Энциклопедия судебной практики. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю (Ст. 17 ЗК)

Энциклопедия судебной практики
Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
(Ст. 17 ЗК)


1. Возникновение федеральной собственности на землю


1.1. Перечень земельных участков, относящихся к федеральной собственности, является открытым


Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 декабря 2013 г. N Ф10-3975/13 по делу N А54-6329/2012

Положениями ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.07.2006) определен перечень земельных участков, относящихся к федеральной собственности. Указанный перечень является открытым.


1.2. Части земельных участков не могут быть объектом права федеральной собственности


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 апреля 2011 г. N 14950/10

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сослался на невозможность осуществления государственной регистрации права на части земельного участка, поскольку исходя из положений статей 15, 17, 18 Земельного кодекса и статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации эти участки не являются самостоятельными объектами гражданских прав.

В соответствии со статьями 15, 17, 18 Земельного кодекса объектом права собственности граждан, юридических лиц, государственной собственности могут быть земельные участки, но не их части.

Присвоение частям земельных участков учетных кадастровых номеров не свидетельствует об их индивидуализации в качестве самостоятельных объектов вещных прав. Государственная регистрация права собственности на часть земельного участка противоречит действующему законодательству.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 23 декабря 2015 г. по делу N 33-4389/2015

По смыслу ст. ст. 15, 17, 18 ЗК РФ объектом права собственности граждан, юридических лиц, государственной собственности могут быть земельные участки, но не их части.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Воронежского областного суда от 17 февраля 2015 г. по делу N 33-859/2015

По смыслу ст. ст. 15, 17, 18 ЗК РФ объектом права собственности граждан, юридических лиц, государственной собственности могут быть земельные участки, но не их части.


Определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 13 августа 2014 г. по делу N 33-13684

В соответствии со статьями 15, 17, 18 Земельного кодекса объектом права собственности граждан, юридических лиц, государственной собственности могут быть земельные участки, но не их части.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 13 августа 2014 г. по делу N 33-950/2014

В соответствии со ст. ст. 15, 17, 18 ЗК РФ объектом права собственности граждан, юридических лиц, государственной собственности могут быть земельные участки, но не их части.


1.3. Возникновение права собственности РФ на земельные участки не связано с датой государственной регистрации этого права


Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 03 ноября 2015 г. по делу N 33-3704/2015

Статья 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ не связывает момент возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования на указанные в ней земельные участки с датой государственной регистрации права. Поэтому право собственности Российской Федерации возникает с даты вступления в силу Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".


1.4. Отказ в регистрации права собственности РФ на участок, если право собственности на него не зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на участке, неправомерен


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 апреля 2012 г. N ВАС-10740/11

Поскольку право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на данном участке, отказ в регистрации права федеральной собственности на него по рассматриваемому основанию препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.


Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 мая 2014 г. по делу N А32-26178/2012

Поскольку право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, отказ в регистрации права федеральной собственности на него препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном Земельным кодексом.


1.5. Разграничение федеральной и региональной собственности на землю осуществляется без каких-либо специальных процедур по передаче земельных участков


Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 июля 2014 г. N Ф10-2090/14 по делу N А64-7702/2013

По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования, в связи с чем ссылка заявителя жалобы на необходимость руководствоваться административным порядком при передаче земельного участка в областную собственность, необоснованна.


1.6. При расположении на земельном участке объектов недвижимости РФ и третьего лица федеральная собственность может быть зарегистрирована только на участки под объектами недвижимости, находящимися в собственности РФ


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2014 г. N Ф07-11171/13 по делу N А56-10904/2013

На спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие не только Российской Федерации, но и третьему лицу. Вступившим в законную силу решением суда этому лицу отказано в регистрации права собственности на весь земельный участок именно в связи с наличием на участке объектов недвижимости, принадлежащих Российской Федерации. Таким образом, государственная регистрация права федеральной государственной собственности возможна только на земельные участки, сформированные под объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности Российской Федерации.


1.7. Государственная регистрация права на земельный участок за РФ не может выступать единственным доказательством принадлежности зарегистрированного права


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 декабря 2013 г. N Ф05-15524/13 по делу N А41-20883/2012

Судами констатирован лишь факт государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Вместе с тем основания, по которым было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, судами не исследовались. В частности, не исследовался вопрос о наличии на спорном земельном участке каких-либо объектов недвижимого имущества, принадлежащих либо принадлежавших ранее Российской Федерации или организациям федерального подчинения.

Между тем, в случаях когда истцом по существу оспаривается право собственности, в связи с чем им ставится под сомнение законность самих оснований возникновения такого права у ответчика (в настоящем случае - Российской Федерации), то государственная регистрация права на спорный земельный участок за Российской Федерацией не может выступать единственным доказательством принадлежности зарегистрированного права, а должна быть оценена судом наравне с иными доказательствами, на которые ссылаются истец и ответчик в обоснование наличия у них оснований для возникновения права собственности в отношении спорного земельного участка. Наличие государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией в данном случае не является препятствием для разрешения по существу вопроса об основаниях возникновения указанного права.


