Энциклопедия судебной практики
Содержание государственных реестров
(Ст. 5 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")
1. Необходимым условием проведения регистрации является не только представление полного перечня документов, предусмотренного ФЗ N 129-ФЗ, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ
Необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона N 129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона N 129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.
2. ИНН является уникальным цифровым кодом, содержащим информацию, позволяющую определить конкретного налогоплательщика и конкретный налоговый орган, произведший его государственную регистрацию
Идентификационный номер налогоплательщика является уникальным цифровым кодом, содержащим необходимую закодированную информацию, позволяющую определить конкретного налогоплательщика и конкретный налоговый орган, произведший государственную регистрацию налогоплательщика и постановку его на налоговый учет по месту нахождения.
3. Существование юридического лица в отсутствие ИНН невозможно
Существование юридического лица в отсутствие присвоенного ему в установленном порядке идентификационного номера налогоплательщика является невозможным.
4. Данные в ЕГРЮЛ и в цифровом коде ИНН тождественны
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что в ЕГРЮЛ в числе прочих также обязательно указывается идентификационный номер налогоплательщика.
Изложенное свидетельствует о тождестве данных, как содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, так и в цифровом коде идентификационного номера налогоплательщика.
5. Совпадения ИНН у различных юридических лиц исключено
Совпадения идентификационных номеров налогоплательщика у различных юридических лиц исключено.
6. Изменение ИНН при переходе налогоплательщика на учет в иной налоговый орган не производится
Изменение идентификационного номера налогоплательщика при переходе налогоплательщика на учет в иной налоговый орган, нежели присвоивший ИНН, не производится.
7. Переход полномочий органов юридического лица иным лицам сам по себе не влечет изменение места нахождения юридического лица
Переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 ГК РФ, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и т.п.), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица.
Переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 ГК РФ, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица.
Переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 94 и п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и т.п.), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица.
Переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 ГК РФ, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и т.п.), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица.
Переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 ГК РФ, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и т.п.), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица.
Переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 ГК РФ, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и т.п.), а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица.
8. Неполучение лицом сведений из ЕГРЮЛ о своих контрагентах свидетельствует о неосмотрительности и неосторожности участника гражданского оборота
Общество действовало без должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, что предполагает проверку правоспособности, то есть установление юридического статуса, возникновение которого обусловлено государственной регистрацией юридических лиц, а также наличия соответствующих подтвержденных документально полномочий на совершение юридически значимых действий.
Вступая в обязательственные правоотношения по приобретению товара, работник санатория не удостоверился в правоспособности продавцов и в государственной регистрации этих организаций в качестве юридических лиц. Следовательно, налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (предполагающих проверку правоспособности, то есть установление юридического статуса, возникновение которого обусловлено государственной регистрацией юридического лица, личности лица, выступающего от имени юридического лица, а также наличия у него соответствующих подтверждаемых документально полномочий на совершение юридически значимых действий).
9. Регистрирующий орган вправе выдавать сведения о недействующих юридических лицах
Решение Верховного Суда РФ от 6 ноября 2009 г. N ГКПИ09-1373
Сведения о прекратившем свою деятельность юридическом лице существуют, поскольку после удаления из электронной базы данных ЕГРЮЛ такие сведения сохраняются на электронных носителях регистрирующих органов. Данная норма не содержит запрета о выдаче сведений о недействующих юридических лицах.
10. Сведения о регистрации юридического лица носят формальный характер и не свидетельствуют о фактической деятельности организации
Сведения о регистрации юридического лица носят формальный характер и не свидетельствуют о фактической деятельности организации.
Проверка сведений о факте регистрации контрагента, размещенных на официальном сайте ФНС России, не свидетельствует о проявлении заявителем осмотрительности при выборе контрагента, так как сведения о регистрации юридических лиц носят формальный характер, не свидетельствуют о фактической деятельности контрагентов и не характеризуют их как добросовестных, надежных и стабильных участников хозяйственных отношений.
