Энциклопедия судебной практики
Государственная регистрация права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
(Ст. 30.1 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (за исключением ст. 31.1) признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Общие вопросы применения ст. 30.1 ФЗ N 122-ФЗ
1.1. Статья 30.1 ФЗ N 122-ФЗ не регулирует отношения в сфере регистрации права муниципальной собственности на земли, государственная собственность на которые не была разграничена
Что касается второго регистрационного действия - регистрации права муниципальной собственности на земельный участок на основании того же решения арбитражного суда, то в данном случае регистрация права муниципальной собственности действительно произведена в отсутствие оснований, предусмотренных ст. 30.1 Закона о регистрации прав. Данная норма устанавливает особенности государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю. Регистрация права муниципальной собственности на земельный участок, право государственной собственности на который не было разграничено, производится по представлению правоустанавливающих документов, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
2. Наличие объектов недвижимости на земельном участке при регистрации права собственности публичных образований на него
2.1. Регистрация права собственности на земельный участок публичного образования при разграничении государственной собственности на землю не лишает собственников объектов недвижимости, расположенных на участке, возможности реализовать свои права на соответствующую часть участка
Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 29 октября 2009 г. N ВАС-11276/09
Согласно позиции судов, сформированной при рассмотрении настоящего дела, регистрация права федеральной собственности при изложенных выше обстоятельствах не может быть произведена, поскольку она нарушает права и законные интересы других собственников объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке.
Между тем анализ судебной практики по рассмотрению споров по указанному требованию при аналогичных обстоятельствах свидетельствует о наличии другого подхода при разрешении рассматриваемого вопроса.
По мнению судов, поддерживающихся такой позиции, регистрация права собственности публичного образования при разграничении государственной собственности на землю не нарушает права других собственников объекта недвижимости, которые вправе реализовать свои права на соответствующую часть земельного участка, обратившись к его публичному собственнику после оформления им своего права собственности на весь земельный участок.
Суды исходят из особенностей регистрации права собственности публичного образования, порядок которого предусмотрен статьей 30.1 Закона о регистрации, и в которой не предусмотрены ограничения наличием указанных обстоятельств.
Довод Управления Росреестра о том, что оформление права собственности на весь участок за Российской Федерацией в отсутствие к тому правовых оснований приведет к нарушению прав иных землепользователей на оформление своих прав на землю, отклоняется судом кассационной инстанции как основанный на неверном толковании норм Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок приобретения прав на землю. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.12.2009 N 11276/09, первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
2.2. Наличие на участке зарегистрированного за публичным образованием объекта незавершенного строительства является основанием для регистрации права публичного образования на такой участок при разграничении государственной собственности на землю
Проанализировав положения статей 16, 19 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", апелляционный суд правомерно посчитал, что основанием для отнесения спорного участка к муниципальной собственности в данном случае является наличие на земельном участке недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности (объект незавершенного строительства согласно свидетельству о государственной регистрации права).
При этом апелляционный суд исходил из того, что положения статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" представляют собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; таким образом, регистрация за муниципальным образованием права собственности на объект незавершенного строительства, не исключает отнесение спорного земельного участка к муниципальной собственности в силу закона.
Более того, по прямому указанию пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации объект незавершенного строительства относится к недвижимым вещам, а абзац 2 пункта 3 статьи 3.1 указанного выше Федерального закона содержит указание на виды объектов, в котором, в том числе, поименованы строения. Несмотря на отсутствие в настоящее время нормативного закрепления понятия "строение", данное обстоятельство не может быть расценено как исключающее возможность отнесения объекта незавершенного строительством к категории таких строений.
В этой связи, посчитав, что на государственную регистрацию права администрацией представлены все необходимые документы в соответствии со статьей 30.1 Закона N 122-ФЗ, апелляционный суд признал оспариваемый отказ регистрирующего органа незаконным и удовлетворил заявленные требования со ссылкой на норму пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отменив решение суда первой инстанции от 21.01.2016.
3. Регистрация права собственности публичного образования на земельные участки со специальным режимом использования
3.1. Нахождение участка на территории со специальным режимом использования и охраны природных ресурсов водного объекта само по себе не является свидетельством того, что он относится к федеральной собственности
Оспаривая отказ, территориальное управление указало, что спорный земельный участок расположен в пределах береговой полосы залива, в силу чего является федеральной собственностью. В то же время представленные заявителем в регистрирующий орган документы не позволили последнему сделать такой вывод.
