Энциклопедия судебной практики
Компенсационный фонд саморегулируемой организации
(Ст. 55.16 ГрК)
1. Общая характеристика положений ст. 55.16 ГрК РФ
1.1. Положения ст. 55.16 ГрК РФ о субсидиарной ответственности СРО распространяются исключительно на деликтную ответственность
Суды пришли к выводу, что положения статей 55.16, 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации о субсидиарной ответственности саморегулируемых организаций распространяются исключительно на деликтную ответственность.
Положения статей 55.16, 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации о субсидиарной ответственности саморегулируемых организаций распространяются исключительно на деликтную ответственность.
1.2. Неполучение членом СРО свидетельства о допуске к работам по строительству и реконструкции объектов капитального строительства не является основанием для возвращения ему взноса в компенсационный фонд
Неполучение ООО свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства не является основанием для возвращения истцу взноса в компенсационный фонд, так как это не предусмотрено законом.
1.3. Нормы ст. 55.16 ГрК РФ неприменимы к случаям выхода организации из объединения до получения им статуса СРО
Положения Закона о СРО и Градостроительного кодекса Российской Федерации неприменимы к спорному материальному правоотношению, так как заявление компании о выходе из состава партнерства подано до момента получения им статуса саморегулируемой организации. В связи с этим правовой режим взноса в компенсационный фонд не может быть применен к денежной сумме, перечисленной истцом ответчику.
Поскольку у партнерства отсутствует правовое основание для удержания спорной денежной суммы в связи с выходом компании из его состава до получения статуса саморегулируемой организации, вывод суда апелляционной инстанции о том, что денежные средства должны быть возвращены ответчиком истцу как неосновательное обогащение, является обоснованным.
1.4. Проценты, полученные от размещения средств компенсационного фонда, не могут использоваться членами СРО в личных целях
Действующее законодательство не устанавливает право использования в личных целях процентов, полученных от размещения средств компенсационного фонда.
1.5. Средства компенсационного фонда СРО не подлежат исключению из конкурсной массы кредитной организации, на счетах которой они находятся, при ее банкротстве
Определение Верховного Суда РФ от 24 декабря 2014 г. N 305-ЭС14-5119
В обоснование своего требования [об исключении из конкурсной массы кредитной организации средств компенсационного фонда] заявитель указал, что денежные средства являются средствами компенсационного фонда заявителя, образуемого в соответствии со статьей 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации для целей возмещения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В этой связи они имеют специальный правовой режим, не позволяющий их использовать на формирование конкурсной массы должника и дальнейшие расчеты с кредиторами кредитной организации.
Отказывая в удовлетворении требований и подтверждая правильность данного вывода, суды исходили из того, что правовых оснований для включения этих денежных средств в состав первой или второй очереди, а также для их исключения из конкурсной массы не имеется.
Нормы закона, указывающие на возможность исключения находящихся на счете в кредитной организации средств компенсационного фонда даже в случае их целевого назначения, отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявления НП [об обязании конкурсного управляющего должника включить требование кредитора в реестр требований кредиторов должника первой очереди], суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что закона, позволяющего исключить средства компенсационного фонда, размещенные на счете в кредитной организации, не существует.
В обоснование возражений на включение временной администрацией по управлению ОАО требования СРО, основанного на договоре банковского вклада и дополнительных соглашений к нему, в третью очередь реестра требований кредиторов должника СРО ссылается на то, что указанные денежные средства являются средствами компенсационного фонда некоммерческого партнерства, образуемого в соответствии со статьей 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации для целей возмещения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а поэтому они имеют специальный правовой режим, не позволяющий их использовать на формирование конкурсной массы и дальнейшие расчеты с кредиторами кредитной организации.
Руководствуясь положениями действующего законодательства и установив, что возможность исключения средств компенсационного фонда, размещенных на счете в кредитной организации, законодательно не предусмотрена, суды пришли к обоснованному и правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявления СРО.
