Энциклопедия судебной практики
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
(Ст. 12 ЖК)
1. Распределение сверхнормативного расхода электрической энергии в жилых помещениях многоквартирного дома федеральным законодательством не урегулировано
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2009 г. N 11-Г09-14
В силу п. 16 статьи 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы, однако вопросы, касающиеся порядка распределения сверхнормативного расхода электрической энергии в жилых помещениях многоквартирного дома, федеральным законодательством не урегулированы.
2. Министр обороны РФ вправе издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления закрепленных за его ведомством жилых помещений
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 18 августа 2009 г. N КАС09-367
Военная коллегия, проанализировав положения ч. 5 ст. 5, п. 6 ст. 12 ЖК РФ, а также пункты 7 и 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, в решении обоснованно указала, что министр обороны Российской Федерации имеет право издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за этим ведомством, в том числе устанавливать орган, на основании решения которого военнослужащим, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), предоставляются жилые помещения.
Апелляционное определение Московского городского суда от 24 декабря 2015 г. N 33-44852/15
Приведенные нормы [ч. 5 ст. 5, п. 6 ст. 12 ЖК РФ, пункты 7 и 8 Положения о Министерстве обороны РФ, утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082] свидетельствуют о наличии у министра обороны права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны, включая регламентирование вопросов, связанных с принятием решений о предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Согласно пункту 5 статьи 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. При этом пункт 6 статьи 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента РФ, также относит к компетенции органов государственной власти РФ.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082) это министерство осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности и в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесённым к его компетенции, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. Министерство обороны РФ также осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закреплённым за Минобороны России, в соответствии с его назначением.
Приведённые нормы свидетельствуют о наличии у министра обороны РФ права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закреплённых за Министерством обороны Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенных норм [ч. 5 ст. 5, п. 6 ст. 12 ЖК РФ, пункты 7 и 8 Положения о Министерстве обороны РФ, утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082] суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Министерство обороны РФ вправе издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны РФ, включая регламентирование вопросов, связанных с выдачей ордеров на эти жилые помещения (заключение договоров социального найма).
3. Органы государственной власти РФ вправе устанавливать содержание платежного документа
Содержание платежного документа может быть установлено органами государственной власти РФ в соответствии с п. 16 ст. 12 ЖК РФ, согласно которому к полномочиям государственной власти РФ в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
4. Предоставление жилых помещений не относится к полномочиям органов государственной власти РФ
Кассационное определение Московского городского суда от 24 февраля 2012 N 33-5848/12
Ст. 12 ЖК РФ и в ранее действовавшей редакции, и в редакции, действующей в настоящее время, не относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений предоставление жилых помещений.
5. Органы государственной власти РФ не вправе устанавливать правила купли-продажи помещений
Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 31 января 2007 г. N 44г-42/07
Статья 12 ЖК РФ не относит к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений вопросы определения порядка предоставления жилых помещений по договорам купли-продажи, в связи с чем субъект Российской Федерации вправе был предусмотреть возможность продажи жилых помещений иным категориям граждан, кроме указанных в п. 3 ст. 59 ЖК РФ.
6. Перечень полномочий органов государственной власти РФ в области жилищных отношений, установленный ст. 12 ЖК РФ, не является исчерпывающим
Решение Верховного Суда РФ от 11 октября 2006 г. N ВКПИ06-68
Статьями 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации решаются вопросы распределения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений. Причем, как следует из пункта 18 статьи 12 и пункта 9 статьи 13, перечень этих вопросов не является исчерпывающим.
7. Установление законом субъекта РФ нового вида административной ответственности за правонарушения по жилищным правоотношениям, регулирование которых отнесено к ведению РФ, незаконно
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2005 г. N 58-Г05-19
Анализ ст. ст. 4.18, 4.19, 4.20 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях в совокупности с положениями ст. 12 ЖК РФ и содержанием ст. 1.3, 7.21, 7.22 КоАП РФ, а также нормами подп. 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" свидетельствует о том, что законом субъекта Российской Федерации установлен новый вид административной ответственности за правонарушения по жилищным правоотношениям, регулирование которых отнесено к ведению Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении заявленных требований сделан правильно, что убедительно мотивировано в решении суда.
8. Регулирование вопросов владения, пользования и распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 26 декабря 2008 г. N 4-П
Жилищным кодексом Российской Федерации (статьи 12, 13, 14) регулирование вопросов владения, пользования и распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме отнесено к полномочиям органов государственной власти, а не органов местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.