Энциклопедия судебной практики. Купля-продажа. Розничная купля-продажа. Публичная оферта товара (Ст. 494 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Купля-продажа. Розничная купля-продажа. Публичная оферта товара
(Ст. 494 ГК)


1. Общие вопросы публичной оферты товара


1.1. В ст. 494 ГК РФ детализированы общие положения о публичной оферте применительно к розничной купле-продаже


Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 ноября 2014 г. N Ф03-5029/14 по делу N А59-1443/2014

Учитывая диспозицию статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой детализированы общие положения о публичной оферте применительно к розничной купли-продажи, суд правомерно указал, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, имеет значение сам факт нахождения товара в месте продажи как товара, предлагаемого к покупке, в данном случае нахождение товара на витрине кафе-бара (барной стойке), что подтверждается протоколом осмотра места происшествия, материалами фототаблиц, винными картами.


1.2. По смыслу п. 2 ст. 494 ГК РФ цена товара является существенным условием договора розничной купли-продажи


Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 июня 2015 г. по делу N 33-683/2015

По смыслу пункта 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации цена товара является существенным условием договора розничной купли-продажи.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 03 июня 2015 г. по делу N 33-5733/2015

По смыслу пункта 2 статьи 494 ГК РФ цена является существенным условием договора розничной купли-продажи.


1.3. Размещение в торговом зале товара с ценником свидетельствует о намерении продавца заключить договор розничной купли-продажи с каждым, кто к нему обратится, по цене, указанной на ценнике


Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 февраля 2016 г. по делу N 33-213/2016

Размещение в торговом зале товара с ценником свидетельствует о намерении торговой организации заключить договор розничной купли-продажи с каждым, кто к ней обратится, по цене, указанной на ценнике.


1.4. Указание на ценнике суммы первоначального взноса при приобретении товара в кредит не может быть расценено как публичная оферта на продажу товара по данной цене при наличии на ценнике розничной стоимости товара


Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 февраля 2016 г. по делу N 33-213/2016

Указание на ценнике суммы первоначального взноса в случае приобретения телефона в кредит не может быть расценено как публичная оферта на приобретение товара по данной цене при наличии на ценнике указания на розничную стоимость товара.


1.5. Антимонопольный орган может проверять наличие согласованных действий по установлению и поддержанию цен через объявленные на стендах и табло цены, а не с учетом предоставленных скидок


Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 июня 2010 г. по делу N А78-6052/2008

Антимонопольный орган был вправе проверить наличие согласованных действий по установлению и поддержанию цен через объявленные на стендах и электронных табло цены, а не с учетом предоставленных в отдельных случаях скидок.


1.6. Договор розничной купли-продажи бензина и дизельного топлива заключается на условиях объявленной цены, а реализация уже может осуществляться с применением скидок


Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 сентября 2009 г. N А10-134/2009

Размещение цены нефтепродукта является одновременно и рекламой, и публичной офертой, а скидка не является элементом цены. Публичный договор розничной купли-продажи бензина и дизельного топлива заключается именно на условиях цены, объявленной на стенде и электронных табло, а сама реализация в последующем может осуществляться с применением гибкой системы скидок для отдельных категорий потребителей.


2. Практика применения п. 2 ст. 494 ГК РФ


2.1. Выставление в месте продажи товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения, если отсутствует явное обозначение, что эти товары не предназначены для продажи


Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (пункт 19)

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 ГК РФ).


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 января 2015 г. N Ф04-13826/14 по делу N А70-4487/2014

Выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 ГК РФ).


Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 июля 2014 г. N Ф03-2862/14 по делу N А51-29305/2013

В качестве доказательства реализации в магазине, принадлежащем обществу, табачной продукции судами принят протокол осмотра помещений магазина, произведенный в присутствии двух понятых и директора магазина Кириленко Г.Н., при этом суды приняли во внимание правовую позицию Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 19 постановления от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения, в частности, как в рассматриваемой ситуации, предусмотренного статьей 14.2 КоАП РФ.


Решение Архангельского областного суда от 10 мая 2016 г. по делу N 7р-296/2016

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разъяснено, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи.


Постановление Челябинского областного суда от 17 февраля 2016 г.

Выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 ГК РФ).


Постановление Нижегородского областного суда от 18 декабря 2015 г. по делу N 4А-930/2015

Необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК РФ).


Постановление Самарского областного суда от 19 октября 2015 г. По делу N 4А-612/2015

Согласно п. 19 постановления Пленума ВС РФ (в ред. от 09.02.2012 года) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24.10.2006 года N 18 выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи.


Решение Саратовского областного суда от 15 октября 2015 г. по делу N 21-791/2015

Выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК РФ).


Решение Приморского краевого суда от 28 сентября 2015 г. по делу N 21-1083/2015

Выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи.


