Энциклопедия судебной практики
Орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости
(Ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" признана утратившей силу с 1 января 2017 г.
1. Передача полномочий по кадастровому учету государственному бюджетному учреждению не влечет утрату органом Росреестра статуса уполномоченного государственного органа кадастрового учета, осуществляющего функции по ведению кадастра недвижимости и предоставлению сведений из него
Приказом Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая Палата") по субъектам РФ полномочиями органа кадастрового учета" Росреестр как орган кадастрового учета в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости" передал техническое осуществление функций по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости подведомственному ему государственному бюджетному учреждению - ФГУ "Земельная кадастровая палата". Однако в связи с передачей этих полномочий органы Росреестра не утратили статус уполномоченного государственного органа кадастрового учета, осуществляющего функции по ведению кадастра недвижимости и предоставлению сведений из него.
2. Федеральные государственные учреждения, наделенные полномочиями по осуществлению кадастрового учета, являются надлежащими ответчиками по спорам, связанным с его осуществлением
Определение Верховного Суда РФ от 2 февраля 2015 г. N 306-ЭС14-7683
[Предъявлен иск об установлении кадастровой стоимости земельного участка]
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 и пунктами 27, 28 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.05.2012 N 292 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости" полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии".
Таким образом, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости и ответчиком по настоящему делу.
Определение Верховного Суда РФ от 2 сентября 2014 г. N 306-ЭС14-1512
Суд отказал в удовлетворении требований к управлению Росреестра, поскольку на основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Саратовской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы кадастровой палате с 01.12.2010.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 2012 г. N ВАС-9532/12
Содержащиеся в заявлении о пересмотре принятых судебных актов в порядке надзора доводы о том, что Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком, были предметом рассмотрения и надлежащей оценки судов нижестоящих инстанций. Указанные доводы правомерно отклонены со ссылкой на часть 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р, приказ Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", в соответствии с которыми федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" (правопредшественник заявителя) наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества.
3. Действия по кадастровому учету не могут осуществляться унитарными предприятиями - хозяйствующими субъектами
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 января 2010 г. N 11390/09
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости, предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в том числе кадастровых справок, осуществляются федеральным органом исполнительной власти - органом кадастрового учета.
В связи с этим ведение электронной карты состояния земель на территории города, подготовка и выдача справок, содержащих земельно-кадастровую информацию, не могут осуществляться муниципальным унитарным предприятием - хозяйствующим субъектом.
С 15.09.2015 действует раздел IV КАС РФ "Особенности производства по отдельным категориям административных дел"
4. Действия государственного учреждения по осуществлению кадастрового учета могут быть обжалованы в порядке главы 25 ГПК РФ; при наличии спора о праве - в порядке искового производства
Суд, оценивая довод о необходимости рассмотрения заявления [о признании незаконным решения о проведении кадастрового учета изменений объекта недвижимости и решения об отказе в предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости] в исковом порядке, правильно указал, что в соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий, к которым относятся, в том числе, государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости").
Поскольку из рассматриваемых требований не усматривается наличия спора о праве, то судом обоснованно окончательное разрешение требований произведено в соответствии с нормами, определяющими производство по делам, возникающим из публичных отношений.
Частью 2 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего.
Вместе с тем в исковом заявлении истец указывает, что постановка на кадастровый учет принадлежащего ей земельного участка была приостановлена в связи с тем, что имеет место наложение границ земельных участков, принадлежащих истцу и ответчику, при этом ошибка была допущена при межевании земельного участка, принадлежащего ответчику. Характер вышеуказанных спорных правоотношений свидетельствует о наличии в заявленных требованиях спора о праве на земельный участок.
Положенные в основу обжалуемого определения выводы о том, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не относится к субъектам, чьи решения, действия оспариваются в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также о наличии спора о праве, а именно о размере налога исходя из кадастровой стоимости земельных участков, подлежащих налоговому обложению, судебная коллегия находит ошибочными, поскольку они противоречат содержанию заявления и нормам гражданского процессуального законодательства.
В настоящее время ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" является государственным учреждением, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, решения и действия которого могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из содержания и требований заявления ФИО следует, что он оспаривает действия, выразившиеся, по его мнению, в неправомерном внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков, в том числе с нарушением установленного законом порядка и сроков, то есть требования заявителя вытекают из публичных правоотношений. Требования материального характера в заявлении отсутствуют.
Определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 25 января 2012 г. по делу N 33-664
Оставляя без движения исковое заявление [об оспаривании решения органа государственной власти, понуждении к восстановлению сведений о государственном кадастровом учете], применив аналогию закона, судья обоснованно указал на то, что из поданного истицей искового заявления неясно, в чем между заявленными сторонами имеет место спор о праве, поскольку заявитель не согласна с решением о снятии с кадастрового учета земельного участка. Фактически истица, обосновывая обстоятельства нарушения своих прав, оспаривает действия/решения органа государственной власти и должностных лиц. Такое обращение должно быть оформлено в порядке глав 23, 25 ГПК РФ.
5. Государственные учреждения по делам, связанным с выполнением ими функции органа государственной власти, освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд
В соответствии с подп. 19. п. 1 ст. 333.36 НК [Налогового кодекса] Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. В силу п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром) от 11 марта 2010 года N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества. Согласно Приказу Минэкономразвития от 13 сентября 2011 года N 473 "О реорганизации федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, ФБУ "Кадастровая палата" по Саратовской области реорганизовано в форме присоединения к ФГБУ "ФКП Росреестра". ФБУ "Кадастровая палата" по Саратовской области является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Следовательно, государственное учреждение, выполняющее функцию органа государственной власти, освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. О государственном кадастре недвижимости" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. О государственном кадастре недвижимости" использованы авторские материалы, предоставленные Азымовой М.Р., Мазуриной И.Е., Михайлевской М.