Энциклопедия судебной практики
Право на коммерческое обозначение. Исключительное право на коммерческое обозначение
(Ст. 1539 ГК РФ)
1. Право на коммерческое обозначение возникает с начала фактического использования обозначения для индивидуализации предприятия
Право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия.
Следует учитывать, что право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия.
2. Коммерческие обозначения имеют специальный объект индивидуализации - разного вида предприятия
Коммерческие обозначения имеют специальный объект индивидуализации - разного вида предприятия (торговые - магазины, рынки, промышленные - фабрики, производственные - заводы, развлекательные - кинотеатры, театры, казино и т.д.).
3. Исключительное право на коммерческое обозначение не возникает автоматически при регистрации юридического лица, имеющего фирменное наименование, произвольная часть которого может использоваться в качестве коммерческого обозначения
Исключительное право на коммерческое обозначение не возникает автоматически в результате регистрации юридического лица, имеющего фирменное наименование, произвольная часть которого может использоваться в качестве коммерческого обозначения.
4. Наличие исключительного права на коммерческое обозначение зависит от наличия предприятия, достаточных различительных признаков обозначения, а также его известности на определенной территории
Решение Суда по интеллектуальным правам от 21 мая 2015 г. по делу N СИП-125/2015
В силу статьи 1539 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение зависит от следующих условий - наличия предприятия, достаточных различительных признаков обозначения, а также его известности на определенной территории.
Для того чтобы констатировать возникновение у определенного лица исключительного права на коммерческое обозначение, должны быть установлены факты употребления правообладателем коммерческого обозначения для индивидуализации своего предприятия и известности такого обозначения потребителям в пределах определенной территории.
Коммерческие обозначения имеют специальный объект индивидуализации - разного вида предприятия (торговые - магазины, рынки, промышленные - фабрики, производственные - заводы, развлекательные - кинотеатры, театры, казино и т.д.).
При соблюдении двух основных условий (различительная способность и известность на определенной территории) ГК РФ наделяет правообладателя исключительным правом использования коммерческого обозначения любым способом, не противоречащим закону (пункт 1 статьи 1539 ГК РФ).
5. Исключительное право на коммерческое обозначение возникает в силу его использования и не подлежит обязательной государственной регистрации и включению в учредительные документы
Коммерческое обозначение представляет собой средство индивидуализации не субъекта, а объекта гражданских прав - торгового, промышленного или иного предприятия.
Такое право возникает в силу самого использования обозначения и не подлежит обязательной государственной регистрации и обязательному включению в учредительные документы.
Решение Суда по интеллектуальным правам от 21 мая 2015 г. по делу N СИП-125/2015
В силу статьи 1539 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение зависит от следующих условий - наличия предприятия, достаточных различительных признаков обозначения, а также его известности на определенной территории.
Учитывая, что действующим законодательством не предусмотрена регистрация коммерческих обозначений, факт наличия вышеназванных условий может устанавливаться только на основании документов, подтверждающих фактическое использование коммерческого обозначения.
6. Размещение вывески с указанием обозначения, внутренние документы организации об утверждении обозначения в качестве коммерческого и договоры, которые не свидетельствуют о непосредственном широком использовании обозначения на определенной территории, не являются достаточными для возникновения права на коммерческое обозначение
Исключительное право на коммерческое обозначение, равно как и на иные средства индивидуализации, состоит в возможности использования его правообладателем в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
Вместе с тем размещение вывески с указанием соответствующего обозначения, внутренние документы организации об утверждении обозначения в качестве коммерческого, договоры, которые не свидетельствуют о непосредственном широком использовании обозначения на определенной территории, нельзя признать достаточными для возникновения права на коммерческое обозначение.
7. Только известное обозначение может признаваться коммерческим обозначением
Необходимо, чтобы употребление коммерческого обозначения правообладателем для индивидуализации своего предприятия было достаточно известным в пределах определенной территории. В этом проявляется связь правообладателя с потребителями: только известное обозначение может претендовать на признание его коммерческим обозначением, и соответственно, только на такое обозначение возникает исключительное право.