11. Исправление технических ошибок должно обеспечивать единство и сопоставимость сведений ЕГРЮЛ с учетом приоритета сведений, содержащихся в документах, на основании которых внесены записи в ЕГРЮЛ
Апелляционное определение Московского городского суда от 24 сентября 2014 г. N 33-24454/14
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ от 8 августа 2001 года в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, сведения об учредителях (участниках) юридического лица.
Согласно п. 5 названной статьи записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (п. 6 ст. 5 Закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ).
Из анализа названных норм права следует, что исправление технических ошибок должно обеспечивать единство и сопоставимость сведений ЕГРЮЛ с учетом приоритета сведений, содержащихся в документах, на основании которых внесены записи в ЕГРЮЛ, и осуществляется регистратором в порядке, установленном уполнолномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
12. Обработка персональных данных физических лиц, содержащихся в ЕГРЮЛ, не требует соблюдения общего порядка получения согласия субъекта персональных данных в соответствии с ФЗ "О персональных данных"
Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 г. N 1346-О (пункт 2)
По смыслу части 1 статьи 6, статьи 7, частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных, в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Одним из таких федеральных законов является Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который предусматривает, что содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения, в том числе такие, которые, по смыслу статьи 3 Федерального закона "О персональных данных", относятся к персональным данным физического лица, являются открытыми и общедоступными, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, а также определяет порядок их предоставления (статья 6).
Судебная коллегия полагает необходимым указать, что по смыслу ч. 1 ст. 6, ст. 7, ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных, в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Одним из таких федеральных законов является Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который предусматривает, что содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения, в том числе такие, которые, по смыслу ст. 3 Федерального закона "О персональных данных", относятся к персональным данным физического лица, являются открытыми и общедоступными, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, а также определяет порядок их предоставления (ст. 6).
13. Обработка персональных данных лица, указанного в ЕГРЮЛ в качестве директора юридического лица, в т.ч. их распространение и предоставление, должна осуществляться во взаимосвязи с положениями ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Представитель заявителя пояснила, что в ЕГРЮЛ содержатся недействительные сведения о том, что заявитель является генеральным директором. Согласно ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с момента прекращения полномочий генерального директора он утрачивает право действовать от имени общества, в связи с чем у заявителя отсутствует возможность обеспечить внесение в ЕГРЮЛ сведений о прекращении своих полномочий. Кроме того, на основании Федерального закона "О персональных данных" налоговый орган является оператором, который осуществляет обработку персональных данных, и в силу ст. 14 данного Закона субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения своих персональных данных или их уничтожения, в случае если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, а также принимать меры по защите своих прав. Наличие в ЕГРЮЛ недостоверной записи о заявителе, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества, влечет нарушение его прав и законных интересов.
Судебная коллегия считает ошибочным довод апелляционной жалобы о неверном толковании судом первой инстанции ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", поскольку, как правомерно указал суд, по смыслу части 1 статьи 6, статьи 7, частей 2 и 3 статьи 9 данного Федерального закона обработка персональных данных, в том числе их распространение и предоставление, в рассматриваемой ситуации должна осуществляться во взаимосвязи с положениями Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
14. Сведения о решениях, на основании которых вносятся соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, непосредственно в реестр включению не подлежат
Пунктом в п. 1 ст. 5 названного Федерального закона определен перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.
Сведения о решениях, на основании которых вносятся соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, непосредственно в реестр включению не подлежат.
15. Технические вопросы программного характера по внесению регистрирующим органом сведений в реестр не должны отражаться на возможностях реализации прав и законных интересов заявителей при регистрации
В кассационной жалобе регистрирующий орган, не оспаривая установленные судами фактические обстоятельства дела, считает, что в случае принятия решения о регистрации была бы внесена ошибочная запись в Единый государственный реестр юридических лиц о происшедших изменениях наименования и адреса места нахождения ТСЖ, что может ввести в заблуждение заинтересованный круг лиц.
