Энциклопедия судебной практики
Информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости
(Ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" признана утратившей силу с 1 января 2017 г.
1. Установленные нормативными актами границы зоны с особыми условиями использования территорий не могут изменяться по своему усмотрению органом кадастрового учета
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19 февраля 2015 г. N 305-КГ14-4322
Согласно части 1 статьи 15 Закона о кадастре [Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] сведения о границах зоны с особыми условиями использования территорий вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании документов, предоставленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими решение об установлении такой зоны.
Сведения о зоне с особыми условиями использования территорий "особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк были внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти (письмо учреждения от 15 июля 2008 г. N 1/06-395, письмо Роснедвижимости от 17 июля 2008 г. N ВК/3125).
Таким образом, границы национального парка определены при его создании и установлены вышеуказанными нормативными актами, в связи с чем не могут изменяться по своему усмотрению органом кадастрового учета.
2. Отсутствие сведений в ГКН о нахождении земельного участка в границах особо охраняемых территорий не влияет на факт существования особо охраняемой территории и нахождения земельных участков в границах такой зоны
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19 февраля 2015 г. N 305-КГ14-4322
Ограничение деятельности собственников земельных участков, расположенных в границах национального парка, возникает в силу закона с момента образования национального парка и установления его границ.
Наличие или отсутствие сведений в государственном кадастре недвижимости о нахождении спорных земельных участков в границах особо охраняемых территорий не влияет на факт существования указанной особо охраняемой территории - национального парка и зоны его охраны в границах, установленных вышепоименованными нормативными правовыми актами.
Поскольку установление зоны с особыми условиями использования территорий было произведено до возникновения у заявителя прав на спорные земельные участки, его права и законные интересы не могут быть нарушены действиями органа кадастрового учета, поскольку эти действия не влияют на факт нахождения земельных участков в границах такой зоны.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 сентября 2013 г. N 17867/12
В силу положений статьи 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий. Статья 15 Закона о кадастре устанавливает, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в установленный законом срок с даты принятия решения об установлении границ зоны с особыми условиями использования территорий представляет в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.
Границы территории памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы как земель историко-культурного назначения, его зон охраны были установлены до введения в действие указанных норм.
Наличие или отсутствие сведений в государственном кадастре недвижимости о нахождении спорного земельного участка в границах территории памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы или зоне охраны памятника не влияет на факт существования указанной территории данного памятника и его зоны охраны в границах, установленных постановлением N 156/18.
Неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" обязанности по представлению в органы кадастрового учета сведений об установлении территориальной зоны само по себе не влечет возможность выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в зонах рекреационного использования.
Тот факт, что границы территориальной зоны не определены в соответствии с требованиями описания местоположения границ объектов землеустройства, не препятствует установлению принадлежности спорного участка к той или иной зоне, поскольку сопоставление представленной Администрацией Петрозаводского городского округа выкопировки из Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа с выкопировкой из Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, а также планом земельных участков, расположенных в кадастровом квартале, с очевидностью свидетельствует о том, что испрашиваемый заявителем участок находится в зоне городских лесов.
Решение Челябинского областного суда от 5 марта 2015 г. по делу N 3-214/2015
Сведения о зоне с особыми условиями использования территорий "Каштакский бор и его охранная зона" были внесены в Государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти, что подтверждается письмом Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Челябинской области от 17 октября 2011 года N 5173 и соответствует требованиям ст. ст. 10, 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О Государственном кадастре недвижимости".
Границы территории Каштакского бора как земель с особыми условиями использования территорий и его зон охраны были установлены до введения в действие указанных норм.
Наличие или отсутствие сведений в Государственном кадастре недвижимости о нахождении земельных участков в границах территории Каштакского бора или его зоны охраны не влияют на факт существования особо охраняемой территории данного памятника природы и его охранной зоны в указанных границах.