8. Исключительное право на коммерческое обозначение означает, что правообладатель вправе воспрепятствовать другим лицам использовать это обозначение без его разрешения, оформленного установленным законом способом
Исключительное право означает, что правообладатель может использовать коммерческое обозначение любым способом, предусмотренным законом, а также вправе воспрепятствовать другим лицам использовать это обозначение без его разрешения, оформленного установленным законом способом.
9. Вопрос о тождественности и сходстве до степени смешения не требует специальных знаний и разрешается судом самостоятельно с позиции рядового потребителя
Из содержания п. 2 ст. 1539 ГК РФ следует, что не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.
Вопрос о тождественности, сходстве до степени смешения может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя и специальных знаний не требует.
10. Пункт 3 ст. 1539 ГК РФ не предусматривает в качестве альтернативной санкции выплату компенсации
Ссылаясь на то, что пунктом 3 статьи 1539 ГК РФ установлена ответственность за нарушение права на коммерческое обозначение в виде возмещения убытков, в то время как выплата компенсации в качестве альтернативной санкции не предусмотрена, суд первой инстанции признал исковые требования в части взыскания с ответчика компенсации неправомерными.
11. Исключительное право на коммерческое обозначение переходит по наследству только в случаях, если наследником является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель
Принадлежавшее индивидуальному предпринимателю исключительное право на наименование места происхождения товара (пункт 1 статьи 1519 ГК РФ), на коммерческое обозначение в качестве средства индивидуализации принадлежащего правообладателю предприятия (пункты 1 и 4 статьи 1539 ГК РФ) переходит по наследству только в случаях, если наследником является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
12. Использование коммерческого обозначения одним из супругов, являющимся ИП, не может свидетельствовать об использовании данного обозначения другим супругом, также являющимся ИП, для индивидуализации предпринимательской деятельности последнего, за исключением случаев, когда они владеют одним предприятием
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 1 сентября 2016 г. по делу N А04-7189/2014
Коммерческое обозначение в силу норм статей 1538-1540 ГК РФ является средством индивидуализации конкретного предпринимателя, предприятия в отношении определенных видов деятельности.
В силу пункта 4 статьи 1539 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.
Наличие брачных отношений может свидетельствовать о наличии общего (совместно нажитого) имущества супругов, то есть имущественных прав на коммерческое обозначение, а точнее на его стоимостное выражение как объекта интеллектуальной деятельности, которое может являться общим имуществом супругов, но использование коммерческого обозначения одним из супругов, являющимся индивидуальным предпринимателем, не может в силу норм статей 1538-1540 ГК РФ свидетельствовать об использовании данного обозначения другим супругом, также являющимся индивидуальным предпринимателем, для индивидуализации предпринимательской деятельности последнего, за исключением наличия обстоятельств, подтверждающих факт владения ими одним предприятием.
13. Известность коммерческого обозначения подтверждается обстоятельствами длительного его использования на определенной территории, произведенными затратами на рекламу, значительными объемами реализации товаров и оказания услуг под этим обозначением, результатами опроса потребителей товаров
Решение Суда по интеллектуальным правам от 23 мая 2017 г. по делу N СИП-81/2017
Само по себе наличие двух магазинов по двум адресам, равно как и изготовление рекламных листовок и визиток в отсутствие доказательств их распространения среди потребителей, не могут свидетельствовать о приобретении коммерческим обозначением известности в пределах какой-либо территории.
Суд по интеллектуальным правам отмечает, что подтверждением известности обозначения, используемого для индивидуализации предприятия, могут служить обстоятельства длительного и (или) интенсивного использования обозначения на определенной территории, произведенные затраты на рекламу, значительные объемы реализации товаров и оказания услуг под этим обозначением, результаты опроса потребителей товаров по вопросу известности обозначения на определенной территории.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.