Энциклопедия судебной практики
Перевозка. Договор фрахтования
(Ст. 787 ГК)
1. При отсутствии в договоре сведений о наименовании груза, маршруте и месте подачи транспортных средств, сроке выполнения перевозки и размере платы за пользование транспортными средствами, обязательство не может быть квалифицировано как договор фрахтования
Проанализировав условия договора, руководствуясь статьей 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", установив, что заключенный сторонами договор не содержит сведений о наименовании груза, маршруте и месте подачи транспортных средств, сроке выполнения перевозки, при этом большая часть транспортных средств, использованных сторонами при исполнении договора, не предназначена для перевозки грузов (специализированные автомобили), суд пришел к обоснованному выводу о применении к спорным правоотношениям положений главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
Суд, установив, что договор не содержит сведений о наименовании груза, маршруте и месте подачи транспортных средств, сроке выполнения перевозки и размере платы за пользование транспортными средствами, пришел к обоснованному выводу, что правоотношения возникли из договора аренды транспортного средства без экипажа.
2. Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки
Арбитражный суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования налогоплательщика, пришел к выводу о том, что налоговым органом неправильно определено количество автомобилей, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, поскольку до 01.01.2012 предельное количество транспортных средств, являющееся одним из условий применения системы налогообложения в виде ЕНВД (не более 20 единиц) не было превышено. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что условия заключенных с ООО договоров, подпадающих под признаки договора фрахтования, являющегося разновидностью договора перевозки, а также фактическое исполнение договоров свидетельствуют о том, что предпринимателем осуществлялась деятельность по перевозке грузов, пассажиров. В этой связи суд признал неправомерным доначисление налогов по общей системе налогообложения за 2010 и 2011 годы. Основанием для признания недействительным решения инспекции в части доначисления НДФЛ за 2012 год явился вывод суда о неправильном определении размера налогового обязательства налогоплательщика, поскольку не были применены положения подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки.
Согласно статье 787 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки.
Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки.
3. Предметом договора фрахтования (чартер) является доставка пассажиров, груза и багажа в пункт назначения
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 марта 2009 г. N А55-13143/2008
Предметом договора фрахтования (чартер) является доставка пассажиров, груза и багажа в пункт назначения. По данному договору само транспортное средство не передается фрахтователю, ему предоставляется вместимость (либо ее часть) транспортного средства. Кроме того, фрахтовщик не оказывает фрахтователю никаких услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Управление и техническая эксплуатация составляют элементы существа обязательства перевозчика по доставке пассажиров, груза и багажа в пункт назначения.
4. Квалифицирующим признаком договора фрахтования является предоставление фрахтователю вместимости (ее части) транспортного средства для перевозки грузов, пассажиров, багажа, что делает возможным выделить его в отдельный вид договора перевозки с сохранением его родовой принадлежности к данному типу гражданско-правовых договоров
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 марта 2009 г. N А55-13143/2008
Предоставление фрахтователю вместимости (ее части) транспортного средства для перевозки грузов, пассажиров, багажа является квалифицирующим признаком договора фрахтования (чартера), позволяющим выделить его в отдельный вид договора перевозки при сохранении его родовой принадлежности к этому типу гражданско-правовых договоров.
5. Перевозчик по договору фрахтования не несет ответственность за сохранность перевозимого груза нетоварного характера
Согласно пунктам 1, 5 статьи 8 Устава автомобильного транспорта заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной.
Исключением из данного правила является договор фрахтования (статья 787 Кодекса и статья 18 Устава автомобильного транспорта), при заключении которого стороны исходят из отсутствия необходимости возложения на перевозчика ответственности за сохранность перевозимого груза нетоварного характера, а перевозчик по условиям договора принимает обязательство предоставить вместимость (часть вместимости) транспортного средства.
6. Исходя из смысла договора фрахтования, зафрахтована или оплачена должна быть вся вместимость транспортного средства или ее часть
Согласно статье 787 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор фрахтования (чартер) заключается в отношении всей или части вместимости транспортного средства (одного или нескольких). Соответственно, зафрахтована или оплачена должна быть вся вместимость транспортного средства или ее часть.
Таким образом, по Гражданскому кодексу Российской Федерации существенным отличием договора фрахтования (чартера) от договоров аренды (бербоут-чартера и тайм-чартера) является то, что по договору фрахтования фрахтовщик на возмездной основе обязуется предоставить фрахтователю всю или часть вместимости транспортных средств (одного или нескольких) для выполнения одного или нескольких рейсов для перевозки пассажиров, багажа, грузов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.