Отказывая в удовлетворении заявления НП СРО о признании незаконным решения конкурсного управляющего ОАО относительно включения требований заявителя в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что законодательство не содержит прямого указания на исключение из конкурсной массы кредитной организации средств компенсационного фонда, созданного в соответствии с пунктом 4 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и указанные средства не являются имуществом, изъятым из оборота.
Руководствуясь положениями действующего законодательства и установив, что возможность исключения средств компенсационного фонда, размещенных на счете в кредитной организации, законодательством не предусмотрена, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
1.6. Законодательство не содержит иных способов размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, кроме предусмотренного ч. 4 ст. 55.16 ГрК РФ
В соответствии с частью 4 статьи 55.16 ГрК РФ в целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации средства такого фонда размещаются в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях.
При этом иные способы размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации Кодексом не предусмотрено.
1.7. СРО осуществляет передачу компенсационного фонда только банку, а не какому-либо иному третьему лицу
Данные нормы [ч. 5 ст. 13 Закона о саморегулируемых организациях и ч. 4 ст. 55.16 ГрК РФ] определенно предписывают совершение саморегулируемой организацией конкретных действий по передаче денежных средств банку, а не какому-либо иному третьему лицу. Передача компенсационного фонда третьим лицам будет противоречить норме части 4 статьи 55.16 ГрК РФ, цели создания компенсационного фонда и повлечет риск его утраты в случае недобросовестных действий третьих лиц.
1.8. Внесение сумм взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации является личной обязанностью каждого члена саморегулируемой организации
На основании части 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса.
Таким образом, внесение сумм взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации является личной обязанностью каждого члена саморегулируемой организации.
2. Размер компенсационного фонда
2.1. Наличие на определенную дату размера компенсационного фонда СРО, соответствующего количеству ее членов на ту же дату, не свидетельствует само по себе о соблюдении организацией требований ст. 55.16 ГрК РФ
Наличие на определенную дату размера компенсационного фонда саморегулируемой организации, соответствующее количеству членов этой саморегулируемой организации на эту же дату (даже в случае доказанности данного обстоятельства), не свидетельствует само по себе о соблюдении партнерством требований статьи 55.16 Кодекса, поскольку не означает целевое расходование средств компенсационного фонда и правомерное уменьшение его размера.
2.2. Уменьшение числа членов СРО не является основанием для уменьшения размера ее компенсационного фонда
Уменьшение числа членов партнерства не является основанием для уменьшения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации.
2.3. Принятие СРО решения об установлении новых размеров взносов в компенсационный фонд и выдаче новых свидетельств о допуске к работам не обязывает членов данной организации вносить доплату в компенсационный фонд
На момент установления общим собранием новых размеров взносов в компенсационный фонд у ответчика было свидетельство о допуске к работам. Свою обязанность по внесению взноса в компенсационный фонд ответчик исполнил надлежащим образом.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно отклонен довод истца о наличии у ответчика обязанности внести доплату в силу только факта принятия советом партнерства решения о выдаче нового свидетельства о допуске взамен ранее выданного и факта внесения соответствующих сведений в реестр членов саморегулируемой организации.
Решение о выдаче ответчику нового свидетельства истец принял на свой риск. Суды обоснованно пришли к выводу, что оснований для взыскания с ООО доплаты в компенсационный фонд партнерства не имеется.
2.4. СРО самостоятельно устанавливает размер взноса в компенсационный фонд СРО на одного члена СРО в зависимости от установления или неустановления в СРО требования к страхованию ее членами гражданской ответственности с учетом минимального размера, предусмотренного ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 55.4 Градостроительного кодекса некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии ее соответствия следующим требованиям: объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц; наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем один миллион рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем триста тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации; наличие документов, предусмотренных частью 1 статьи 55.5 Градостроительного кодекса.
Согласно пункту 1 части 7 статье 55.16 Градостроительного кодекса минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет один миллион рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, триста тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей.
Из буквального толкования названных статей Градостроительного кодекса следует, что саморегулируемая организация самостоятельно устанавливает размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации в зависимости от установления или неустановления в саморегулируемой организации требования к страхованию ее членами гражданской ответственности с учетом минимального размера, установленного статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.