3. Орган кадастрового учета не рассчитывает и не утверждает результаты кадастровой стоимости земельных участков, земель населенных пунктов.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 31 июля 2012 г.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ орган государственной власти ли орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством РФ порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
На основании п. 11 ч. 2. ст. 7 Федерального закона [от 24 июля 2007 N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости и среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель для муниципального района (городского округа).
Таким образом, из смысла указанных норм следует, что орган кадастрового учета не рассчитывает и не вправе утверждать результаты кадастровой стоимости земельных участков, земель населенных пунктов.
4. Действующее законодательство не возлагает на частное лицо - правообладателя земельного участка - обязанность представлять документ об изменении категории земельного участка
В силу п. 14. ч. 2. ст. 7; ч. 7 ст. 15; п. 9 ч. 1 ст. 22 Федерального закона [от 24 июля 2007 N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости", при кадастровом учете земельного участка в связи с изменениями сведений о виде разрешенного использования на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления, указанные документы должны запрашиваться ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия.
Кроме того, ненадлежащее исполнение Администрацией Викуловского муниципального района Тюменской области обязанности по предоставлению в орган кадастрового учета решений об утверждении Правил землепользования и застройки сельских поселений Викуловского муниципального района с картами (планами) объектов землеустройства не может являться законным основанием для приостановления осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости по заявлению гражданина.
Более того, виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки, утвержденных в установленном порядке, которые, как правильно указал суд первой инстанции, на территории Викуловского муниципального района были утверждены, официально опубликованы, вступили в силу, при этом они носят публичный характер, а потому на гражданина не могла быть возложена ответчиком обязанность по предоставлению извлечения из градостроительного регламента.
В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменятся территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, предоставляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего Федерального закона [от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] сведения.
Также из положений Закона [Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] следует, что если в орган кадастрового учета поступило заявление о кадастровом учете в связи с изменением категории земельного участка сведений об объекте недвижимости и при этом соответствующие копии документов не поступили из уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Анализируя изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действующее законодательство не возлагает обязанности на частное лицо - правообладателя земельного участка - по предоставлению документа об изменении категории земельного участка.
5. Порядок налогообложения земельным налогом зависит от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель, исходя из сведений в ГКН
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 марта 2012 г. N ВАС-16720/11
Исходя из вышеуказанных положений, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о принадлежности земельного участка к категории земель "земли лесного фонда", либо сведений о том, что на нем расположены находящиеся в государственной собственности водные объекты в составе водного фонда, означает, что данный земельный участок облагается земельным налогом в общеустановленном порядке; положения подпунктов 4, 5 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса в отношении него не применяются.
При наличии сведений в государственном кадастре недвижимости о категории земель "земли населенных пунктов", не оспоренных и не исключенных в установленном порядке, само по себе наличие лесного или водного объекта на земельном участке не означает возможность распространения на него изъятия из общего порядка налогообложения земельным налогом, установленного подпунктами 4, 5 пункта 2 статьи 389 [Налогового] Кодекса.
6. Факт постановки на кадастровый учет свидетельствует о проверке органом кадастрового учета правильности формирования земельного участка
В соответствии с п. 12 ст. 7, п. 7 ст. 15 ФЗ [Федерального закона] от 24.07.07 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр вносятся сведения об уникальных характеристиках объектов недвижимости, которые содержат сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах. Орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, представляет документы о данных природных объектах в орган кадастрового учета. Следовательно, факт постановки на кадастровый учет свидетельствует о проверке органом кадастрового учета правильности формирования соответствующего земельного участка.
По информации Управления Росреестра по Ростовской области, обращений и соответствующих документов для внесения границы водоохраной зоны р. Дон в орган кадастрового учета не поступало. В соответствии с информацией отдела водных ресурсов по Ростовской области Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (Донское БВУ) земельный участок расположен в водоохраной зоне р. Дон, за пределами береговой полосы.
