Энциклопедия судебной практики
Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица
(Ст. 12 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")
1. Полномочий на устранение по собственной инициативе выявленных в заявлении о регистрации юридического лица противоречий у регистрирующего органа не имеется
В силу статьи 12 Закон N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.
Суды двух инстанций обоснованно заключили, что полномочий на устранение по собственной инициативе выявленных в заявлении противоречий у регистрирующего органа не имеется.
2. Указание в заявлении о государственной регистрации недостоверного адреса юридического лица является основанием для отказа в его государственной регистрации
При рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:
1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);
2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Определение Верховного Суда РФ от 27 июля 2015 г. N 306-КГ15-8007
Как установлено судами и усматривается из оспариваемых судебных актов, основанием для отказа в государственной регистрации общества, созданного в порядке преобразования, послужило указание в представленном в налоговый орган заявлении недостоверного адреса юридического лица и отсутствие в передаточном акте сведений о составе передаваемых прав и обязательств реорганизуемого юридического лица.
Разрешая спор, суды руководствовались положениями статьи 12, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и разъяснениями, данными в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", и констатировали правомерность действий налогового органа по отказу в государственной регистрации юридического лица.
При проведении контрольных мероприятий по проверке адреса на предмет правомерности его использования инспекция установила, что указанный в заявлении адрес является адресом массовой регистрации (определен в качестве адреса местонахождения 138 организаций); ни одна из зарегистрированных организаций деятельность по данному адресу не осуществляет, связь в двухстороннем порядке с организациями, зарегистрированными по данному адресу, осуществить невозможно.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что факт недостоверности сведений о месте нахождения ООО подтвержден.
При таких обстоятельствах суды обоснованно согласились с инспекцией в том, что в данном случае указание недостоверного адреса юридического лица подлежит квалификации как непредставление необходимых для государственной регистрации документов, что является основанием для отказа в государственной регистрации такого юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
3. Регистрирующий орган не вправе возлагать на заявителя бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в т.ч. путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных законом
Судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 9 Закона регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных Законом.
4. На основании заявления о государственной регистрации юридического лица осуществляется формирование записей государственного реестра о его месте нахождения
Определение Верховного Суда РФ от 22 января 2015 г. N 305-КГ14-6924
Формирование записей государственного реестра о месте нахождения юридического лица осуществляется согласно статье 12, пункту 1 статьи 14, пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в частности на основании соответствующего заявления о государственной регистрации, в котором наряду с иными сведениями указывается адрес юридического лица.
Представленные для регистрации документы об адресе юридического лица, на основании которых формируется соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию. Поэтому представление заявления, не отражающего действительного адреса юридического лица, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, являющийся федеральным информационным ресурсом (пункт 1 статьи 4, подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 14 Закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Из смысла приведенных норм материального права следует, что представленные для регистрации документы об адресе юридического лица, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.
При этом заявление, содержащее недостоверные сведения, должно расцениваться как отсутствие непосредственно самого документа - заявления о государственной регистрации юридического лица.
5. ФЗ N 129-ФЗ исходит из презумпции достоверности сведений, указанных в заявлении о регистрации
Поскольку необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона N 129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статей 4, 12, 14, 17, 25 Федерального закона N 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ, одним из оснований для признания недействительной государственной регистрации изменений является доказанная недостоверность сведений, внесенных в ЕГРЮЛ на основании заявления юридического лица.
По смыслу статей 12, 23 Федерального закона N 129-ФЗ достоверность представляемых на государственную регистрацию сведений о юридическом лице презюмируется, и ответственность за представление недостоверных сведений возлагается на заявителя.
В подаваемом в регистрирующий орган заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, сведения, содержащиеся в заявлении о государственной регистрации, достоверны (статья 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ).
Таким образом, фактически Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ исходит из презумпции достоверности сведений, указанных в заявлении о регистрации. При этом регистрирующему органу не предоставлено право проведения правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации.
6. Регистрирующий орган не вправе проводить правовую экспертизу документов, представленных для государственной регистрации
Регистрирующему органу не предоставлено право проведения правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации.
