Энциклопедия судебной практики
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков
(Ст. 29 ЗК)
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 29 ЗК признана утратившей силу с 1 марта 2015 г.
1. Решения о предоставлении земельных участков принимают органы государственной власти или местного самоуправления в зависимости от того, к какому уровню собственности отнесены земли
В соответствии со статьями 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления уполномочены распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в том числе предоставлять их заинтересованным лицам.
2. К субъектам, правомочным осуществлять предоставление земельных участков, относятся исполнительные органы субъекта РФ и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение землеустроительных мероприятий по формированию земельного участка
К кругу субъектов, уполномоченных осуществлять предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, ст. 29 ЗК РФ относит исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение землеустроительных мероприятий по формированию земельного участка.
3. Органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 февраля 2014 г. N 33-2306/2014
Проанализировав нормы земельного законодательства, суд первой инстанции правильно указал на то, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации является правом органа местного самоуправления, который самостоятельно принимает решения по распоряжению конкретными земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или в его ведении. Указанный вывод вытекает из положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
4. Для уполномоченного органа предоставление земельного участка означает принятие решения о его передаче
Исходя из смысла и содержания указанной нормы материального права [в т.ч. ст. 29 ЗК РФ] предоставить земельный участок означает для уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о передаче гражданину земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании права, установленного ст. 29 ЗК РФ.
5. Предоставление земельного участка осуществляется на основании решения уполномоченного органа, если земельный участок не находится в собственности граждан
Анализ приведенных норм права [в т.ч. ст. 29 ЗК РФ] показывает, что если земельный участок не находится в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, то он относится к объектам государственной собственности. Следовательно, приобретение прав на земельный участок должно осуществляться путем предоставления земельного участка на основании решения уполномоченного органа.
6. Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является обязательным элементом сложного юридического состава возникновения прав пользования земельным участком
В силу статей 29, 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт уполномоченного органа государственной власти о предоставлении земельного участка из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности является обязательным элементом сложного юридического состава возникновения прав пользования земельным участком.
7. При безвозмездной передаче земельного участка решение служит основанием для отвода и государственной регистрации прав на участок, а при возмездном отчуждении - основанием для заключения договора
Из анализа ст. 29 ЗК РФ следует, что решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка считается первым и основным юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Оно выступает выражением воли собственника по отчуждению участка. При безвозмездной передаче земельного участка решение служит основанием для отвода и государственной регистрации прав на участок. При возмездном отчуждении - основанием для заключения договора.
8. Решения о предоставлении земельных участков принимаются уполномоченными органами на основании заявлений
Из статей 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
9. Рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков является обязательным для уполномоченных органов
Из разъяснений, указанных в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
10. Уполномоченные органы не вправе требовать дополнительных документов для предоставления земельных участков
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475.
В силу требований статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
11. Независимо от принадлежности земельного участка публичному собственнику собственник объекта недвижимости вправе реализовать своё исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или аренду
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июля 2010 г. N 5687/09
В силу пункта 1 статьи 36 и статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации собственник объекта недвижимости вправе реализовать свое исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или аренду независимо от принадлежности соответствующего участка тому или иному публичному собственнику.
Нормы статей 11, 25, 28, 29, 30, 31 Земельного кодекса РФ прямо предусматривают возможность предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности. Поэтому наличие зарегистрированного права собственности публичного образования не может являться препятствием для оформления прав общества на спорный участок при условии соблюдения установленных законом процедур предоставления такого участка в зависимости от целей его предполагаемого использования.
12. Для приобретения права собственности на неделимый земельный участок, на котором расположено здание, принадлежащее нескольким собственникам, требуется обращение в уполномоченный орган всех собственников
Из положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что право бесплатно приобрести в собственность неделимый земельный участок, на котором расположен жилой дом, принадлежащий на праве долевой собственности нескольким собственникам, имеет каждый из собственников домовладения, и это право может быть реализовано лишь их совместными действиями по выражению согласованного и добровольного волеизъявления путем обращения с заявлением о приобретении прав на земельный участок в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Таким образом, предусмотренный действующим законодательством порядок приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, требует совместного обращения в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления граждан, которым на праве собственности принадлежит здание, находящееся на неделимом земельном участке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.