится к участкам, государственная собственность на которые не разграничена, а потому отсутствие в Едином государственном реестре прав записи о регистрации права собственности на спорный земельный участок не может служить основанием для отказа в государственной регистрации заявленного сервитута.
1.3. Положения ст. 27 ФЗ N 122-ФЗ не содержат указаний на необходимость уточнения площади земельного участка перед обременением его публичным сервитутом
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что публичный сервитут постановлением установлен на весь земельный участок с кадастровым номером, при этом положения статьи 27 Закона N 122-ФЗ не содержат указаний на обязательность уточнения площади земельного участка перед обременением его публичным сервитутом.
1.4. Если публичный сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке не требуется
Установив, что публичный сервитут относится ко всему земельному участку, суды, руководствуясь пунктом 2 статьи 27 Закона N 122-ФЗ, пришли к обоснованному выводу, что предоставление кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке при проведении государственной регистрации сервитута не требуется.
1.5. Без внесения в кадастровую запись описания координат характерных точек границ контура (части участка), обремененного сервитутом, объект сервитута считается не сформированным, и право на него не может быть зарегистрировано
Определение Московского городского суда от 14 апреля 2016 г. N 4г-3296/16
Действующее законодательство предусматривает, что сервитутом может быть обременен как весь земельный участок, так и его часть.
В последнем случае для формирования объекта права, на который будет распространяться сервитут, в кадастровую запись о земельном участке вносятся изменения - описание координат характерных точек границ контура (части участка), обремененного сервитутом.
Без внесения в кадастровую запись указанных изменений объект сервитута считается не сформированным, и право на него зарегистрировано быть не может (п. 9 ч. 2 ст. 7 Федерального закона N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", п. 1 ст. 27 закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Регистрация сервитута в отсутствие сведений, позволяющих определенно установить границы земельного участка, в пределах которых устанавливается сервитут, приводит к нарушению прав и законных интересов собственников обремененного сервитутом земельного участка. Последующая регистрация права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) сделает обязательным для третьих лиц именно ту схему расположения частей земельных участков, те границы земельного сервитута и условия его предоставления, которые будут существовать к моменту регистрации.
Как следует из материалов дела, при проведении регистрации частного сервитута у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии имелись основания для отказа в регистрации частного сервитута на части земельного участка, однако в нарушение требований закона регистрация сервитута была произведена, чем были нарушены права собственников обремененного земельного участка.
2. Регистрация сервитута в судебном порядке
2.1. Споры об установлении и регистрации сервитута относятся к спорам о правах на недвижимость и подлежат рассмотрению судом по месту нахождения недвижимости
В соответствии с ч. 1 ст. 38 АПК РФ иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. По месту нахождения недвижимого имущества также рассматриваются дела, в которых удовлетворение заявленного требования и его принудительное исполнение повлечет необходимость государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество или внесение записи в ЕГРП в отношении сделок, подлежащих государственной регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. По месту нахождения недвижимого имущества также рассматриваются дела, в которых удовлетворение заявленного требования и его принудительное исполнение повлечет необходимость государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество или внесение записи в Единый государственный реестр прав в отношении сделок, подлежащих государственной регистрации.
2.2. Отсутствие соглашения о сервитуте, установленном вступившим в законную силу решением суда, не влечет отказ в его регистрации
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ). Таким образом, право ограниченного пользования может возникнуть из судебного решения, установившего права и обязанности (п. 1 ст. 8 Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о государственной регистрации прав наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут.
В силу п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав основанием для государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. Поскольку решение арбитражного суда [об установлении сервитута] вступило в законную силу, у регистрационного органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации частного сервитута в пользу фирмы.
2.3. Отсутствие в решении суда об установлении сервитута условий его предоставления не является основанием для отказа в его регистрации
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав (п. 9 ст. 23 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о государственной регистрации прав наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут.
В силу п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав основанием для государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. Поскольку решение арбитражного суда вступило в законную силу, у регистрационного органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации частного сервитута в пользу фирмы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" использованы авторские материалы, предоставленные П. Шумилиным, М. Михайлевской, Е. Комлевым, М. Азымовой, И. Мазуриной.