7. При отсутствии в протоколе решения общего собрания учредителей юридического лица о наделении полномочиями кого-либо выступать заявителем, заявление о государственной регистрации юридического лица по форме Р11001 должно включать в себя сведения о каждом учредителе как заявителе
Из материалов дела усматривается, что решением Межрайонной ИФНС России отказано в государственной регистрации ТСЖ на основании непредставления определенных ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", необходимых для государственной регистрации документов также на основании подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации юридического лица при создании.
Разрешая требования по существу и оценивая установленные по делу фактические обстоятельства, свидетельствующие, что в протоколе отсутствует решение общего собрания собственников помещений о наделении полномочиями выступать заявителями лиц, сведения о которых содержатся в представленном заявлении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявление о государственной регистрации юридического лица по форме Р11001 должно включать в себя сведения о каждом учредителе, принявшем решение о создании юридического лица, которые и будут являться заявителями. Для проведения процедуры государственной регистрации необходимо не только выполнение требований в части предоставления полного пакета документов, но и в части их соответствия по форме и содержанию, установленным нормативными актами, формам и порядку их заполнения.
8. Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, предусмотренный ст. 12 ФЗ N 129-ФЗ, является исчерпывающим
Как следует из материалов дела, основанием для отказа налоговым органом в государственной регистрации юридического лица явилось отсутствие в пакете документов, представленных для государственной регистрации, отчета независимого оценщика об оценке неденежного вклада в уставный капитал ООО.
Статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица.
Требований о представлении для государственной регистрации юридического лица при его создании отчета независимого оценщика об определении стоимости имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал, Федеральный закон N 129-ФЗ не содержит.
Статья 12 Закона N 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации создаваемого юридического лица.
Статьей 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" дан исчерпывающий перечень документов, необходимый для предоставления при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган.
9. Нарушение требований к оформлению документов, представляемых при регистрации юридического лица, приравнивается к их отсутствию
Удовлетворяя заявленные требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что двусторонняя печать представляемых в регистрирующий орган документов не является существенным нарушением и не может служить основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица, так как не меняет содержания и установленной формы заявления.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, при этом апелляционный суд исходил из того, что представление в рассматриваемом случае заявителем соответствующих перечню документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган, не освобождало ее от обязанности соблюдать требования, предъявляемые к оформлению конкретных документов при государственной регистрации, нарушение требований к оформлению документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами апелляционного суда, считает их соответствующими обстоятельствам дела, имеющимся в материалах дела доказательствам, и основанными на правильном применении судами правовых норм.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу
10. Формальные нарушения требований к оформлению документов, представляемых при регистрации юридического лица, не препятствуют регистрирующему органу совершить регистрационные действия
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, суды пришли к выводу о том, что истец представил в регистрирующий орган полный комплект документов, необходимых для регистрации юридического лица.
Допущенные истцом отступления от требований к оформлению документов в части представления устава, выполненного двусторонней печатью, и заявления, распечатанного с использованием различного программного обеспечения, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, позволяющих сделать вывод о непредставлении заявления по форме N Р11001 и устава ООО.
Названные нарушения являются формальными, не препятствовали регистрирующему органу совершить регистрационные действия и не относятся к случаям, указанным в статье 23 Федерального закона N 129-ФЗ. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Суды установили, что основанием для отказа в государственной регистрации ООО послужило то обстоятельство, что в заявлении по форме N Р11001 о государственной регистрации юридического лица в подпункте 6.1.6 листа "В" указан тип адресного объекта без использования сокращения - вместо "ул." указано "улица".
Вместе с тем суды установили, что указанное нарушение не носит неустранимый характер и не влечет неправильное восприятие регистрирующим органом соответствующего адреса.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что истцы для регистрации нового юридического лица представили в инспекцию полный пакет документов, предусмотренных статьей 12 Закона N 129-ФЗ, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации ООО, в том числе по причине ненадлежащего оформления листа "В" заявления по форме N Р11001.
11. Виды деятельности, указанные юридическим лицом в уставе при государственной регистрации, являются заявленными в ЕГРЮЛ
В пункте "в" статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" указано, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии). Таким образом, документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, в т.ч. устав общества, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра. Следовательно, указанные контрагентами при государственной регистрации в уставах виды деятельности являются заявленными в ЕГРЮЛ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 8 августа 2001 г. 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и ИП".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, М. Михайлевской, М.Р. Азымовой.