Энциклопедия судебной практики
Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу
(Ст. 349 ТК)
1. Стимулирующие выплаты гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ не являются гарантированными и осуществляются только при наличии экономии бюджетных средств
Определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 18 ноября 2013 г. по делу N 33-9619
Поскольку выплаченные истцу премии представляют собой часть экономии фонда оплаты труда за счет сокращения численности Вооруженных Сил РФ, то есть формируются за счет экономии средств на оплату денежного довольствия и выплату заработной платы уволенным в связи с сокращением численности военнослужащим и лицам гражданского персонала, то судом сделан обоснованный вывод о том, что данная дополнительная премия, выплачиваемая по решению руководителя в пределах сумм, доведенных на эти цели, не носит обязательный, гарантированный характер, не определена трудовым договором работника и не входит в систему оплаты труда.
Дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала Вооруженных Сил в виде ежеквартальной премии не является гарантированной выплатой, поскольку осуществляется только при наличии экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ и в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных средств.
Стимулирующая выплата [лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ] за сложность, напряженность и особый режим работы производится по результатам деятельности работника за счет средств экономии фонда оплаты труда, то есть не носит обязательного характера и не является гарантированной выплатой.
2. Расчет среднего заработка гражданского персонала производится с учетом выплаченных стимулирующих премий
Размер денежных средств на выплату премии определяется финансово-экономическими органами по итогам квартала после осуществления выплат по зарплате гражданскому персоналу и иных выплат, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ.
С учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности выводов суда первой инстанции о том, что премии, выплаченные работнику, должны быть включены в расчет среднего заработка.
Определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 10 июля 2013 г. по делу N 33-5556
Размер выходного пособия, а также размер денежной компенсации за все неиспользованные отпуска исчисляются в размере среднего заработка работника, для расчета которого учитываются в том числе премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда работодателя, независимо от источников этих выплат.
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что взысканное дополнительное материальное стимулирование по итогам работы подлежит включению в расчет среднего заработка.
3. Работники организаций Вооруженных Сил РФ не лишены права на получение стимулирующих выплат за период, предшествующий увольнению
Истец был уволен в связи с сокращением штата.
Истец, отработавший в военном комиссариате и не имея каких-либо взысканий от работодателя по итогам работы за указанные периоды, имеет право на дополнительные материальные стимулирующие выплаты (премии).
Определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 26 июня 2013 г. по делу N 33-5792
То обстоятельство, что на момент доведения до ответчика соответствующего финансирования на выплату дополнительного материального стимулирования истцы уже были уволены с работы, не является основанием для лишения их права на эти выплаты, так как определенное время в периоде, за который осуществлялись выплаты, к моменту увольнения истцов ими было отработано.
Поскольку на дату принятия министром обороны РФ решения о выплате гражданскому персоналу дополнительного материального стимулирования истцы не имели дисциплинарных взысканий и состояли в трудовых отношениях с войсковой частью, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у них права на получение спорных выплат в размере, пропорциональном времени, отработанному в периоде, за который эти выплаты выплачиваются.
4. Гражданский персонал военно-медицинских учреждений с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда имеет право на повышенный должностной оклад
В соответствии с приложением к Положению, утвержденному приказом Минобороны России от 10.11.2008 г. N 555, указан Перечень военно-медицинских учреждений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение должностных окладов в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда.
Так, в данном Перечне приведены военно-медицинские учреждения (подразделения) и должности с особо опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на повышение должностных окладов на 25%, куда отнесены в силу пункта 39 туберкулезные (противотуберкулезные) учреждения, клиники, отделения, палаты, кабинеты, предназначенные для лечения легочных больных.
Относящаяся к гражданскому персоналу военно-медицинского учреждения заведующая туберкулезным кабинетом, осуществляющая оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом, имеет право на повышенный должностной оклад в размере 25% к установленному, и уже на повышенный оклад ей подлежит начислению доплата в размере 25%.
5. Расположенные за рубежом войсковые части обязаны осуществлять выплаты по обязательному пенсионному страхованию граждан, работающих по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил РФ
Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г. N 188-О-П
По смыслу части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Поскольку такие федеральные законы на сегодняшний день отсутствуют, на войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, должно возлагаться исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате единого социального налога и страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, в настоящее время ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не содержат каких-либо специальных норм, которые освобождали бы российские организации, расположенные на территории иностранных государств (в том числе войсковые части), от выполнения данной обязанности, предусмотренной федеральным законодателем в интересах работников (включая лиц из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации).
6. Оплата дополнительного отпуска работника организации Вооруженных Сил РФ производится за счет Министерства обороны РФ
Учитывая, что истец являлся гражданским служащим войсковой части, суд обоснованно пришел к выводу, что он относится к гражданскому персоналу Министерства обороны РФ и оплату ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС обязано производить уполномоченное учреждение Министерства обороны РФ, как распорядитель финансовых средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович