Энциклопедия судебной практики
Налоговые агенты
(Ст. 24 НК)
1. Понятие налогового агента
1.1. Налоговый агент не наделен какими-либо властными функциями, свойственными налоговому органу
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 17 января 2013 г. N 33-39/2013
По смыслу положений [ст. 24 НК РФ] налоговый агент является лицом, выступающим на стороне налогоплательщика и выполняющим за него функции, связанные с учетом его доходов, исчислением и уплатой налогов. Оснований для вывода о том, что на налогового агента возложены какие-либо властные функции, свойственные налоговому органу, приведенные нормы не дают.
1.2. Организация признается в отношении конкретного физического лица налоговым агентом, если состоит с ним в трудовых или иных отношениях
Организация признается в отношении конкретного физического лица налоговым агентом, если названные субъекты состоят в трудовых или иных отношениях, следствием которых является выплата организацией физическому лицу дохода либо получение иной материальной выгоды.
Организация признается в отношении конкретного физического лица налоговым агентом, если названные субъекты состоят в трудовых или иных отношениях, следствием которых является выплата организацией физическому лицу дохода.
Согласно пункту 1 ст. 24, ст. 226 НК РФ организация является налоговым агентом в отношении конкретного физического лица, если названные субъекты состоят в трудовых или иных отношениях, следствием которых является выплата организацией физическим лицам дохода.
1.3. В случае исчисления заработной платы в судебном порядке суд нельзя относить к налоговым агентам
Из содержания положений Налогового кодекса Российской Федерации и из ч. 1 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что суд не относится к налоговым агентам и при исчислении заработной платы в судебном порядке не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц при исчислении заработной платы в судебном порядке. Взыскиваемые судом суммы заработной платы подлежат налогообложению в общем порядке.
Поскольку из содержания приведенных положений Налогового кодекса РФ следует, что суд не относится к налоговым агентам и при исчислении заработной платы в судебном порядке не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц, взыскиваемые судом суммы заработной платы подлежат налогообложению на стадии исполнения решения суда.
Апелляционное определение Московского городского суда от 24 июня 2014 N 33-16859/14
Поскольку из содержания приведенных положений НК РФ и из ч. 1 ст. 24 НК РФ следует, что суд не относится к налоговым агентам и при исчислении заработной платы в судебном порядке не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц при исчислении заработной платы в судебном порядке, взыскиваемые судом суммы заработной платы подлежат налогообложению в общем порядке.
Суд не относится к налоговым агентам и при исчислении заработной платы в судебном порядке не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц, взыскиваемые судом суммы заработной платы подлежат налогообложению в общем порядке работодателем.
Действующее законодательство не предусматривает вычет подоходного налога на доходы физических лиц при исчислении размера заработной платы, пособий и иных аналогичных выплат, определенных ко взысканию решением суда при рассмотрении трудового (а также и служебного) спора.
В соответствии со ст.ст. 24, 226 Налогового кодекса РФ налоги удерживаются налоговым агентом, к числу которых суд не относится, и перечисляются в соответствующий бюджет при фактической выплате денежных сумм.
1.4. При реализации арестованного имущества юридических лиц, не являющихся плательщиками НДС, уполномоченные лица, осуществляющие реализацию такого имущества, не являются налоговыми агентами
При реализации арестованного имущества во исполнение судебных актов, вынесенных в отношении лиц, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, уполномоченные лица, осуществляющие реализацию такого имущества, налоговыми агентами не являются, и на них, соответственно, не возлагается обязанность удерживать и перечислять НДС в бюджет.
При реализации арестованного имущества во исполнение судебных актов, вынесенных в отношении юридических лиц, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, уполномоченные лица, осуществляющие реализацию такого имущества, налоговыми агентами не являются, и на них, соответственно, не возлагается обязанность удерживать и перечислять НДС в бюджет.
2. Обязанности налогового агента
2.1. На налогового агента не может возлагаться обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику
На налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику.
Судебные инстанции, частично удовлетворяя требования организации, руководствовались статьями 24, 161, 173 НК РФ и исходили из того, что обязанность по уплате НДС в бюджет у филиала как налогового агента в отношении операций по предоставлению персонала может возникнуть не ранее перечисления иностранному лицу денежных средств в виде оплаты по договору; на налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств, в связи с чем требование инспекции в части уплаты НДС не соответствует положениям налогового законодательства.
Нормы Кодекса, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.
На налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику.
Исходя из положений статей 24, 226 Налогового кодекса Российской Федерации только в случае удержания налоговым агентом суммы налога он является лицом, обязанным перечислить (уплатить) в бюджет данные суммы налога.