Поэтому аргументы апеллянтов со ссылкой на представленные в дело доказательства, по их мнению, подтверждающие нахождение спорного земельного участка в пределах береговой полосы, подлежат отклонению, а заявленные исковые требования не могут быть удовлетворены в виду недоказанности.
В соответствии с п. 12 ст. 7, п. 7 ст. 15 ФЗ от 24.07.07 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр вносятся сведения об уникальных характеристиках объектов недвижимости, которые содержат сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах. Орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, представляет документы о данных природных объектах в орган кадастрового учета.
Следовательно, факт постановки на кадастровый учет свидетельствует о проверке органом кадастрового учета правильности формирования земельного участка.
Имеющийся в материалах дела кадастровый план земельного участка, который при наличии таких сведений не мог быть поставлен на кадастровый учет, таких сведений не содержит.
7. Установление того, в состав какой территориальной зоны входит земельный участок, виды разрешенного использования, назначение расположенных на участке объектов недвижимости является обязанностью Управления Росреестра
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2011 г. N 12651/11
В силу частей 6 и 8 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости при принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которым устанавливается, изменяется территориальная зона или отменяется ее установление, а также при принятии решения, в связи с которым требуется внесение изменений в сведения кадастра о видах разрешенного использования земельных участков, эти органы обязаны в порядке информационного взаимодействия представлять органу кадастрового учета соответствующие документы в предусмотренные этой статьей сроки.
Поэтому при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка, предоставленного ранее сельскохозяйственному предприятию, а затем обществу "для производственных целей", управление согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано было установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 мая 2011 г. N ВАС-6149/11
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным решения кадастровой палаты, суд пришел к выводу о том, что кадастровая палата в силу пункта 4 статьи 15, пункта 2 статьи 16, пункта 2 статьи 27 Закона о государственном кадастре не могла внести соответствующие изменения в сведения о спорном земельном участке, поскольку указанные сведения могли быть внесении лишь в порядке информационного взаимодействия, которое должно было организовать управление.
В силу частей 6, 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которым устанавливается, изменяется территориальная зона или отменяется ее установление, а также при принятии решения, в связи с которым требуется внесение изменений в сведения кадастра о видах разрешенного использования земельных участков, эти органы обязаны в порядке информационного взаимодействия представлять органу кадастрового учета соответствующие документы в предусмотренные этой статьей сроки.
Поэтому при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка, предоставленного заявителям "для эксплуатации зданий", Управление Росреестра согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано было установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости.
8. Субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления
В силу ст. 1, п.п. 6, 8 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
В силу ст. 1, п. 6 ст. 15, п. 8 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Определение Свердловского областного суда от 6 октября 2011 г. N 33-14326/2011
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона N 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Согласно ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. К таким сведения пункт 14 ч. 2 ст. 7 Закона относит сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
9. Если процедура перевода спорных земельных участков в установленном законом порядке не завершена, они не могут считаться свободными от прав прежнего землепользователя
Исходя из положений ст. 9, ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ ["О государственном кадастре недвижимости"] сведения об изменении границ населенных пунктов, в том числе путем перевода земель из одной категории в другую, вносятся в государственный кадастр недвижимости. Из материалов дела и объяснений представителя Управления Росреестра следует, что согласно записи в ЕГРП прав на недвижимое имущество и сделок с ним испрашиваемый истцами участок лесного фонда с условным номером N принадлежит на праве собственности Российской Федерации и имеет обременение договором аренды.
Доказательств того, что перевод спорных земельных участков из состава лесного фонда в состав земель населенного пункта согласован с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение участками лесного фонда, а также, что произведен кадастровый учет такого перевода, суду не представлено.
Таким образом, поскольку процедура перевода спорных земельных участков в установленном законом порядке не завершена, они не могут считаться свободными от прав прежнего землепользователя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. О государственном кадастре недвижимости" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. О государственном кадастре недвижимости" использованы авторские материалы, предоставленные Азымовой М.Р., Мазуриной И.Е., Михайлевской М.