Энциклопедия судебной практики
Предоставление жилого помещения по договору социального найма
(Ст. 49 ЖК)
1. Общие условия применения ст. 49 ЖК РФ
1.1. Жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться по договору социального найма исключительно гражданам РФ
По смыслу приведенных положений жилищного законодательства [в т.ч. ст. 49 ЖК РФ] жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться по договору социального найма при соблюдении установленных в них условий и исключительно гражданам Российской Федерации.
1.2. Договор социального найма может быть заключен с наймодателем жилого помещения только государственного или муниципального жилищного фонда
Исходя из положений пункта 1 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения может быть заключен с наймодателем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, истцы же проживали в спорном жилом помещении на основании договоров коммерческого найма жилого помещения.
1.3. Основанием для занятия жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде является договор социального найма
Апелляционное определение Московского городского суда от 06 июня 2016 г. N 33-22044/16
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ основанием для занятия жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде является договор социального найма.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ основанием для занятия жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде является договор социального найма.
Согласно ст. 49 ЖК РФ основанием для занятия жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде является договор социального найма.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ основанием для занятия жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде является договор социального найма.
1.4. В случае предоставления гражданину жилого помещения в порядке ст. 49 ЖК РФ из государственного жилищного фонда орган местного самоуправления обязан поставить такого гражданина на соответствующий учет
Постановление Президиума Ростовского областного суда от 24 февраля 2011 г.
Само по себе то обстоятельство, что той категории граждан, к которой относится истец, в силу ч. 2, 3 ст. 49 ЖК РФ предоставляется жилое помещение не муниципального, а государственного жилищного фонда, не означает, что постановка на соответствующий учет такого гражданина не входит в обязанности органа местного самоуправления.
1.5. При отсутствии в жилищном фонде субъекта РФ свободных изолированных жилых помещений обеспечение жилым помещением в порядке ст. 49 ЖК РФ может осуществляться органами местного самоуправления
Исходя из положений п. 1 ст. 49 ЖК РФ в случае отсутствия в жилищном фонде области свободных изолированных жилых помещений обеспечение жилым помещением может осуществляться органами местного самоуправления.
1.6. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы не входит в перечень нормативных правовых актов, указанных в п. 3 ст. 49 ЖК РФ
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы и не определяют право сотрудников уголовно-исполнительной системы на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, а регулируют отношения, связанные с предоставлением им социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, а также не входят в перечень нормативных правовых актов, указанных в п. 3 ст. 49 ЖК РФ.
1.7. ЖК РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения в порядке ст. 49 ЖК РФ недействительным
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 мая 2015 г. N 41-КГ15-9
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
ЖК РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
Апелляционное определение Московского городского суда от 24 декабря 2015 г. N 33-44852/15
Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
2. Категории граждан, которым в соответствии со ст. 49 ЖК РФ предоставляются жилые помещения
2.1. ст. 49 ЖК РФ определяет исчерпывающий перечень категорий граждан, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма
Апелляционное определение СК Пензенского областного суда от 16 июля 2013 г. N 33-1748
Статья 49 ЖК РФ определяет исчерпывающий перечень категорий граждан, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу
2.2. ст. 49 ЖК РФ не содержит перечня категорий граждан, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма
Статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит перечень категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений из государственного жилищного фонда, имеет отсылочный характер.
2.3. Участник ликвидации последствий чернобыльской катастрофы согласно ст. 49 ЖК РФ относится к "другим категориям граждан", в отношении которых существует специальное правовое регулирование
Постановление Президиума Ростовского областного суда от 24 февраля 2011 г.
Участник ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, признанный инвалидом 2 группы с утратой трудоспособности 80%, в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ относится к "другим категориям граждан", в отношении которых существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного фонда и не требующее признания их малоимущими для реализации этого права.
2.4. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно ст. 49 ЖК РФ относятся к "иным категориям граждан"
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат обеспечению жильем в качестве "иной категории граждан", указанной в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ и п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" в государственном жилищном фонде за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики (ч. 1 данной статьи).
2.5. Наличие у детей-сирот жилого помещения менее учетной нормы не является препятствием для предоставления жилого помещения по ст. 49 ЖК РФ
Из [ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ] следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение жилого помещения, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
2.6. Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем в порядке ст. 49 ЖК РФ как "иные категории граждан"
Определение Ленинградского областного суда от 27 октября 2011 г. N 33-5315/2011
Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные ФЗ "О ветеранах".
2.7. Для обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, признание их малоимущими не требуется
Указанные лица [участники Великой Отечественной войны, члены погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий], имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем независимо от их имущественного положения (то есть признание их малоимущими (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ) не требуется).
3. Особенности предоставления жилых помещений в порядке ст. 49 ЖК РФ
3.1. Для предоставления жилья по договору социального найма необходимо наличие двух юридических фактов: малоимущность и нуждаемость в жилом помещении
По смыслу [ст. 49 ЖК РФ] право быть принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по общему правилу может быть реализовано только при наличии двух условий: гражданин признан малоимущим и имеются основания признания такого гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
3.2. Для применения ст. 49 ЖК РФ необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, даже если он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 марта 2013 г. N 85-КГ12-4
Исходя из [ст.ст. 49, 57 ЖК РФ] в их взаимосвязи предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с частью 2 статьи 49, статьи 52, части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ в их взаимосвязи признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и малоимущим является необходимым элементом юридического состава, порождающего субъективное право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, в том числе вне очереди.
3.3. Предоставление вместо жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, других жилых помещений по договору социального найма возможно лишь в случае признания соответствующих граждан нуждающимися в жилых помещениях и малоимущими
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 марта 2017 г. N 74-КГ17-2
Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) истец и его семья не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
При этом судами не учтен тот факт, что на момент заявления истцом требований о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке истец и его семья были обеспечены жильем в маневренном фонде.
3.4. Само по себе признание жилого дома непригодным для проживания не влечет автоматически предоставления жилого помещения по договору социального найма
Сами по себе признание жилого дома непригодного для проживания без соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), сохранение регистрации в доме, признанном непригодным для проживания, не влекут автоматически предоставление жилого помещения истцам по договору социального найма вне очереди.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что признание жилого помещения непригодным для проживания, не влечет автоматически внеочередное предоставление жилого помещения истцу и членам ее семьи по договору социального найма. Семья истицы не признана малоимущей и не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем право на внеочередное предоставление жилья истица не имеет.
Само по себе признание индивидуального жилого дома непригодным для проживания без соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), вопреки доводам апелляционной жалобы, не влечет автоматически предоставление жилого помещения истицу и членам ее семьи по договору социального найма.
В случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
3.5. Для предоставления жилого помещения по договору социального найма наряду с проживанием лица в служебном жилом помещении необходимо признание его малоимущим
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцы должны быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как проживают в служебном жилье, судебная коллегия полагает несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального закона, поскольку в силу ст. 49 ЖК РФ наряду с проживанием в служебном жилом помещении истцы должны быть признаны малоимущими, однако таковыми в установленном законом порядке истцы признаны не были, что ими не оспаривается.
3.6. При предоставлении в пользование жилых помещений, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, не требуется соблюдения требований ст.ст. 49, 52 ЖК РФ
Устанавливая правило о применении норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавшим государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях, федеральный законодатель не связывает применение указанных норм с тем, чтобы при вселении граждан в такие жилые помещения были соблюдены требования статей 49, 52 Жилищного кодекса РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2025 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.