Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия судебной практики. Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (Ст. 8.1 ГрК)

Энциклопедия судебной практики
Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности
(Ст. 8.1. ГрК)


1. Предметом градостроительного контроля является проверка соблюдения правил и норм, установленных федеральным законодателем


Решение Калининградского областного суда от 16 сентября 2010 г. N 3-46/2010

Поскольку в силу ч. 1 ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом градостроительного контроля является проверка соблюдения процедур подготовки, утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, установленных нормами действующего Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также проверка соответствия нормативных правовых актов градостроительному законодательству, основанному на Градостроительном кодексе Российской Федерации, и сроков их приведения в соответствии с требованиями Кодекса, предмет градостроительного контроля сводится к проверке соблюдения правил и норм, установленных федеральным законодателем.


2. Органы исполнительной власти субъекта РФ не вправе осуществлять самостоятельное правовое регулирование в сфере осуществления контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности


Решение Калининградского областного суда от 16 сентября 2010 г. N 3-46/2010

Поскольку в ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплены нормы, которые устанавливают права и обязанности должностных лиц органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, и имеют прямое действие на территории Российской Федерации, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять самостоятельное правовое регулирование в рассматриваемой сфере, необоснованно расширяя переданные Российской Федерацией полномочия по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности.


3. Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, не наделены полномочиями по привлечению лиц к административной ответственности за нарушение норм, являющихся предметом градостроительного контроля


Решение Калининградского областного суда от 16 сентября 2010 г. N 3-46/2010

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, принимают меры, необходимые для привлечения руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в силу прямого указания норм действующего градостроительного законодательства должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, не наделены полномочиями по привлечению лиц к административной ответственности за нарушение норм, являющихся предметом градостроительного контроля.


4. Ст. 8.1 ГрК РФ не предусматривает возможности проведения уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ проверки документации по планировке территории до ее утверждения


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2008 г. N 9-Г08-19

Признавая второе предложение приведенной нормы закона недействующей, суд пришел к выводу о том, что положения статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривают проведение проверки уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации документации по планировке территории до ее утверждения.


5. Предписания, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 8.1 ГрК РФ, должны содержать только законные требования: на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 мая 2015 г. N Ф04-18342/15 по делу N А75-6978/2014

Согласно части 3 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны в том числе направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений.

Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.


6. Предписания, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 8.1 ГрК РФ, должны быть реально исполнимыми


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 мая 2015 г. N Ф04-18342/15 по делу N А75-6978/2014

Согласно части 3 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны в том числе направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определённый срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).


7. Предписания, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 8.1 ГрК РФ, должны содержать конкретные указания и четкие формулировки относительно действий, направленных на прекращение и устранение выявленного нарушения, которые необходимо совершить исполнителю


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 мая 2015 г. N Ф04-18342/15 по делу N А75-6978/2014

Согласно части 3 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны в том числе направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений.

Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, чёткие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, чётким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на апрель 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.