Энциклопедия судебной практики
Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений
(Ст. 14 ЖК)
1. Общие вопросы применения ст. 14 ЖК РФ
1.1. Указанный в ст. 14 ЖК РФ перечень полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений не является исчерпывающим
Решение Верховного Суда РФ от 16 сентября 2015 г. N АКПИ15-956
Нельзя признать состоятельным довод административного истца о противоречии пункта 2 Положения пункту 1 части 1 статьи 14 ЖК РФ, конкретизирующему полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, поскольку к их полномочиям отнесены не только вопросы регулирования отношений, связанных с муниципальным жилищным фондом, а также и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, поименованным Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 2 февраля 2016 г. N АПЛ15-615
Правильно отвергнут судом довод административного истца о противоречии пункта 2 Положения [о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47] пункту 1 части 1 статьи 14 ЖК РФ, конкретизирующему полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, поскольку к их полномочиям отнесены не только вопросы регулирования отношений, связанных с муниципальным жилищным фондом, а также и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, поименованным Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
По смыслу статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся не только вопросы, перечисленные в указанной статье, но и иные вопросы, отнесённые к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений настоящим Кодексом.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2014 г. N 78-АПГ14-35
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены статьёй 13 и частью 2 статьи 14 Кодекса, при этом данный перечень исчерпывающим не является.
Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2015 г. N 32-П
Приведенный в статье [14 ЖК РФ] перечень полномочий не является исчерпывающим, в него входят также и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, данным Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 10 части 1 статьи 14).
2. Вопросы, относящиеся к компетенции органов местного самоуправления
2.1. Органы местного самоуправления вправе производить осмотр жилых помещений, в отношении которых имеется информация о самовольных перепланировках и переустройствах
В соответствии с пунктами 7, 9 и 9.1 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями в области жилищных отношений по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений; осуществлению муниципального жилищного контроля; определению порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки.
Обеспечение органом местного самоуправления контроля за муниципальным жилым фондом выражается в первую очередь в обеспечении его сохранности.
Поскольку в результате самовольных перепланировок и переустройства в жилых помещениях могут нарушаться права и законные интересы проживающих в домах граждан, администрация в целях недопущения создания угрозы их жизни и здоровью обязана реагировать на поступившую информацию о таких нарушениях и производить осмотр жилых помещений.
Осуществление препятствий в исполнении администрацией города возложенных на нее функций в виде непредставления доступа в жилое помещение нарушает права всех проживающих в многоквартирном жилом доме граждан.
2.2. Закон допускает право органа местного самоуправления на сохранение произведенной самовольно перепланировки и переустройства жилого помещения в перепланированном состоянии
Положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Положения статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат запрет и не исключают полномочия органа местного самоуправления согласовать самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить помещение в существующем состоянии.
Положения статьи 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 14, статей 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Положения ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Положения статьи 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 7 части 1 ст. 14 статей 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 7 части 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Статья 29 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат запрета и не исключает полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 14, статей 26-28 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
Положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии.
2.3. Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срок отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
2.4. Полномочие органа местного самоуправления по признанию жилых помещений непригодными для проживания реализуется путем создания соответствующей межведомственной комиссии
Законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.
Содержащееся в п. 8 ст. 14 ЖК РФ полномочие органа местного самоуправления по признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда [непригодными для проживания] реализуется через создание межведомственной комиссии.
2.5. Специального закона субъекта РФ о наделении органов местного самоуправления полномочиями по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не требуется
Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 г. N 551-О-О
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2017 г. N 16-КГ16-52
Ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учёта не требуется.
Постановление Президиума Омского областного суда от 16 января 2017 г. по делу N 4Г-2432/2016
Ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ возлагается на органы местного самоуправления, наличия же специального закона соответствующего субъекта РФ о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учёта не требуется.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учёта не требуется.
Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
2.6. Органы местного самоуправления вправе изменять назначение здания
Законодательством не урегулирован порядок изменения назначения здания с "жилого дома" на "многоквартирный".
В связи с указанными обстоятельствами суд руководствовался положениями части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (аналогия закона) и пришел к выводу о том, что к компетенции органа местного самоуправления относится изменение назначения помещения (перевод из нежилого в жилое, из жилого в нежилое), в связи с чем по аналогии закона к его компетенции относится также и решение вопроса об изменении статуса объекта недвижимого имущества.