Поскольку судами установлено, что общество не исчисляло и не удерживало налог на доходы физических лиц в указанной сумме, то возложение на налогового агента обязанности по уплате налога за счет собственных средств не соответствует требованиям вышеназванных статей.
При выплате дивидендов в пользу ОАО на Общество как на налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате недоимки по налогу на прибыль за счет собственных средств, т.к. такая обязанность возложена на налогоплательщика.
2.2. Обязанность налогового агента по уплате удержанного у налогоплательщика налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату данного налога
Принимая во внимание положения статьи 24 НК РФ, суд кассационной инстанции считает, что обязанность налогового агента по уплате в бюджет исчисленного и удержанного у налогоплательщика налога также [как и у налогоплательщика] считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогового агента.
2.3. В случае, если доход получен налогоплательщиком в натуральной форме, налоговый агент не обязан удерживать с него налог
В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика.
В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика.
В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика.
В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика.
В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика.
2.4. В случаях, когда уплата налога осуществлялась за счет налогоплательщика налоговым агентом, возмещение излишне уплаченных сумм налога должно осуществляться налоговым органом
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 августа 2013 г. N ВАС-7764/13
Действующее налоговое законодательство не устанавливает обязанности в отношении налоговых агентов по возврату налогоплательщику сумм излишне уплаченных в бюджет налогов. Отсутствует также у налоговых агентов обязанность возмещать такие суммы за свой счет или путем направления поручений соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения.
Даже в тех случаях, когда уплата налога осуществлялась за счет налогоплательщика налоговым агентом, возмещение излишне уплаченных сумм налога должно осуществляться налоговым органом на основании заявления самого налогоплательщика, если иное не предусмотрено законом.
Налогоплательщик не вправе требовать от налогового агента возмещения сумм налогов, излишне удержанных им у налогоплательщика и перечисленных в бюджет. В свою очередь налоговый агент, не возместивший налогоплательщику сумму излишне удержанного налога, не вправе требовать ее возмещения из бюджета.
Следовательно, даже в тех случаях, когда уплата налога осуществлялась за счет налогоплательщика налоговым агентом, возмещение излишне уплаченных сумм налога должно осуществляться налоговым органом на основании заявления самого налогоплательщика, если иное не предусмотрено законом.
2.5. Если денежных выплат в налоговом периоде налогоплательщику не производилось, налоговый агент должен исчислить подлежащую уплате плательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 57 (пункт 1)
В том случае, когда денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось и удержание суммы налога оказалось невозможным, налоговый агент на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 24 Кодекса обязан лишь исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика.
Определение Верховного Суда РФ от 27 июля 2015 г. N 304-ЭС15-9388
В случае, когда при совершении товарообменных операций не производилось выплат денежных средств за поставленную продукцию, в связи с чем удержание налога оказалось невозможным, на налоговом агенте лежит обязанность, установленная подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса, исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика.
В том случае, когда денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось и удержание суммы налога оказалось невозможным, налоговый агент на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 24 Кодекса обязан лишь исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика.
В том случае, когда денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось и удержание суммы налога оказалось невозможным, налоговый агент на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 24 Кодекса обязан лишь исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика.
В том случае, когда денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось и удержание суммы налога оказалось невозможным, налоговый агент на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ обязан лишь исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика.
2.6. Задолженность, находящаяся в распоряжении налогового агента после удержания с доходов физических лиц, взыскивается с налогового агента в порядке, установленном для взыскания недоимок с налогоплательщиков
Если налоговый агент удержал налог с доходов физических лиц - налогоплательщиков, но своевременно не перечислил его в бюджет, задолженность по налогу на доходы возникает у налогового агента, а не физического лица, поскольку в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 45 НК РФ со дня удержания налога налоговым агентом налогоплательщик считается исполнившим обязанность по его уплате. Эта задолженность (находящаяся в распоряжении налогового агента после удержания с доходов физических лиц) может быть взыскана с налогового агента в порядке, установленном для взыскания недоимок с налогоплательщиков, в том числе путем зачета в счет ее погашения имеющейся у организации переплаты налогов.
