Энциклопедия судебной практики
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
(Ст. 54 ЖК)
1. Перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является исчерпывающим
Статья 54 ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда гражданам может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях приведен в части первой статьи 54 ЖК РФ.
Основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся и жилых помещениях предусмотрены ст. 54 ЖК РФ.
Перечень оснований, указанных в ст. 54 ЖК РФ, расширительному толковании не подлежит.
Статьей 54 ЖК РФ дан исчерпывающий перечень случаев для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Апелляционное определение Московского городского суда от 18 августа 2015 г. N 33-28915/15
Перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, содержащийся в статье 54 ЖК РФ, является исчерпывающим.
Перечень оснований, указанных в ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, расширительному толковании не подлежит.
Статьей 54 ЖК Российской Федерации предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, и является исчерпывающим.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятие с таких учетов регулируются ст. 54, 56 ЖК РФ. Перечень оснований для отказа в постановке на учет, также снятие с учета является исчерпывающим.
Статья 54 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит закрытый перечень случаев, когда гражданам может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Подраздел III "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений" раздела II ГПК РФ, включающий в себя гл. 25, утратил силу с 15 сентября 2015 г.
2. Решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях оспариваются в порядке главы 25 ГПК РФ
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2005 г. (по гражданским делам) (вопрос 13)
Статья 247 ГПК РФ содержит общие положения, которые распространяются на все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе и при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и предусматривает, что при наличии спора о праве поданное гражданином заявление должно рассматриваться в порядке искового производства, а не по правилам главы 25 ГПК РФ.
На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления.
Исходя из изложенного решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления. Исходя из изложенного решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что заявителем не представлено доказательств, необходимых для признания ее нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что судом существенно нарушены нормы процессуального права, поскольку гражданское дело рассмотрено в порядке искового производства, тогда как, по мнению заявителя жалобы, дело подлежало рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, судебная коллегия признает несостоятельными.
Правильное определение ими вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Суд из существа заявленных требований и характера правоотношений обоснованно установил наличие спора о праве, в связи с чем правомерно рассмотрел дело в порядке искового производства, что не повлекло нарушение каких-либо процессуальных прав заявителя и не привело к неправильному разрешению дела.
На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа, осуществляющего принятие на учет.
Исходя из изложенного, решение соответствующего органа о снятии гражданина с учета нуждающихся в жилых помещениях либо об отказе в принятии на такой учет может быть оспорено в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления.
Исходя из изложенного, решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Истица обратилась в суд с заявлением, просила признать незаконным отказ Администрации в признании ее нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма; в порядке восстановления нарушенного права просила обязать администрацию района принять заявителя на соответствующий учет.
Истицей заявлены только требования, связанные с оспариванием принятого государственным органом решения, и применении последствий признания такого решения незаконным.
Между заявителем и администрацией района не имеется материального спора о праве, вопрос о правах на индивидуально определенный объект недвижимости в заявлении также не ставится, в связи с чем заявление подлежало разрешению по правилам главы 25 ГПК РФ.
Истец, действующий по доверенности, обратился в суд в порядке ст. 254 ГПК РФ с заявлением к Администрации МО о признании незаконным и отмене решения жилищно-бытовой комиссии Администрации и постановления Администрации МО об отказе в признании лица, нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности на Администрацию МО признать лицо нуждающейся в жилом помещении и принять на учет лицо, нуждающееся в жилом помещении как вдову участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с даты подачи заявления.
Разрешая спор, суд руководствовался положениями главы 25 ГПК РФ, ст.ст. 52, 54 ЖК РФ, Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Удмуртской Республики N 58-РЗ от 19 октября 2005 года "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Вне зависимости от формы обращения в суд, решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
3. Отказ в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях помимо ссылки на норму права должен содержать указание на конкретные обстоятельства в обоснование этого отказа
В соответствии с ч. 2 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Таким образом, решение об отказе в принятии на учет должно быть мотивированным, т.е. должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на допущенные нарушения.
Из данной нормы следует, что ссылка на норму права должна быть приведена в составе обоснования такого отказа, что не исключает необходимость мотивировать такой отказ с учетом конкретных обстоятельств, обосновывая правомерность отказа в принятии на учет.
