Энциклопедия судебной практики
Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости
(Ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" признана недействующей с 1 января 2017 г.
1. Объект недвижимости, строительство которого завершено, должен быть поставлен на государственный кадастровый учет как здание или сооружение с присвоением нового кадастрового номера и внесением в ГКН предыдущего кадастрового номера
Исходя из п. 2 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"], в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносится в том числе кадастровый номер объекта недвижимости, в результате реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым был образован другой объект недвижимости.
Учитывая вышеприведенные нормы, в отношении объекта недвижимости, строительство которого завершено, должна осуществляться его постановка на государственный кадастровый учет как соответственно здания или сооружения (с внесением в государственный кадастр недвижимости в том числе предыдущего кадастрового номера - кадастрового номера объекта незавершенного строительства) с присвоением такому зданию или сооружению нового кадастрового номера, что не может быть отнесено к числу вносимых в ЕГРП изменений, не влекущих прекращение прав на ранее учтенный по упрощенной процедуре объект незавершенного строительства.
2. Кадастровая стоимость земельного участка может быть определена исходя из его рыночной стоимости
Решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. по делу N 3г-94/2014
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка. В силу ст. 65 ЗК [Земельного кодекса] Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК Российской Федерации, федеральными законами. Как следует из п.п. 1, 3 ст. 66 ЗК [Земельного кодекса] Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона [от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ] "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона [от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ] "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, положения вышеуказанных правовых норм допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Решение Липецкого областного суда от 30 декабря 2014 г. по делу N 3-27/2014
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, для определения которой в случае необходимости судом назначается экспертиза.
Решение Липецкого областного суда от 10 декабря 2014 г. по делу N 3-24/2014
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Доказательством определения рыночной стоимости земельного участка может являться отчет независимого оценщика.
3. Определение кадастровой стоимости в размере рыночной не является оспариванием достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об её утверждении
Решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. по делу N 3г-94/2014
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка. При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об её утверждении.
4. Рыночная стоимость объекта недвижимости, подлежащая внесению в ГКН в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату
Решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 декабря 2014 г. по делу N 3-92/2014
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Решение Свердловского областного суда от 15 декабря 2014 г. по делу N 3-124/2014
Принимая во внимание разницу между кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца об определении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной оценщиком по состоянию на 01.01.2010.
В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре объектов недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
5. Сведения ГКН являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории вида его разрешенного использования и описания его границ
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 марта 2012 г. N ВАС-16720/11
Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определяет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. В силу подпунктов 12, 13 пункта 2 этой статьи, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения о земельном участке: сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка; категория земель, к которой отнесен земельный участок.
Исходя из вышеуказанных положений, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о принадлежности земельного участка к категории земель "земли лесного фонда", либо сведений о том, что на нем расположены находящиеся в государственной собственности водные объекты в составе водного фонда, означает, что данный земельный участок облагается земельным налогом в общеустановленном порядке; положения подпунктов 4, 5 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса в отношении него не применяются.
При наличии сведений в государственном кадастре недвижимости о категории земель "земли населенных пунктов", не оспоренных и не исключенных в установленном порядке, само по себе наличие лесного или водного объекта на земельном участке не означает возможность распространения на него изъятия из общего порядка налогообложения земельным налогом, установленного подпунктами 4, 5 пункта 2 статьи 389 Кодекса [Налогового кодекса Российской Федерации].
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 февраля 2012 г. N ВАС-16576/11
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьями 5, 7 которого предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости - не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости в случае, если объектом учета является земельный участок, вносятся также сведения о разрешенном использовании.
Системный анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что земельные участки в границах населенных пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования и внесения об этом сведений в государственный кадастр недвижимости.
Определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 17 июня 2013 г. по делу N 33-4522
Пункт 5 статьи 2 ФЗ [Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ] "Об особо охраняемых природных территориях" предусматривает обязательное резервирование таких территорий в порядке ст. 56.1 Земельного кодекса. Статья 4 указанного закона предусматривает обязательный кадастровый учет особо охраняемых природных территорий в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Подпунктом 9 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.3007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" также установлено, что сведения об ограничениях земельного участка, а также сведения о границах охранных зон, установленных в отношении объекта недвижимости, содержатся в его кадастровом паспорте. Именно государственный кадастр содержит сведения о земельных участках с обязательным указанием категории земель разрешенного использования земельного участка.
Имеющийся в материалах дела кадастровый паспорт спорного земельного участка не содержит сведений о наличии второй зоны санитарной охраны курортной зоны. Указанный документ является юридически значимым, никем не оспорен и не признан недействительным. Доказательств резервирования спорного участка также не представлено.
Следовательно, вывод суда об отнесении спорного участка к землям особо охраняемых территорий не соответствует фактическим обстоятельствам и противоречит п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
6. В качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости может быть осуществлен учет части земельного участка в случае обременения вещных прав
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, учет части земельного участка осуществляется в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости в случае обременения вещных прав, в данном случае права собственности. Самостоятельному кадастровому учету часть земельного участка как обособленный объект недвижимости не подлежит, и формирование части земельного участка должно быть обусловлено наличием его обременения (например, арендой, сервитутом и т.п.).