2.7. В случае освежения материальных ценностей государственного резерва и уплаты НДС за свой счет ответственный хранитель обязан сообщить в налоговый орган о невозможности удержания налога с Управления Росрезерва и вправе возместить налог из бюджета, а не взыскивать его с Управления
При выпуске материальных ценностей из государственного резерва при одновременной поставке и закладке в него равного количества аналогичных товаров ответственный хранитель обязан как налогоплательщик учесть при определении налоговой базы по НДС стоимость операции по поставке им материальных ценностей в государственный резерв, а как налоговый агент в отношении операций по выпуску товаров из государственного резерва - исчислить и уплатить налог в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 161 НК РФ.
Произведенная сторонами операция освежения материальных запасов не предполагает привлечение дополнительных бюджетных средств в качестве компенсации ответственному хранителю затрат при проведении данной операции ввиду равноценности товаров, выпускаемых из государственного резерва и поступающих в распоряжение ответственного хранителя.
При этом обязанность по уплате НДС в бюджет возлагается на налоговых агентов вне зависимости от способов, с помощью которых производились расчеты получателя (покупателя) с собственником имущества, включая денежные или неденежные расчеты, а суммы, уплаченные в качестве НДС в бюджет налоговыми агентами, подлежат компенсации из бюджета через механизм налоговых вычетов в порядке, установленном статьями 171 - 172 НК РФ.
В случае, когда при совершении товарообменных операций не производилось выплат денежных средств за поставленную продукцию, в связи с чем удержание НДС оказалось невозможным, на налоговом агенте лежит обязанность, установленная подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ, исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика.
Таким образом, в случае уплаты НДС из собственных средств Общество - налоговый агент было вправе воспользоваться порядком, предусмотренным действующим налоговым законодательством, для возмещения уплаченного налога из бюджета, а не требовать взыскания спорных сумм с Управления.
3. Ответственность налогового агента
3.1. Налоговый агент привлекается к ответственности только в том случае, если он имел реальную возможность удержать налог из выплачиваемого налогоплательщику дохода
Налоговый агент становится обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет налога и уплате пеней только в случае удержания сумм налога из доходов налогоплательщика. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.
Согласно п. 4 ст. 24, п. 6 ст. 226 Налогового кодекса налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для уплаты налога налогоплательщиком, только удержанные налоги. Следовательно, лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом последний становится обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 апреля 2011 г. N Ф09-600/11
Из содержания обязанностей, предусмотренных в ст. 24 Кодекса, следует, что ответственность, установленная ст. 123 Кодекса, наступает в случае, если налоговый агент имел реальную возможность удержать налог из дохода, выплачиваемого налогоплательщику.
В обязанность налоговых агентов входит своевременное исчисление и удержание налогов из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, в связи с чем ответственность налогового агента может наступать только в том случае, если он имел возможность удержать налог из выплачиваемых им сумм.
Следовательно, обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц обусловлена фактом выплаты доходов налогоплательщику и возможностью ею удержать из выплачиваемых сумм.
Согласно пункту 4 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком, только удержанные налоги. Следовательно, лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы и уплате пеней, установленных статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
3.2. Налоговый агент выплачивает штраф за неперечисление или неполное перечисление сумм налога независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана им у налогоплательщика
При рассмотрении споров, связанных с применением ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо учитывать, что указанное правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика.
Правонарушение [по ст. 123 НК РФ] может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика.
Правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика.
При рассмотрении споров о взыскании штрафа, предусмотренного статьей 123 Кодекса за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налоговым агентом сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика, судам необходимо учитывать, что указанное правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, если он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика.
Штраф, предусмотренный статьей 123 НК РФ, подлежит взысканию в том случае, когда налоговый агент имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика.
3.3. Денежные средства могут быть признаны излишне перечисленными в бюджет, если их сумма превышает сумму налога, удержанного с налогоплательщиков - физических лиц, и они уплачены за счет собственных средств налогового агента
Применительно к налоговому агенту денежные средства, уплаченные с назначением платежа "НДФЛ", могут быть признаны излишне перечисленными в бюджет, если такие суммы превышают суммы налога, удержанного с налогоплательщиков - физических лиц, денежные средства должны быть уплачены за счет собственных средств налогового агента при отсутствии у него соответствующей обязанности по их перечислению.
3.4. Если налогоплательщик выступает также налоговым агентом, оформление результатов проверки и вынесение решения о привлечении к налоговой ответственности производится в соответствии со статьями 100 и 101 НК РФ
Положения Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок проведения выездной проверки налогоплательщиков и оформления ее результатов, не содержат специальных норм, определяющих механизм проверок и оформления их результатов в тех случаях, когда налогоплательщик выступает также налоговым агентом.
Оформление результатов проверки и вынесение решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности производится в таком случае также в соответствии со статьями 100 и 101 НК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 апреля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.