Энциклопедия судебной практики
Государственная пошлина за государственную регистрацию
(Ст. 3 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")
1. При отказе в государственной регистрации юридического лица государственная пошлина не возвращается
Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины, уплаченной за совершение юридически значимых действий, предусмотрены статьей 333.40 НК РФ. При этом перечень указанных в названной статье оснований, в силу которых может быть произведен возврат или зачет государственной пошлины, является исчерпывающим.
Подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ установлено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой, а также в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Материалами дела установлено, что лицо, уплатив государственную пошлину, обратилось в Межрайонную ИФНС с заявлением о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в ходе рассмотрения которого налоговый орган осуществил проверку представленных документов и по результатам принял решение об отказе в регистрации.
Доказательств отказа от совершения указанных юридически значимых действий до принятия регистрирующим органом решения в дело не представлено.
2. Уплата государственной пошлины учредителем юридического лица, не являющимся заявителем при государственной регистрации, не может повлечь отказ в государственной регистрации
Уплата государственной пошлины за государственную регистрацию создаваемого юридического лица его учредителем, не являющимся заявителем, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации данного юридического лица.
3. Неоплата государственной пошлины не является основанием недействительности государственной регистрации юридического лица
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2008 г. N КГ-А41/4314-08
Арбитражный суд правомерно отказал заявителю в его требовании о признании недействительной регистрации ООО по мотивам неоплаты им госпошлины, поскольку вопрос о ее неоплате может быть разрешен позднее в административном порядке, предусмотренном, в частности, ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также ст. 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Следует заметить в данном случае и о том, что оснований для нерегистрации ООО в данном случае не имелось, так как данным обществом были предоставлены в налоговую инспекцию все необходимые документы, а налоговая служба не вправе при регистрации заниматься правовой экспертизой представленных ему на регистрацию документов.
4. Возможность уплаты государственной пошлины за заявителя иным лицом законодательством прямо не предусмотрена
В силу ст.12, 14, 17, 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" условием совершения регистрирующим органом юридически значимых действий является их оплата государственной пошлиной.
Из положений ст. 45, 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно уплатить ее в бюджет. Возможность уплаты государственной пошлины за заявителя иным лицом законодательством прямо не предусмотрена.
5. Незаконность действия (бездействия) налогового органа не включена в перечень оснований для возврата государственной пошлины
Как следует из материалов дела, истец обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица.
В обоснование размера понесенных убытков истец указал на оплату государственной пошлины при совершении регистрации общества.
В отношении оплаты государственной пошлины требования удовлетворению не подлежат, так как незаконность действий (бездействия) государственного органа не включена в установленный п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации перечень оснований для возврата государственной пошлины. Как решение о государственной регистрации юридического лица, так и решение об отказе в государственной регистрации юридического лица признаются юридически значимыми действиями регистрирующего органа.
6. Закон не исключает уплаты государственной пошлины физическим лицом, действующим от имени лица, уполномоченного подать заявление о государственной регистрации юридического лица
Нормы налогового законодательства не исключают уплаты государственной пошлины физическим лицом, действующим от имени лица, уполномоченного подать заявление о государственной регистрации юридического лица.
7. Отказ в государственной регистрации не является актом, за совершение которого взимается государственная пошлина
Вывод арбитражного суда о том, что отказ в государственной регистрации не является актом, за совершение которого взимается государственная пошлина, является правомерным.
8. Невозврат государственной пошлины в связи с неправомерным отказом в регистрации является прямым убытком для налогоплательщика, причиненного по вине должностных лиц государственного органа
В связи с неправомерным отказом налоговым органом в государственной регистрации юридического лица по первоначальному заявлению и невозвратом уплаченной им государственной пошлины в сумме 4 000 рублей за совершение действий, связанных с государственной регистрацией, указанная сумма денежных средств для заявителя является прямыми убытками, причиненными по вине должностных лиц государственного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 8 августа 2001 г. 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и ИП".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, М. Михайлевской, М.Р. Азымовой.