4. Умышленное ухудшение жилищных условий является основанием для отказа гражданину в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений
Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 2701-О
Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (ч. 2 ст. 54 ЖК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При этом ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
5. Отказ в порядке ст. 54 ЖК РФ будет обоснованным, если площадь жилого помещения, в котором проживает гражданин, претендующий на улучшение жилищных условий, больше установленной учетной нормы площади жилого помещения
Письмом администрация сообщила истице о том, что решением районной жилищной комиссии ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку уровень ее обеспеченности общей площадью жилого помещения составляет более учетной нормы.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент обращения истицы с заявлением в администрацию отсутствовали правовые основания для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке в очередь на получение жилой площади.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.
Суд первой инстанции, рассматривая требования истицы о признании незаконным решения [уполномоченного органа], пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, сославшись на постановление главы МО "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения", в соответствии с которым учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 12 кв. м общей площади на одного человека.
Из представленной заявителем справки следует, что общий процент физического износа дома составляет 55%. Площадь же самого дома составляет 31,3 кв. м. Учитывая, что дом является пригодным для проживания и с учетом его площади, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания заявителя нуждающийся в жилом помещении.
6. В спорах по ст. 54 ЖК РФ суд обязан исследовать все основания для отказа гражданину в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 5 апреля 2011 г. N 4746
То обстоятельство, что отказ администрации района был обоснован только п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, из которого следует, что представленные документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку жилищная обеспеченность превышает учетную норму площади жилого помещения, не освобождало суд от исследования иных оснований, предусмотренных ст. 54 ЖК РФ, для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку установление таких оснований препятствует удовлетворению требований заявителя.
7. Не является основанием для отказа в порядке ст. 54 ЖК РФ неуказание одинокой матерью в соответствующем заявлении о наличии у нее несовершеннолетних детей
Из материалов дела видно, что постановлением администрации отказано в принятии истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с указанием на пункт 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ.
Разрешая возникший спор, суд исходил из того, что оспариваемое заявителем постановление принято вопреки собранным документам, подтверждающим жилищное и имущественное положение истицы, проживающей совместно с несовершеннолетним сыном. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, является в силу ст. 20 ГК РФ место жительства их законных представителей, несовершеннолетние дети являются членами семьи своих родителей. Заявитель признана одинокой матерью, поэтому судом установлено, что истица фактически проживает по одному месту жительства со своим сыном, принадлежащего на каком-либо вещном праве жилого помещения заявитель не имеет, с ней не заключен договор социального найма. Отсутствие регистрации по месту жительства у сына только подтверждает факт нуждаемости в жилом помещении и затруднительное материальное положение семьи. Выводы органа местного самоуправления, изложенные в постановлении, признаны судом немотивированными. Само по себе неуказание в заявлении о постановке на учет о наличии у истицы несовершеннолетнего сына не означает, что семья состоит из нее самой, поскольку к заявлению приложены документы о наличии сына и отсутствии у семьи жилья. Исходя из обоснования принятого постановления и представленных документов суд пришел к выводу о необходимости признания постановления противоречащим закону и обязал администрацию города вынести постановление о принятии заявителя и ее сына на учет.
8. Военнослужащему не может быть отказано в признании его нуждающимся в жилом помещении по мотивам отсутствия справки о сдаче жилого помещения в квартирно-эксплуатационную часть по прежнему месту службы, если такая справка объективно не может быть предоставлена военнослужащим по не зависящим от него причинам
Решение Верховного Суда РФ от 25 февраля 2010 г. N ВКГПИ10-7
В то же время, по смыслу абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", признание военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений должно осуществляться в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Поэтому, если военнослужащий и члены его семьи отвечают требованиям указанной статьи, то оснований для отказа в признании их нуждающимися в получении жилых помещений при соблюдении положений ст. 54 Жилищного кодекса РФ не имеется.
Таким образом, военнослужащему не может быть отказано в признании его нуждающимся в получении жилого помещения по мотивам отсутствия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ [квартирно-эксплуатационную часть] района по прежнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена военнослужащим по не зависящим от него причинам, но имеются другие данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилого помещения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 декабря 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.