Федеральным законодательством не урегулирован порядок изменения назначения здания с "многоквартирного" на "индивидуальный жилой дом".
В связи с указанными обстоятельствами суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации и пришел к правильному выводу о том, что к компетенции органа местного самоуправления относится изменение назначения помещения (перевод из нежилого в жилое, из жилого в нежилое), в связи с чем по аналогии закона к его компетенции относится также и решение вопроса об изменении статуса объекта недвижимого имущества.
2.7. Органы местного самоуправления вправе осуществлять контроль за использованием и сохранностью только муниципального жилья, а не всего жилого фонда города
Органы местного самоуправления наделены полномочиями осуществлять контроль за использованием и сохранностью только в отношении муниципального жилья, а не всего жилого фонда города, в связи с чем они имеют права наравне с другими собственниками жилья. Иные полномочия органов местного самоуправления по установлению контроля за реализацией другими собственниками прав по управлению жилым домом законодательством не предусмотрены.
Органы местного самоуправления наделены полномочиями осуществлять контроль за использованием и сохранностью только в отношении муниципального жилья, а не всего жилого фонда города, в связи с чем они имеют права наравне с другими собственниками жилья. Иные полномочия органов местного самоуправления по установлению контроля за реализацией другими собственниками прав по управлению жилым домом законодательством не предусмотрены.
2.8. На органы местного самоуправления возложена обязанность по формированию маневренного жилого фонда
Суд правомерно пришел к выводу о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения).
Вопреки доводам жалобы о том, что ни истцом, не ответчиком не указано на конкретный нормативно-правовой акт, который содержал бы обязанность органа местного самоуправления по созданию маневренного жилищного фонда, статья 15 ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в совокупности с иными приведенными в решении суда нормами [п. 6, п. 7, п. 8, п. 9 статьи 14 ФЗ N 131-ФЗ от 06.10. 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ", п. 1, п. 9 ст. 14, ст. 95 ЖК РФ] обосновывает вывод суда о необходимости возложения обязанности по созданию маневренного жилищного фонда на собственника муниципального жилья.
Некоторые суды не признают за органами местного самоуправления обязанность по созданию маневренного фонда.
2.8.1. Формирование маневренного фонда не является обязанностью органов местного самоуправления
Положения [п. п. 1, 4, 5, 8 ст. 14, ст. 19, ст. 92, ст. 95 ГК ЖК РФ] не указывают на обязанность органа местного самоуправления создания маневренного фонда.
Отнесение указанных полномочий к числу собственных, которые органы местного самоуправления должны осуществлять обязательно за свой счет, неправомерно.
Суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные прокурором требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не содержат ссылок на нормы права, непосредственно обязывающие администрацию к созданию маневренного фонда.
3. Вопросы, не относящиеся к компетенции органов местного самоуправления
3.1. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать порядок признания жилых помещений непригодными для проживания и порядок перевода жилых помещений муниципального фонда в нежилые
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 24 мая 2005 г.
К полномочиям органов местного самоуправления относится не регулирование порядка перевода жилых помещений в нежилые, а принятие в установленном федеральным законодательством порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые. Регулируя же вопрос о содержании заявления, в частности, обязывая заявителя указывать цель перевода, а также предполагаемые формы и способы использования помещения, орган местного самоуправления выходит за пределы своих полномочий, определенных законодательством, и вмешивается в компетенцию органов государственной власти.
Анализ норм [п. п. 6, 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ] позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению порядка признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания и порядка перевода жилых домов и жилых помещений муниципального фонда в нежилые.
3.2. ЖК РФ не наделяет органы местного самоуправления какими-либо полномочиями по бесплатной передаче в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в муниципальном жилищном фонде
Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2015 г. N 32-П
Положения Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющие полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, не наделяют указанные органы публичной власти какими-либо полномочиями по бесплатной передаче в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в муниципальном жилищном фонде (статья 14).
3.3. ЖК РФ не наделяет органы местного самоуправления какими-либо полномочиями по обеспечению проведения капитального ремонта жилых домов
Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 24 марта 2015 г. N 31-П
Статья 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющая полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, не наделяет указанные органы публичной власти какими-либо полномочиями по обеспечению проведения капитального ремонта жилых домов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.