Решение Ростовского областного суда от 05 ноября 2014 г. по делу N 1-619/2014

Выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 Гражданского кодекса РФ).


2.2. Предложение к продаже экземпляра фонограммы лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, считается использованием исключительных прав в форме распространения


Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2007 г. N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности" (пункт 2)

С учетом положений статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации использованием исключительных прав в форме распространения является в том числе предложение к продаже экземпляра фонограммы, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу.


Постановление Суда по интеллектуальным правам от 28 октября 2015 г. N С01-933/2015 по делу N А63-7460/2014

С учетом положений статей 494 и 1324 ГК РФ использованием исключительных прав в форме распространения является в том числе предложение к продаже экземпляра фонограммы, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 30 июля 2014 г. по делу N 33-4837/2014

Судебная коллегия отмечает, что с учетом положений ст. 494, ч. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием исключительных прав в форме распространения является в том числе предложение к продаже экземпляра диска, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу.


2.3. Предложение к продаже экземпляра журнала лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, считается использованием исключительных прав в форме распространения


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2012 г. N Ф05-6980/12 по делу N А41-28571/2011

Использованием исключительных прав в форме распространения является в том числе предложение к продаже экземпляра указанного журнала, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу.


2.4. Предложение к продаже экземпляра произведения лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, считается использованием исключительных прав в форме распространения


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 марта 2013 г. N Ф04-177/13 по делу N А70-2868/2012

Предложение к продаже экземпляра произведения, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, является использованием исключительных прав в форме распространения.


Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 мая 2011 г. N Ф09-2316/11

Предложение к продаже экземпляра произведения, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, является использованием исключительных прав в форме распространения.


2.5. Нахождение товара на витрине при наличии свободного доступа в торговый павильон само по себе свидетельствует об осуществлении торговли данным товаром


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 апреля 2016 г. N Ф04-114/16 по делу N А45-11556/2015

Довод подателя жалобы об отсутствии фактов реализации данных товаров является несостоятельным, поскольку выставление товара на витрине без указаний на то, что соответствующие товары не подлежат продаже, в силу пункта 1 статьи 435, пункта 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации признается публичной офертой и свидетельствует о предложении потребителям приобрести товар.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 октября 2015 г. N Ф05-14790/15 по делу N А40-43793/2015

В кассационной жалобе ООО приводит доводы со ссылкой на часть 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации об отсутствии факта реализации алкогольной продукции, поскольку выставление товара в торговом зале не означает осуществление последним публичной оферты розничной продажи.

В силу [ч. 2 ст. 494 ГК РФ] выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

В настоящем случае нахождение в торговом зале магазина алкогольной продукции общества расценено судами как публичная оферта.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 октября 2015 г. N Ф06-32/15 по делу N А65-6323/2015

Факт нахождения на витринах алкогольной продукции, которые располагались на витрине, предназначенная для продажи, обществом не оспаривается.

В силу статьи 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором и согласно статье 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Материалами дела установлено, что выставленная обществом алкогольная продукция на витрине имела ценники и свободный доступ покупателей, что свидетельствует о том, что ее реализация является незаконной.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 мая 2015 г. N Ф08-2100/15 по делу N А63-7940/2014

Судебные инстанции на основании исследования и оценки, представленных в материалы дела доказательств, установили, что общество реализовало в розницу алкогольную продукцию без товарно-транспортных накладных, справок, прилагаемых к товарно-транспортным накладным, а также сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, удостоверений о качестве продукции.

Алкогольная продукция находилась на витрине и предлагалась к реализации. Данный факт общество по существу не оспаривает.

В соответствии со статьей 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной продажи продавец обязуется передать товар в собственность покупателю, а последний - ее оплатить. Пунктом 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выставление товаров в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.), демонстрация их образцов признается публичной офертой - предложением о передаче товаров в собственность и соответственно свидетельствует о совершении продавцом действий по розничной продаже указанных товаров.


Решение Липецкого областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 7-118/2014

Исходя из содержания [ч. 2 ст. 494 ГК РФ] при отсутствии явного указания об обратном выставление товаров в торговых объектах признается их выкладкой или демонстрацией в рамках публичной оферты.

Поскольку на момент проверки доступ в торговый павильон был свободен, а пиво находилось на витрине, такая обстановка уже сама по себе свидетельствовала об осуществлении торговли пивом.


2.6. Предоставление сведений о табачной продукции в соответствии с нормативными актами свидетельствует о ее реализации в магазине


Решение Архангельского областного суда от 23 июня 2015 г. по делу N 7п-145/2015

Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.

Согласно материалам дела информация о табачной продукции в магазине ООО предлагалась для реализации посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции. Перечень был изъят в ходе проведения осмотра.

Таким образом, предоставление сведений о табачной продукции в соответствии с указанными нормативными актами свидетельствует о ее реализации в магазине. Место фактического нахождения данной продукции правового значения не имеет.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.