Так, судом апелляционной инстанции указано, что это связано с техническими вопросами программного характера внесения регистрирующим органом сведений в реестр, что не должно отражаться на возможностях реализации своих прав и законных интересов заявителей при регистрации.
16. Внесенные в ЕГРЮЛ записи не могут быть исключены или аннулированы
Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2014 г. N 33-25346/14
Разрешая заявленные требования и оставляя исковое заявление без удовлетворения, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает возможности аннулирования или исключения записей реестра. Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Таким образом, внесенные в ЕГРЮЛ записи не исключаются и не аннулируются, такая возможность действующим законодательством не предусмотрена. В реестр могут быть внесены лишь новые записи.
В соответствия со статьей 11, п. 3 ст. 5 ФЗ N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Исключение отдельных сведений из ЕГРЮЛ, равно как и внесение новых записей в ЕГРЮЛ на основании судебного акта, иным способом, нежели связанным с признанием недействительных ранее внесенных в ЕГРЮЛ записей, не предусмотрено действующим законодательством. Иными словами, в ЕГРЮЛ могут быть внесены лишь новые записи.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу, что аннулирование, восстановление или признание недействительными записей в ЕГРЮЛ, признание недействительным решение о государственной регистрации не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации. Согласно действующему законодательству в ЕГРЮЛ могут быть внесены лишь новые записи.
17. Указание в ЕГРЮЛ адреса юридического лица необходимо для осуществления связи с этим лицом
При разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в Едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в Едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В силу подпункта "в" пункта 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В силу подп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в Едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
18. Для выполнений требований ст. 5 ФЗ N 129-ФЗ понятие "учредитель" и его участие необходимы при регистрации нового потребительского кооператива
Исходя из анализа положений Гражданского кодекса Российской Федерации о потребительских кооперативах, Устава потребительского гаражного кооператива следует, что понятие "учредитель" и его (их) участие необходимы при создании и регистрации нового потребительского кооператива в налоговых органах как юридического лица для выполнения требований статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Учредители кооператива, как таковые, не несут функциональной нагрузки при осуществлении деятельности гаражного кооператива, не наделены какими-либо правами и обязанностями впоследствии, не входят в структуру кооператива, не являются органом кооператива.
19. Сведения об учредителях кооператива, включенные в реестр, имеют информационный характер
Потребительский гаражный кооператив представляет собой объединение членов кооператива с целью удовлетворения потребностей его участников, в данном случае в хранении автотранспортных средств и надлежащем содержании и эксплуатации гаражного комплекса. Именно члены кооператива создают органы управления гаражным кооперативом, определяют структуру кооператива, отвечают по долгам организации, формируют его имущество.
Таким образом, сведения об учредителях кооператива, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, носят информационный характер и не могут быть исключены даже при условии дальнейшего их исключения из членов кооператива, которое не имеет для дальнейшего осуществления деятельности кооператива правового значения.
20. В ЕГРЮЛ сведения о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица вносятся одновременно с информацией о назначенном на эту должность лице
Определение Верховного Суда РФ от 22 января 2016 г. N 305-КГ15-18162
Законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице.
Законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице.
Законодательством не предусмотрены обязанность и возможность отражения в реестре информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице.
Законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту же должность лице.
21. Возникновение или прекращение полномочий исполнительного органа юридического лица не связано с моментом внесения таких сведений в ЕГРЮЛ
Полномочия единоличного исполнительного органа общества в силу статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" возникают с момента его избрания общим собранием участников общества и прекращаются с момента принятия решения о прекращении полномочий. Гражданское законодательство не связывает возникновение либо прекращение полномочий исполнительного органа юридического лица с моментом внесения соответствующих сведений в реестр.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 8 августа 2001 г. 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и ИП".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, М. Михайлевской, М.Р. Азымовой.