1.8. Только компетентный федеральный орган государственной власти может распоряжаться земельными участками, находящимся в федеральной собственности, и разрешать возведение на них объектов недвижимости


Апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 15 октября 2013 г. по делу N 33-3610

Распоряжение земельным участком, находящимся в федеральной собственности, включая дачу разрешения на возведение объектов недвижимости, может осуществлять только компетентный федеральный орган государственной власти.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 мая 2013 г. по делу N 33-5640/2013

Распоряжение земельным участком, находящимся в федеральной собственности, включая дачу разрешения на возведение объектов недвижимости, может осуществлять только компетентный федеральный орган государственной власти.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24 апреля 2013 г. по делу N 33-2860/13

Распоряжение земельным участком, находящимся в федеральной собственности, включая выдачу разрешения на возведение объектов недвижимости, может осуществлять только компетентный федеральный орган государственной власти.


1.9. Статья 17 ЗК РФ не предусматривает, что в законе, признающем право федеральной собственности на земельные участки, должен содержаться перечень конкретных участков, их месторасположение и площадь


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2011 г. по делу N А32-6109/2010

Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Указанная статья не содержит положений о том, что в законе, признающем право федеральной собственности на земельные участки, должен содержаться перечень конкретных участков, их месторасположение и площадь.


1.10. Право собственности РФ признается на участки особо охраняемых природных территорий, а не на категорию земель особо охраняемых природных территорий


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 сентября 2011 г. N Ф08-5068/11 по делу N А32-19727/2010

Право федеральной собственности признано не на категорию земель особо охраняемых природных территорий, а на образованные в установленном законом порядке и с определенными границами особо охраняемые территории федерального значения.


1.11. При наличии зарегистрированного права федеральной собственности на земельный участок невозможно оформление муниципальной собственности на него


Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 июля 2009 г. по делу N А17-4842/2008

Аргумент заявителя о том, что наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок не препятствует передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную, отклоняется, так как оформление муниципальной собственности на земельный участок, необходимый для использования трансформаторной подстанции, при наличии зарегистрированного права федеральной собственности на данный участок невозможно.


1.12. Государственная регистрация права федеральной собственности на земельный участок не влечет за собой недействительности долгосрочного договора аренды данного участка


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июня 2013 г. N Ф08-2205/13 по делу N А32-9532/2011

Государственная регистрация права федеральной собственности на основании статьи 3.1 Вводного закона и статьи 17 Земельного кодекса не влечет за собой недействительности долгосрочного договора аренды. Завершение процесса разграничения государственной собственности на участок также не влечет за собой обязанности переоформления разрешительной документации, необходимой для возведения (реконструкции) объектов капитального строительства.


1.13. Отсутствие регистрации права собственности РФ на земельный участок на момент заключения договора аренды не влечет недействительности (ничтожности) этого договора


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 мая 2008 г. N Ф08-2077/2008

Отсутствие на момент заключения договора аренды регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, переданный в аренду обществу, не влечет недействительность (ничтожность) договора.


2. Прекращение федеральной собственности на землю


2.1. Регистрация права федеральной собственности на землю не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на ней


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 апреля 2012 г. N ВАС-10740/11

Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 января 2016 г. N Ф07-2731/15 по делу N А56-69993/2014

Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31 октября 2014 г. N Ф09-8520/13 по делу N А50-16676/2012

Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 23 декабря 2015 г. по делу N 33-9496/2015

Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.


Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 мая 2014 г. по делу N А32-26178/2012

Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.


2.2. Наличие зарегистрированного договора аренды не влечет недействительности зарегистрированного права федеральной собственности на земельный участок


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июня 2009 г. N А32-10929/2007

Суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.

Наличие зарегистрированного договора аренды не влечет недействительности зарегистрированного права Российской Федерации.


2.3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования объектом недвижимости не влечет прекращения права федеральной собственности на земельный участок под ним


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 марта 2013 г. N ВАС-1911/13

Руководствуясь статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 7 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, суды пришли к выводу, что право федеральной собственности на земельный участок возникло с момента создания станции на основании приказа министра сельского хозяйства Российской Федерации от 24.09.1993 N 251, которой на праве постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены земли площадью 1269 га. Суды указали, что право постоянного (бессрочного) пользования станции прекращено ввиду ее ликвидации, что не влечет прекращения права федеральной собственности на земельный участок в силу норм статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 3 и статьи 3 Вводного закона.


2.4. Права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности РФ на земельный участок отсутствующим


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 января 2014 г. N Ф05-16967/13 по делу N А41-46350/2012

Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.

Указанный вещно-правовой способ защиты права является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для реализации полномочий муниципального образования.


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 июля 2014 г. N Ф05-7716/14 по делу N А41-5094/2014

Судом установлено, что спорные земельные участки не относятся к федеральной собственности.

Регистрация оспариваемого права была произведена в отсутствие оснований, установленных статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Действующим законодательством не предусмотрен механизм защиты прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством, в связи с чем законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности.

Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.

Учитывая изложенное, избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормам Закона о регистрации прав.


2.5. Неверное указание в свидетельстве о регистрации права федеральной собственности на земельный участок документов-оснований не свидетельствует о незаконности государственной регистрации права


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 ноября 2013 г. N Ф07-8735/13 по делу N А05-419/2013

Как правильно указал суд апелляционной инстанции, некорректное указание в свидетельстве о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок документов-оснований не свидетельствует о незаконности государственной регистрации права.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.