Критерии разграничения государственной собственности на землю приведены в статье 3.1 Вводного закона (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ). Нахождение участка в границах территории со специальным режимом использования и охраны природных ресурсов водного объекта само по себе не свидетельствует о принадлежности такого участка Российской Федерации. Уровень публичной собственности в отношении земельных участков определяется на основании критериев, закрепленных в статьях 17-19 Земельного кодекса, а также в статье 3.1 Вводного закона.
В нарушение требований названных норм территориальное управление документально не подтвердило, что земельный участок в силу закона отнесен к федеральной собственности. Поскольку документы, свидетельствующие о принадлежности данного участка Российской Федерации, заявитель в управление Росреестра не представил, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа незаконным (часть 3 статьи 201 Кодекса).
4. Документы, необходимые для государственной регистрации права публичного образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
4.1. Для регистрации права собственности публичного образования на земельный участок с сооружением, на которое право собственности уже зарегистрировано, достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка
Определение Верховного Суда РФ от 16 февраля 2015 г. N 306-КГ14-8229
Перечнем документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, предусмотрено предоставление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастрового плана земельного участка, подтверждающего нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, а в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принимая во внимание, что право муниципальной собственности на указанное сооружение зарегистрировано в установленном законом порядке, суд пришел к выводу, что для государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок, на котором расположен данный объект, достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка, что и было исполнено департаментом.
Перечнем документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, предусмотрено предоставление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, а в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принимая во внимание, что право муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства, было зарегистрировано в установленном законом порядке, суды пришли к правильному выводу, что для государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости, достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка, что и было исполнено Департаментом управления имуществом.
4.2. Договор аренды не относится к правоустанавливающим документам, на основании которых можно зарегистрировать право собственности публичного образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
Пунктом 2 указанного перечня предусмотрено, что правоустанавливающими документами на земельный участок (в случае если основанием для регистрации права собственности является принадлежность земельного участка) являются акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что договор аренды не является правоустанавливающим документом, предусмотренным в пункте 2 Перечня, поскольку временный характер пользования и цель предоставления земельного участка (для парковки автотранспорта) не свидетельствуют о принадлежности земельного участка Предприятию в смысле пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ. Иное означало бы, что договор о передаче земельного участка в аренду, по сути, является сделкой о его передаче в федеральную собственность.
4.3. Договор безвозмездного срочного пользования земельным участком не является правоустанавливающим документом, на основании которого можно зарегистрировать право собственности публичного образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением N 404.
Пунктом 2 указанного перечня предусмотрено, что правоустанавливающими документами на земельный участок (в случае если основанием для регистрации права собственности является принадлежность земельного участка) являются акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что договор безвозмездного срочного пользования земельным участком не является правоустанавливающим документом, предусмотренным в пункте 2 Перечня, поскольку временный характер пользования (менее года) и цель предоставления земельного участка (для парковки автотранспорта) не свидетельствуют о принадлежности земельного участка ГУ МВД в смысле пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ. Иное означало бы, что договор о передаче земельного участка в краткосрочное пользование, по сути, является сделкой о его передаче в федеральную собственность.
4.4. Отсутствие ссылки в заявлении на нормативный акт как на обоснование возникновения права собственности на земельный участок не может являться безусловным основанием для отказа в государственной регистрации права на него
Как следует из материалов дела, документы, предоставленные в целях государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, по форме и содержанию соответствуют требованиям пунктов 1, 2 статьи 16, пункта 1 статьи 18, пункта 1 статьи 30.1 Закона о государственной регистрации, за исключением указания в заявлении на нормативный акт, являющийся основанием возникновения права федеральной собственности на земельный участок. При этом должностное лицо регистратора, принимая заявления, вопреки требованиям пункта 9 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184 не сделал отметки на подлинном экземпляре заявления и на копии расписок в получении документов о несоответствии представленных документов требованиям закона.
Само отсутствие указания в заявлении на ненормативный акт, являющийся основанием для возникновения права федеральной собственности на земельный участок, не является безусловным основанием для отказа в государственной регистрации права, поскольку данный недостаток мог быть устранен при проведении регистратором правовой экспертизы проверки юридической силы правоустанавливающих документов.
4.5. Наличие или отсутствие правил землепользования и застройки не имеют значения для государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
Отсутствие у сельского поселения утвержденных правил землепользования и застройки препятствием для государственной регистрации права не является, поскольку наличие указанных правил не имеет значения при государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Так, регистрация права собственности при разграничении государственной собственности на землю регулируется ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, ст. 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ, в которых на необходимость наличия правил землепользования и застройки не указано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" использованы авторские материалы, предоставленные П. Шумилиным, М. Михайлевской, Е. Комлевым, М. Азымовой, И. Мазуриной.