7. Резолютивная часть решения суда по делам, связанным с образованием и изменением границ земельных участков, должна содержать указание на уникальные характеристики земельных участков, подлежащих внесению в ГКН
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 сентября 2011 г. N 3771/11
Резолютивная часть решения суда по такому делу должна содержать указание на уникальные характеристики земельных участков, информация о которых подлежит внесению в кадастр в силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости": площадь и текстовое описание вновь образуемых в результате раздела земельных участков, указание на соответствующий межевой план как неотъемлемую часть решения. Судебный акт, резолютивная часть которого соответствует этим требованиям, является впоследствии основанием для постановки на кадастровый учет образованных на основании такого решения суда земельных участков и регистрации прав на них.
8. Координаты характерных точек границ земельного участка устанавливаются при выполнении кадастровых работ, указываются в межевом плане, на основании которого вносятся в ГКН
По смыслу п. 3 ч. 1 ст. 7, ст. 37, 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" координаты характерных точек границ земельного участка устанавливаются при выполнении кадастровых работ, указываются в межевом плане, являющемся результатом кадастровых работ, и на основании межевого плана вносятся в государственный кадастр недвижимости.
9. Установление границ земельного участка при наличии уже установленных границ без их учета недопустимо
В силу п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" описание местоположения границ земельного участка является информацией об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносится в государственный кадастр недвижимости.
На основании ч. 7 ст. 38 Федерального закона [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
По смыслу вышеназванных положений закона установление границ земельного участка при наличии уже установленных границ без их учета недопустимо.
10. Поскольку площадь земельного участка является его уникальной характеристикой, то исключение площади земельного участка из сведений государственного кадастра недвижимости и отсутствие этих сведений в кадастровом учете невозможно
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о площади, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона [от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе (в том числе в отношении земельных участков), которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. К числу сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости в виде земельного участка статьей 7 названного Закона [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"] отнесены сведения о площади земельного участка,
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный. Площадь декларированная и составляет N кв. м., то есть границы данного земельного участка не были установлены в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из смысла и содержания приведенных норм материального права, регулирующих вопросы кадастрового учета объектов недвижимости, поскольку площадь земельного участка является его уникальной характеристикой, то исключение площади земельного участка из сведений государственного кадастра недвижимости и отсутствие этих сведений в кадастровом учете невозможно.
11. Границы земельных участков позволяют определить местонахождение участка на местности и, соответственно, и пределы распространения прав на конкретный земельный участок
Из содержания пунктов 3 и 6 части 1 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 22, частей 1, 4, 5, 7 и 9 статьи 38, части 3 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что границы земельных участков относятся к их подлежащим внесению в государственный кадастр недвижимости уникальным характеристикам объекта гражданского оборота, позволяющим определить местонахождение участка на местности, соответственно, и пределы распространения прав на конкретный земельный участок.
12. Внесение в ГКН в качестве дополнительных сведений о комнате кадастрового номера квартиры не означает, что комната может быть объектом кадастрового учета
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 2 марта 2011 г. N 33-2595/2011
Таким образом, занимаемые Масловой комнаты в настоящее время юридически являются частями квартиры, и присвоение им самостоятельных кадастровых номеров возможно лишь в случае, если они будут выделены в натуре из квартиры в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
Этот вывод подтверждается и положением п. 6 ч. 2 ст. 7 ФЗ [Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ] "О государственном кадастре недвижимости, согласно которому в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносится кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната.
Данное положение закона не означает, что такие помещения могут быть объектами кадастрового учета одновременно в составе квартиры и в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
13. Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2011 г. N 12651/11
Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
14. Отсутствие адреса объекта недвижимости и описания его местоположения не является препятствием для ведения государственного кадастрового учета и индивидуализации объекта недвижимости
Адрес объекта недвижимости не является обязательной характеристикой объекта недвижимости и его отсутствие не препятствует индивидуализации объекта в целях государственной регистрации.
15. Наложение ареста на земельный участок не влечет ограничения права собственника на судебную защиту, в т.ч. права на установление границ земельного участка
Наложение ареста на земельный участок не может рассматриваться как лишение права на судебную защиту собственника имущества, устанавливать ограничения как в возможности судебной защиты нарушенного права, так и в выборе способов такой защиты.
Необходимость в установлении границ части земельного участка, принадлежащего обществу, возникла в результате действий ответчиков по формированию земельного участка из земель государственной неразграниченной собственности, постановки на кадастровой учет и сдачи его в аренду компании с целью защиты зарегистрированного в установленном порядке права собственности общества.
По смыслу Закона о кадастре, установление в судебном порядке описания границ посредством определения координат характерных точек таких границ не приводит к изменению уникальных характеристик земельного участка. Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик участка правообладателя, а приводит существующий объем прав в соответствие с действующим земельным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. О государственном кадастре недвижимости" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. О государственном кадастре недвижимости" использованы авторские материалы, предоставленные Азымовой М.Р., Мазуриной И.Е., Михайлевской М.